Знакомство с культурным наследием Санкт-Петербурга
Акопян Роза Размиковна
Направленность программы – художественно-эстетическая.Санкт - Петербург всегда считался культурной столицей России. Поэтому его жители должны знать свой город, любить его.
Актуальность данного предмета обусловлена тем, что дети с малых лет становятся настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Они учатся не только любить и беречь свой город, но чувствовать себя частицей петербургского сообщества. Ведь Санкт - Петербург - это «материк культуры», «наследник мировых цивилизаций, это великий воспитатель».
При составлении программы педагог руководствовалась основными направлениями Концепции дошкольного воспитания, Законом РФ об образовании, методическими рекомендациями МО РФ.
Актуальность программы заключается в том, чтобы через личностное восприятие города выработать у ребенка петербургский стиль поведения, неравнодушное отношение к родному городу.
Педагогическая целесообразность выражается в том, что у детей формируется осмысленное отношение к городу, к сохранению его ценностей, развивается наблюдательность, внимание, расширяется словарный запас.
Цель программы – сформировать положительно- осознанное, неравнодушное отношение ребенка к родному городу, его культурному наследию; уметь узнавать достопримечательности своего района, ориентироваться на своей улице, выявлять особенности различных зданий.
Обучающие задачи:
- формировать у детей начальные знания о родном городе,
- научить узнавать памятники культуры и искусства,
- научить элементарным сведениям о памятниках культуры и искусства,
- знать имена и достижения некоторых знаменитых жителей города.
Развивающие задачи:
- развивать у детей кругозор,
- обогатить повседневный опыт знаниями об уникальности природного и культурного
наследия нашего города, - развивать речевую культуру.
-выработать правила поведения горожанина - петербуржца (в театре, музее, на выставках, экскурсиях),
- воспитывать умение ориентироваться на местности: на родной улице, в квартале.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Срок реализации 2 года .
Режим занятий:2 часа в неделю,72 часа в год.
Форма организации деятельности – групповая.
Ожидаемые результаты:
1-ый год обучения:
Обучающиеся должны знать:
- особенности жизни в городе и в деревне
-правила поведения на улице, в транспорте, во время экскурсии,
-главные достопримечательности Санкт- Петербурга,
-основные сведения о своем районе,
- краткие сведения об основателе города, историю названия города,
- знать символику города: герб и флаг города
- название некоторых рек и каналов города,
-название крупнейших островов города
-особенности декоративного убранства города и петербургских домов,
- имена некоторых знаменитых петербуржцев,
-функциональное значение городских зданий: фабрик, заводов, вокзалов, музеев, театров. библиотек и т.п.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно вести себя на улице, в транспорте, музее,
- различать городские и деревенские дома,
- объяснять понятия: город, деревня, улица, площадь, переулок,
- объяснять символику города,
- различать четную и нечетную стороны улицы,
- объяснять особенности декоративного убранства домов,
- называть некоторые реки, каналы, мосты, острова Санкт – Петербурга,
- объяснять назначение фабрики, завода, театра, библиотеки, музея.
-познавательной деятельности и наблюдательности.
-первичные навыки исследовательской деятельности
2-ой год обучения:
Обучающиеся должны знать:
- правила поведения на улице, в транспорте, на экскурсии,
-создателей и архитектурные особенности Зимнего дворца, Государственного музея Эрмитаж,
- имя первого архитектора Санкт-Петербурга - Доменико Трезини
- некоторые архитектурные особенности Петропавловского собора и Петропавловской крепости,
- имя архитектора Адмиралтейства, некоторые архитектурные особенности здания,
-имена выдающихся петербуржцев, которым установлены памятники в Адмиралтейском саду,
- имена создателей ансамбля Стрелки,
- особенности архитектурного облика ансамбля Стрелки Васильевского острова,
- название и специализация музеев Стрелки В.О.,
- имена создателей памятника – Медный всадник,
- здания, входящие в ансамбль площади Декабристов,
- имя архитектора Исаакиевского собора,
- особенности наружного и внутреннего убранства Исаакиевского собора
- памятные даты: день рождения города, день снятия Блокады, день Победы в ВОВ
- символику Российской Федерации: герб, флаг
Обучающиеся должны уметь:
- правильно вести себя на улице, в транспорте, на экскурсии,
- грамотно использовать термины и понятия, указанные в программе,
- отвечать на вопросы о специфике поведения в городских условиях,
- узнавать по изображениям достопримечательности, называя признаки, по которым их
узнал,
- уметь различать и находить архитектурные детали зданий и мостов. Обучающие приобретают навыки:
- выявления архитектурных особенностей петербургских зданий,
- определения кому из выдающихся петербуржцев установлен памятник,
-составления описательного рассказа о достопримечательности,
- составления устного рассказа о своих впечатлениях.
