Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Знакомство с культурным наследием Санкт-Петербурга

 Акопян Роза Размиковна
             Направленность программы – художественно-эстетическая.
Санкт - Петербург всегда считался культурной столицей России. Поэтому его жители должны знать свой город, любить его.
Актуальность данного предмета обусловлена тем, что дети с малых лет становятся настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Они учатся не только любить и беречь свой город, но чувствовать себя частицей петербургского сообщества. Ведь Санкт - Петербург - это «материк культуры», «наследник мировых цивилизаций, это великий воспитатель».
При составлении программы педагог руководствовалась основными направлениями Концепции дошкольного воспитания, Законом РФ об образовании, методическими рекомендациями МО РФ.
Актуальность программы заключается в том, чтобы через личностное восприятие города выработать у ребенка петербургский стиль поведения, неравнодушное отношение к родному городу.
Педагогическая целесообразность выражается в том, что у детей формируется осмысленное отношение к городу, к сохранению его ценностей, развивается наблюдательность, внимание, расширяется словарный запас.
Цель программы – сформировать положительно- осознанное, неравнодушное отношение ребенка к родному городу, его культурному наследию; уметь узнавать достопримечательности своего района, ориентироваться на своей улице, выявлять особенности различных зданий.
 Обучающие задачи:
- формировать у детей начальные знания о родном городе,
- научить узнавать  памятники культуры и искусства,
- научить элементарным сведениям о памятниках культуры и искусства,
- знать имена и достижения некоторых  знаменитых жителей города.
Развивающие задачи:
  • развивать у детей кругозор,
  • обогатить повседневный опыт знаниями об уникальности природного и культурного
    наследия нашего города,
  • развивать речевую культуру.
Воспитательные задачи:
-выработать  правила  поведения  горожанина - петербуржца (в театре, музее, на выставках, экскурсиях),
- воспитывать  умение ориентироваться на местности: на родной улице, в квартале.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Срок    реализации 2 года .
Режим занятий:2 часа в неделю,72 часа в год.
Форма организации деятельности – групповая.
 
Ожидаемые результаты:
     1-ый год обучения:
Обучающиеся должны знать:
- особенности   жизни в городе и в деревне
-правила поведения  на улице, в транспорте, во время  экскурсии,
-главные достопримечательности  Санкт- Петербурга,
-основные сведения о своем районе,
- краткие сведения об основателе города, историю названия города,
- знать символику города: герб и флаг города
- название  некоторых рек и каналов города,
-название крупнейших островов города
-особенности декоративного убранства города и  петербургских домов,
- имена некоторых знаменитых петербуржцев,
-функциональное значение городских зданий: фабрик, заводов, вокзалов, музеев, театров. библиотек и т.п.
 
  Обучающиеся должны уметь:
  • правильно вести себя на улице, в транспорте, музее,
  • различать городские и деревенские дома,
  • объяснять понятия: город, деревня, улица, площадь, переулок,
  • объяснять символику города,
  • различать четную и нечетную стороны улицы,
  • объяснять особенности декоративного убранства домов,
  •  называть некоторые реки, каналы, мосты, острова Санкт – Петербурга,
  •  объяснять назначение фабрики, завода, театра, библиотеки, музея.
Обучающиеся приобретают навыки:
-познавательной деятельности и наблюдательности.
-первичные навыки исследовательской деятельности
 
2-ой год обучения:
Обучающиеся должны знать:
- правила поведения  на улице, в транспорте, на экскурсии,
-создателей  и архитектурные особенности Зимнего дворца, Государственного музея  Эрмитаж,
- имя первого архитектора Санкт-Петербурга - Доменико Трезини   
- некоторые архитектурные особенности Петропавловского собора и Петропавловской крепости,   
 - имя архитектора Адмиралтейства, некоторые архитектурные особенности здания,
-имена выдающихся   петербуржцев, которым установлены памятники  в Адмиралтейском саду,
- имена создателей ансамбля Стрелки,
- особенности архитектурного облика ансамбля Стрелки Васильевского острова,
- название и специализация музеев Стрелки В.О.,
- имена создателей памятника – Медный всадник,
- здания, входящие в ансамбль площади Декабристов,
- имя архитектора Исаакиевского собора,
- особенности наружного и внутреннего убранства Исаакиевского собора  
 - памятные даты: день рождения города, день снятия Блокады, день Победы в ВОВ
 - символику Российской Федерации: герб, флаг
          