В течение года проводятся тематические экскурсии:
В Петропавловскую крепость, Эрмитаж, Музей пожарной охраны.
Формой подведения итогов являются:
-выступления детей на выпускном празднике группы,
-выставка рисунков и поделок обучающихся,
- выставка альбомов, выполненных обучающимися совместно с родителями.
Учебно- тематический план
1 год обучения
(72 часа)
№ | Наименование тем и | Количество часов | ||
|
разделов | Теоретические | Практические | Всего |
1. | Введение | |||
1.1 Вводное занятие | 1 | |||
1.2Диагностика | 3 | |||
4 | ||||
2. | Мир города | |||
2.1. Город и деревня | 1 | 2 | ||
2.2.Город «живой» | 1 | 2 | ||
2.3. «Сосуды» города | 1 | 1 | ||
2.4. «Клетки» города | 1 | 1 | ||
2.5. «Легкие» города | 1 | 1 | ||
12 | ||||
3. | Город и горожане | |||
3.1 Жители города | 1 | 2 | ||
3.2. «Болезни»города | 1 | 3 | ||
3.3. Экскурсия | 1 | |||
8 | ||||
4. | Визитная карточка | |||
города Санкт-Петербурга | ||||
4.1. Имя города | 1 | 2 | ||
4.2. Возраст города | 1 | 1 | ||
4.3. Герб города | 1 | 1 | ||
4.4.Экскурсия | 1 | |||
8 | ||||
5. | Отличительные черты | |||
Санкт - Петербурга | ||||
5.1. Санкт - Петербург | ||||
- город рек и каналов | 2 | 5 | ||
5.2.Санкт - Петербург | ||||
- город островов и мостов | 4 | 3 | ||
5.3. Сказочный | ||||
Санкт- Петербург | 2 | 1 | ||
5.4.Экскурсии | 3 | |||
20 | ||||
6. | Богатства города | |||
6.1. Город - труженик | 4 | 1 | ||
6.2. Город музеев | 4 | 1 | ||
6.3.Театры города | 3 | 1 | ||
6.4. Петербургские храмы | 1 | |||
6.5. « Хранилища мыслей» | 1 | |||
6.6. «Храмы науки» | 1 | |||
6.7. Петербуржцы | 1 | |||
6.8. Экскурсии | 2 | |||
20 | ||||
Итого часов: | 34 | 38 | 72 | |
Учебно- тематический план
2- ой год обучения
(72 часа)
№ | Наименование тем и | Количество часов | ||
|
разделов | Теоретические | Практические | Всего |
1. | Блистательный | |||
Санкт - Петербург | ||||
1.1.Дворец | ||||
«Славы Российской» | 1 | 1 | ||
1.2 Главный дворец города | 1 | |||
1.3 Создатели дворца. | 1 | 1 | ||
1.4. Памятник архитектуры | 1 | 1 | ||
1.5.Памятник истории и | ||||
культуры | 1 | 1 | ||
1.6.Экскурсия | 1 | |||
10 | ||||
2. | Неприступная твердыня | |||
2.1 Рождение крепости | 1 | 2 | ||
2.2 Жизнь крепости | 1 | 3 | ||
2.3 Петропавловский собор | 2 | 3 | ||
2.4.Архитектор собора | ||||
и крепости | 1 | 2 | ||
2.5. Внутреннее убранство | ||||
собора | 1 | 2 | ||
2.5.Петровские ворота | 1 | |||
2.6. Экскурсии | 3 | |||
22 | ||||
3. | Владыка морей | |||
3.1 .Центральное здание | ||||
старинного Петербурга | 1 | 1 | ||
3.2.Создатели | ||||
Адмиралтейства | 1 | |||
3.3. Памятник архитектуры | 1 | |||
3.4.Скульпторы | ||||
Адмиралтейства | 1 | |||
3.5.Горельеф на центральной | ||||
башне | 1 | 1 | ||
3.6.Адмиралтейский сад | 1 | |||
3.7.Экскурсии | 2 | |||
10 | ||||
4. | Стрелка на Неве | |||
4.1. Ансамбль стрелки | 1 | 1 | ||
4.2. Храм торговли | 3 | 1 | ||
4.3.Причал, набережные, | ||||
спуски | 1 | 1 | ||
4.4.Пахгаузы | 1 | |||
4.5. Сквер | 1 | 1 | ||
4.6.Создатели ансамбля | ||||
стрелки | 1 | 1 | ||
4.7Созвездие музеев | 1 | |||
4.8.Экскурсия | 1 | |||
15 | ||||
5. | Хоровод | |||
достопримечательностей | ||||
5.1 .Ансамбль площади | 1 | 1 | ||
5.2. Медный всадник | 1 | 1 |
5.3 .Создатели памятника | 1 | 1 | ||
5.4. Здания Сената и Синода | 1 | 1 | ||
5.5. Создатель зданий | 1 | 1 | ||
5.6. Исаакиевский собор | 1 | 1 | ||
5.7.Создатели собора | 1 | 1 | ||
5.8.Нева - часть ансамбля | 1 | |||
15 | ||||
Итого: | 35 | 37 | 72 |
Содержание программы
1 -ый год обучения
Введение .
Охрана труда на занятиях и во время экскурсий.
Изложение основных требований к обучающимся на занятиях. Знакомство с целями и задачами курса.
Диагностика в форме бесед с обучающимися с целью выявления их знаний о городе.
Мир города.
Теория:
Город и однокоренные слова. Деревня. Основные особенности города и деревни. Их отличия.
«Сосуды» города. Улицы, проспекты, реки, каналы. Польза транспорта. Безопасность движения.
Улица. Тротуар, проезжая часть, «зебра», светофор, фонарь, дорожные знаки, островок безопасности.
Трамвайные пути, автобусная остановка, скамейка. Названия улиц. Набережные. «Клетки» города. Кварталы. Дома старые и новые. Фасад, фундамент, фронтон, окна. Дворец. Жилые и нежилые здания. Четная и нечетная сторона улицы. «Легкие» города. Лесопарки, сады, скверы, парки.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.
Город и горожане.
Теория:
Жители города. Люди разных профессий. Соседи. Покой и тишина в городе. «Болезни» города. Плохие дороги, заводские трубы, машины, мусор, разбитые фонари и стекла, поломанные двери, сломанные ветки на деревья, грязный двор. Правила горожанина петербуржца (памятка).
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.
Визитная карточка города.
Теория:
Имя города в честь покровителя - Петра. Изменение имени города несколько раз :
Санкт -Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт- Петербург (с 1992 года). Возраст города. 16 мая 1703 года. День рождения Санкт - Петербурга 27 мая. Домик Петра. Герб города. Щит, скипетр, якоря - детали герба.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.
Отличительные черты Санкт — Петербурга.
Теория:
Санкт - Петербург -город рек и каналов. Нева - главная река города. Значение слова « Нева». Нева - красавица, труженица. Наводнения. Нева - кормилица. «Рукава» Невы. Фонтанка. Охта. Мойка.
Санкт -Петербург -город каналов. Обводный канал, канал Грибоедова. Санкт - Петербург -город островов и мостов. Понятие - остров. Крупные острова. Мосты, их названия и назначение.
Сказочный город. Архитекторы - проектировщики зданий. Декоративное убранство петербургских домов. Пилястры, колонны, отделка блестящим кирпичом. Гранитные и мраморные плиты- украшения домов балконные решетки, козырьки над подъездами, дверные ручки, перила лестниц.
Гранитные набережные - справа петербургских рек и каналов. Спуски. Парапеты. чугунные решетки. Затейливые рисунки решеток мостов, их сказочность : русалки, морские коньки, трезубцы, «тритоны. Цветы на решетке Михайловского сада. Виноградные гроздья на ограде сквера у Казанского собора. Золоченые лепестки цветов у решетки летнего сада. Охапки роз в корзинах на садовых воротах, колокольчики на ограде дворца Шереметьевых. «Зверинец» Петербурга- львы, грифоны, саламандры, кони. Фонари Санкт - Петербурга.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
- составление пазлов.
Богатства города.
Теория:
Санкт -Петербург - город труженик. Его фабрики и заводы, вокзалы.
Санкт- Петербург -город музеев. Экспонат, музы, экскурсовод.
Санкт- Петербург -город театров. Мариинский, Александрийский и др. театры. Храмы Санкт- Петербурга. Библиотеки- «храмы» науки.
Петербуржцы. Знаменитые петербуржцы. Памятные доски. Петербургский стиль поведения. Коренной петербуржец.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков и раскрасок,
- разучивание стихов,
- участие в играх.