Обучающиеся должны уметь:
- правильно вести себя на улице, в транспорте, на экскурсии,
- грамотно использовать термины и понятия, указанные в программе,
- отвечать на вопросы о  специфике поведения в городских условиях,  
 
-  узнавать по изображениям достопримечательности, называя признаки, по которым их
узнал,                                                                                                                                                                 
- уметь различать и находить архитектурные детали зданий и мостов. Обучающие приобретают навыки:
- выявления архитектурных особенностей  петербургских  зданий,
- определения   кому из выдающихся петербуржцев  установлен  памятник,
 -составления описательного рассказа о достопримечательности,
- составления  устного рассказа о  своих впечатлениях.
 
В течение года проводятся тематические экскурсии:
В Петропавловскую крепость, Эрмитаж, Музей пожарной охраны.
 
 
Формой подведения итогов являются:
-выступления детей на выпускном празднике группы,
-выставка рисунков и поделок обучающихся,
- выставка альбомов,  выполненных обучающимися совместно с родителями.
 
                               Учебно- тематический план
                                                     1 год обучения
                                                           (72 часа)
Наименование       тем       и                  Количество часов
 
 
разделов Теоретические Практические  Всего
1. Введение      
  1.1 Вводное занятие 1    
  1.2Диагностика   3  
        4
2. Мир города      
  2.1. Город и деревня 1 2  
  2.2.Город «живой» 1 2  
  2.3. «Сосуды» города 1 1  
  2.4. «Клетки» города 1 1  
  2.5. «Легкие» города 1 1  
        12
3. Город и горожане      
  3.1 Жители города 1 2                
  3.2. «Болезни»города 1 3           
  3.3. Экскурсия   1  
        8
4. Визитная        карточка      
  города  Санкт-Петербурга      
  4.1. Имя города 1 2          
  4.2. Возраст города 1 1  
  4.3. Герб города 1 1  
  4.4.Экскурсия   1  
        8
5. Отличительные      черты    
  Санкт - Петербурга      
  5.1.    Санкт  - Петербург         
   - город рек и каналов 2 5                     
  5.2.Санкт  - Петербург        
   - город островов и мостов 4 3  
  5.3. Сказочный      
  Санкт- Петербург 2 1  
5.4.Экскурсии   3  
        20
6. Богатства города      
  6.1. Город - труженик 4 1  
  6.2. Город музеев 4 1  
  6.3.Театры города 3 1  
  6.4. Петербургские храмы 1    
  6.5. « Хранилища мыслей» 1    
  6.6. «Храмы науки» 1    
  6.7. Петербуржцы 1    
6.8. Экскурсии   2  
        20
  Итого часов: 34 38 72
         
 
 
                                             
                                           Учебно- тематический план
2- ой год обучения
 (72 часа)
 

 
Наименование        тем        и                     Количество часов
 
 
разделов Теоретические Практические Всего
1. Блистательный      
  Санкт - Петербург      
  1.1.Дворец      
  «Славы Российской» 1 1  
  1.2 Главный дворец города 1    
  1.3 Создатели дворца. 1 1  
  1.4. Памятник архитектуры 1 1  
  1.5.Памятник     истории      и      
  культуры 1 1  
  1.6.Экскурсия   1  
        10
2. Неприступная твердыня      
  2.1 Рождение крепости 1 2  
  2.2 Жизнь крепости 1 3  
  2.3 Петропавловский собор 2 3  
  2.4.Архитектор собора      
  и крепости 1 2  
  2.5.   Внутреннее   убранство      
  собора 1 2  
  2.5.Петровские ворота 1    
  2.6. Экскурсии   3  
        22
3. Владыка морей      
  3.1 .Центральное           здание      
  старинного Петербурга 1 1  
  3.2.Создатели      
  Адмиралтейства 1    
  3.3. Памятник архитектуры 1    
  3.4.Скульпторы      
  Адмиралтейства 1    
  3.5.Горельеф на центральной      
  башне 1 1  
  3.6.Адмиралтейский сад 1    
  3.7.Экскурсии   2  
        10
4. Стрелка на Неве      
  4.1. Ансамбль стрелки 1 1  
  4.2. Храм торговли 3 1  
  4.3.Причал, набережные,      
  спуски 1 1  
  4.4.Пахгаузы 1    
  4.5. Сквер 1 1  
  4.6.Создатели           ансамбля      
  стрелки 1 1  
  4.7Созвездие музеев 1    
  4.8.Экскурсия   1  
        15
5. Хоровод      
  достопримечательностей      
  5.1 .Ансамбль площади 1 1  
  5.2. Медный всадник 1 1  
 
  5.3 .Создатели памятника 1 1  
  5.4. Здания Сената и  Синода 1 1  
  5.5. Создатель зданий 1 1  
  5.6. Исаакиевский собор 1 1  
  5.7.Создатели собора 1 1  
  5.8.Нева - часть ансамбля 1    
        15
  Итого: 35 37 72
 
Содержание программы
 
     1 -ый год обучения
Введение .
Охрана труда на занятиях и во время экскурсий.
Изложение основных требований к обучающимся на занятиях. Знакомство с целями и задачами курса.
 Диагностика в форме бесед с обучающимися с целью выявления их знаний о городе.
Мир города.
Теория:
Город и однокоренные слова. Деревня. Основные особенности города и деревни. Их отличия.
«Сосуды» города. Улицы, проспекты, реки, каналы. Польза транспорта. Безопасность движения.
Улица. Тротуар, проезжая часть, «зебра», светофор, фонарь, дорожные знаки, островок безопасности.
Трамвайные пути, автобусная остановка, скамейка. Названия улиц. Набережные. «Клетки» города. Кварталы. Дома старые и новые. Фасад, фундамент, фронтон, окна. Дворец. Жилые и нежилые здания. Четная и нечетная сторона улицы. «Легкие» города. Лесопарки, сады, скверы, парки.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.
 
 Город и горожане.
Теория:
Жители города. Люди разных профессий. Соседи. Покой и тишина в городе. «Болезни» города. Плохие дороги, заводские трубы, машины, мусор, разбитые фонари и стекла, поломанные двери, сломанные ветки на деревья, грязный двор. Правила горожанина петербуржца (памятка).
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.
Визитная карточка города.
Теория:
Имя города в честь покровителя - Петра. Изменение имени города несколько раз :
 Санкт -Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт- Петербург (с  1992 года). Возраст города. 16 мая 1703 года. День рождения  Санкт - Петербурга 27 мая. Домик Петра. Герб города. Щит, скипетр, якоря - детали герба.
Практика:
 -рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.
 
 
Отличительные черты Санкт — Петербурга.
Теория:
Санкт - Петербург -город рек и каналов. Нева - главная река города. Значение слова « Нева». Нева - красавица, труженица. Наводнения. Нева - кормилица. «Рукава» Невы. Фонтанка. Охта. Мойка.
Санкт -Петербург -город каналов. Обводный канал, канал Грибоедова. Санкт - Петербург -город островов и мостов. Понятие - остров. Крупные острова. Мосты, их названия и назначение.
Сказочный город. Архитекторы - проектировщики зданий. Декоративное убранство петербургских домов. Пилястры, колонны, отделка блестящим кирпичом. Гранитные и мраморные плиты- украшения домов балконные решетки, козырьки над подъездами, дверные ручки, перила лестниц.
Гранитные набережные - справа петербургских рек и каналов. Спуски. Парапеты. чугунные решетки. Затейливые рисунки решеток мостов, их сказочность : русалки, морские коньки, трезубцы, «тритоны. Цветы на решетке Михайловского сада. Виноградные гроздья на ограде сквера у Казанского собора. Золоченые лепестки цветов у решетки летнего сада. Охапки роз в корзинах на садовых воротах, колокольчики на ограде дворца Шереметьевых. «Зверинец» Петербурга- львы, грифоны, саламандры, кони. Фонари Санкт - Петербурга.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
- составление пазлов.
 
 
 Богатства города.
Теория:
Санкт -Петербург - город труженик. Его фабрики и заводы, вокзалы.
Санкт- Петербург -город музеев. Экспонат, музы, экскурсовод.
Санкт- Петербург -город театров. Мариинский, Александрийский и  др. театры. Храмы  Санкт- Петербурга. Библиотеки- «храмы» науки.
Петербуржцы. Знаменитые петербуржцы. Памятные доски. Петербургский стиль поведения. Коренной петербуржец.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков и раскрасок,
- разучивание стихов,
- участие в играх.
 