Содержание программы
2ой год обучения
Блистательный Санкт – Петербург
Теория:
Достопримечательности Санкт - Петербурга - это уникальные памятники (улицы, дома, площади города). Бережное к ним отношение.
Главный дворец города - Зимний. В нем 1059 помещений, 5 парадных подъездов, 117 лестниц, собственная церковь.
Набережная, мост, площадь носят имя Дворцовые.
Создатели дворца - архитектор Растрелли и плотники, резчики по дереву, позолотчики, паркетчики, каменщики, декораторы.
Зимний дворец - памятник архитектуры.
Пилястры, обилие декоративных украшений (маски, гирлянды, скульптуры, статуи), Посольская лестница.
Зимний дворец - памятник истории и культуры.
Сегодня Зимний дворец - музей, знаменитый Эрмитаж.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.
Неприступная твердыня.
Теория:
Санкт - Петербург - первое название Петропавловской крепости. Она названа в честь святых Петра и Павла. Жизнь крепости. Военный гарнизон, гауптвахта, "плясовая площадка", монетный двор.
Комендант крепости. Пушечный выстрел - традиция, оповещавшая жителей о наступлении полудня.
Петропавловский собор - главный храм петербуржцев. Его колокольня, купол, шпиль, пилястры, колонны, портики, звонница, куранты, ангел - флюгер.
Архитектор собора и крепости - Доменико Трезини. Внутреннее убранство собора - иконостас, иконы, усыпальницы крепости. Петровские ворота - символ Петропавловской крепости. Герб России - двуглавый орел, скипетр, держава.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.
Владыка морей.
Теория:
Адмиралтейство - центр старинного Петербурга.
Создатель Адмиралтейства - Андреян Захаров. Длина здания - 406 м. Постаменты, флагштоки, куранты, шпиль, маленький кораблик.
Скульптуры Адмиралтейства, нимфы. Адмиралтейство - памятник истории, верфь, строительство кораблей, Россия - владыка морей.
Горельеф на центральной башне.
Адмиралтейский сад. Бюсты - поясные скульптурные портреты поэтов, писателей, композиторов - выдающихся петербуржцев.
Александровский сад - сад отдыха.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.
Стрелка на Неве.
Теория:
"Рукава Невы". Ансамбль Стрелки (Биржа, Ростральные колонны, пакгаузы, набережная, спуски, зеленый сквер).
Храм торговли (гранитная лестница, хоровод колонн, галерея, скульптурные группы). Маяки.
Создатели ансамбля стрелки (Андреян Захаров, Жан - Фрнсуа Тома де Томон,
И.П. Прокофьев).
Созвездия музеев - центральный музей военно-морского флота, зоологический, музей почвоведения.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.
Хоровод достопримечательностей.
Теория:
Площадь декабристов, ее ансамбль. Медный всадник - символ Петербурга. Создатели памятника - Этьен Фальконе, Мари Ан Колло, Федор Гардеев.
Здание Сената и Синода, скульптуры на них. Автор - В.И. Демут - Малиновский. Карл Иванович Росси - создатель этих зданий.
Исаакиевский собор - "собор соборов". Скульптурное убранство собора. Автор И.П. Витали. Внутреннее убранство собора. Собор - это музей произведений искусства: живописи, мозаики, резьбы по камню. Алтарь и иконостас. Витражи и мозаичные иконы. Росписи собора. Карл Брюллов. Этот собор - музей мозаики.
О.Монферран - создатель собора. Нева - часть ансамбля.
Практика:
-рассматривание открыток, картинок, альбомов;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях,
- выполнение рисунков,
- заучивание стихов,
- участие в играх,
-составление пазлов.
Методическое обеспечение программы.
На занятиях используются следующие формы работы:
рассказ, беседа, выполнение раскрасок, рисование, игры - занятия,
рассматривание открыток и репродукций картин, экскурсии.
Учебно-методические материалы:
-репродукции с картин,
-книги о Санкт – Петербурге,
-художественная литература о Санкт – Петербурге,
- открытки,
- альбомы ( музей домик Петра, крейсер Аврора),
- диски с материалами о городе,
-методические разработки игр.
Эти задачи реализуются через беседы, занятия - путешествия, прогулки, раскраски, игры, работу в группах с воспитателями, работу с родителями.
Закрепление знаний происходит на экскурсиях (автобусных и пешеходных, целевых прогулках); при составлении детьми с родителями альбомов: «Мой город», «Моя семья», «Что я видел?». «Где мы были», «Мой любимый театр».
Дидактические материалы