 
Содержание программы
 
2ой год обучения
 
 
Блистательный Санкт – Петербург
Теория:
Достопримечательности Санкт - Петербурга - это уникальные памятники (улицы, дома, площади города). Бережное к ним отношение.
Главный дворец города - Зимний. В нем 1059 помещений, 5 парадных подъездов, 117 лестниц, собственная церковь.
Набережная, мост, площадь носят имя Дворцовые.
Создатели дворца - архитектор Растрелли и плотники, резчики по дереву, позолотчики, паркетчики, каменщики, декораторы.
Зимний дворец - памятник архитектуры.
Пилястры, обилие декоративных украшений (маски, гирлянды, скульптуры, статуи), Посольская лестница.
Зимний дворец - памятник истории и культуры.
Сегодня Зимний дворец - музей, знаменитый Эрмитаж.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.

Неприступная твердыня.
Теория:
Санкт - Петербург - первое название Петропавловской крепости. Она названа в честь святых Петра и Павла. Жизнь крепости. Военный гарнизон, гауптвахта, "плясовая площадка", монетный двор.
Комендант крепости. Пушечный выстрел - традиция, оповещавшая жителей о наступлении полудня.
Петропавловский собор - главный храм петербуржцев. Его колокольня, купол, шпиль, пилястры, колонны, портики, звонница, куранты, ангел - флюгер.
Архитектор собора и крепости - Доменико Трезини. Внутреннее убранство собора - иконостас, иконы, усыпальницы крепости. Петровские ворота - символ Петропавловской крепости. Герб России - двуглавый орел, скипетр, держава.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.

Владыка морей.
Теория:
 Адмиралтейство - центр старинного Петербурга.
Создатель Адмиралтейства - Андреян Захаров. Длина здания - 406 м. Постаменты, флагштоки, куранты, шпиль, маленький кораблик.
Скульптуры Адмиралтейства, нимфы. Адмиралтейство - памятник истории, верфь, строительство кораблей, Россия - владыка морей.
Горельеф на центральной башне.
Адмиралтейский сад. Бюсты - поясные скульптурные портреты поэтов, писателей, композиторов - выдающихся петербуржцев.
Александровский сад - сад отдыха.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.
Стрелка на Неве.
Теория:
 "Рукава Невы". Ансамбль Стрелки (Биржа, Ростральные колонны, пакгаузы, набережная, спуски, зеленый сквер).
Храм торговли (гранитная лестница, хоровод колонн, галерея, скульптурные группы). Маяки.
Создатели ансамбля стрелки (Андреян Захаров, Жан - Фрнсуа Тома де Томон,
 И.П. Прокофьев).
Созвездия музеев - центральный музей военно-морского флота, зоологический, музей почвоведения.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.
 
 Хоровод достопримечательностей.
Теория:
 Площадь декабристов, ее ансамбль. Медный всадник - символ Петербурга. Создатели памятника - Этьен Фальконе, Мари Ан Колло, Федор Гардеев.
Здание Сената и Синода, скульптуры на них. Автор - В.И. Демут - Малиновский. Карл Иванович Росси - создатель этих зданий.
Исаакиевский собор - "собор соборов". Скульптурное убранство собора. Автор И.П. Витали. Внутреннее убранство собора. Собор - это музей произведений искусства: живописи, мозаики, резьбы по камню. Алтарь и иконостас. Витражи и мозаичные иконы. Росписи собора. Карл Брюллов. Этот собор - музей мозаики.
О.Монферран - создатель собора. Нева - часть ансамбля.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.
 
 
 
 
                          Методическое обеспечение программы.
 
На занятиях используются следующие формы работы:
рассказ, беседа, выполнение раскрасок, рисование, игры - занятия,
рассматривание открыток и репродукций картин, экскурсии.
 
Учебно-методические материалы:
-репродукции с картин,
-книги о Санкт – Петербурге,
-художественная литература о Санкт – Петербурге,
- открытки,
- альбомы ( музей домик Петра, крейсер Аврора),
- диски  с материалами о городе,
-методические разработки игр.
 Эти задачи реализуются через беседы, занятия - путешествия, прогулки, раскраски, игры, работу в группах с воспитателями, работу с родителями.
Закрепление знаний происходит на экскурсиях (автобусных и пешеходных, целевых прогулках); при составлении   детьми с родителями альбомов: «Мой город», «Моя семья», «Что я видел?». «Где мы были», «Мой любимый театр».
 
 
 
Дидактические материалы

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»