Работа с родителями.
Из опыта работы воспитателя детского сада
Кривенко Елена Николаевна,
воспитатель ГБДОУ №77
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ №77
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Введение ФГОС предусматривает значительное изменение подходов в организации взаимодействия родителей и педагогического коллектива образовательного учреждения. Поскольку Стандарт рассматривается как результат общественного договора между семьей, обществом и государством, то родители должны являться активными соучастниками, со-деятелями образовательного процесса. Во взаимодействии родителей с педагогом важно организовать такие подходы, которые позволяют организовать совместную деятельность детей и взрослых по достижению обоюдно определенных воспитательных целей. Основным является личностно-ориентированный подход, в рамках которого решается задача совместного с ребенком и его родителями поиска образцов нравственной и духовной культуры, коллегиальное определение норм и ценностей социальной жизни, а также создание ребенку условий для их понимания и принятия.
Для того, что бы лучше понять малышей, приходящих в группу, очень важно познакомиться с их родителям. На родительских собраниях, круглых столах, индивидуальных беседах, при анкетировании я стараюсь узнать у родителей особенности роста и развития, здоровья детей в раннем возрасте . Стараюсь показать родителям заинтересованность в создании условий наилучшего пребывания в группе именно для конкретного ребёнка. Важно показать родителям, что их ребёнка в детском саду понимают, ценят и желают ему добра.
Важно по мере возможности привлекать родителей к созданию в группе развивающей среды. Те игрушки, пособия, альбомы, которые сделаны ребёнком дома совместно с родителями, с бабушками и дедушками, особенно ценятся в детском коллективе, дети любят их и берегут. Так в рамках педагогических проектов дети нашей группы совместно с родителями изготавливали дома альбомы и книжки-малышки: «Моя семья», «Я по городу иду», «Мои путешествия», «Моё знакомство с домашними животными», «Наши друзья-птицы», «Мой папа - защитник Отечества!» и другие. Каждая самодельная книжка или альбом сопровождалась иллюстрациями, фотографиями, раскрасками, подобранными родителями вместе с детьми. Каждая книга или альбом с должным вниманием встречается детьми и воспитателями группы, обсуждается, читается, рассматривается и аккуратно хранится в группе. Ведь для детей это - частица дома, семьи. Ничто так не сближает педагогов и родителей, как совместный труд на благо детей. Я всегда стараюсь привлекать родителей к субботникам по уборке территории детского сада, к уборке и обустройству группы перед открытием нового учебного года. Здесь важно знать особенности семей воспитанников, их возможности. Необходимо показать всю важность родительской помощи детскому саду и своей группе. На субботники детский сад всегда приглашает всех желающих, но никогда не заставляет приходить. Вместе с тем я стараюсь донести до родителей важность совместного с детьми труда. Мамы и папы наших деток всегда принимают активное участие в благоустройстве цветников на детской площадке, каждый помогает, чем может. Вместе с детьми я сажаю и выращиваю рассаду цветов , вместе с детьми и родителями сажаем многолетники и ухаживаем за ними. Наши цветники радуют детей и родителей с ранней весны до поздней осени. После проведения субботников или работ в цветниках обязательно делаем с детьми фото - газету с благодарностью участникам и так- же благодарим их через группу «В контакте».
Родители детей нашей группы постоянно привлекаются к проведению педагогических проектов. Я, как воспитатель, понимаю, что в современное время мамы и папы дошкольников интенсивно работают, учатся, и времени на общение с детьми у них остаётся немного. Поэтому хочется сделать это общение продуктивным, эмоциональным и творческим. Если предложить семьям какую-то продуктивную деятельность по привлекательной для детей теме, домашнее времяпрепровождение наполняется новыми красками, интересными делами. Родители- наиглавнейшее звено в деле воспитания и развития личности дошкольника. Не всегда они могут, в силу занятости, прийти на мероприятие в детский сад. Дома почти все они находят время для создания макетов, поделок, подбора иллюстраций, раскрасок, загадок по теме педагогического проекта. Очень заинтересованы были и дети, и их семьи в проведении проектов «Деревья и листья», «Русский лес», «Домашние животные», «Музеи нашего города», «Моя улица, мой микрорайон». Для создания игрового материала по теме «Моя улица, мой микрорайон» дети вместе с родителями изготавливали модели жилых домов, магазинов и социально значимых объектов микрорайона.
По моей просьбе родители вместе с детьми посетили социально - значимые объекты нашего микрорайона, такие как поликлиника, библиотека, парикмахерская, мастерские «Ремонт обуви» и «Ремонт одежды». Многие съездили на экскурсии в пожарную часть, в салон продажи автомобилей. После таких поездок в группе всегда проходит активное обсуждение, обмен мнениями между ребятами. Дома, в семьях готовятся фотоальбомы с отчётами о поездках. Так же у нас в группе прошёл педагогический проект «Мы по городу идём», в ходе которого дети с родителями совершили прогулки по историческим местам нашего города и затем рассказали об этих прогулках своим друзьям в детском саду. Альбомы, книжки- малышки, созданные дома, бережно хранятся в группе.
Для создания сюжетно-ролевой игры «Транспорт» были вырезаны из фанеры рули, для игры «Морское путешествие»- штурвалы. Для активизации игр, направленных на предотвращение дорожно-транспортного травматизма, изготовлены модели улиц, перекрёстков, светофоров и дорожных знаков. Для театрализованных игр пошиты шапочки-маски и элементы театральных костюмов. Для опытов и экспериментов собирается необходимое простейшее оборудование, измерительные приборы, мерные ёмкости, коллекции природных материалов, минералов, семян. Совместно с родителями пошиты массажные коврики и дорожки, мешочки для бросания, мягкие мячи разных размеров для физкультурно - оздоровительной деятельности в группе. Родители никогда не откажут в помощи по созданию предметно-развивающей среды, если знают, что атрибуты и оборудование используется детьми, если ребята рассказывают дома об интересных делах в детском саду.
За время моей работы в группе вот уже 20 лет подряд проводятся осенние фестивали поделок из природного и бросового материала. Так же проходят фестивали новогодних поделок, самодельных ёлочных игрушек. Каждый раз участники фестивалей открывают для себя новые материалы и технологии, каждый раз творческое взаимодействие воспитателей, родителей и детей получает новое развитие. Такие фестивали стали доброй традицией группы и проводятся теперь во всех группах детского сада.
Часто родителям детей не хватает практических и теоретических знаний в организации совместной деятельности с детьми. В нашем детском саду прошёл семинар- практикум для родителей «Воспитываем вместе», в котором приняли участие многие педагоги и родители наших воспитанников. Семинар - практикум проходил в течении нескольких недель, по различным направлениям воспитания и обучения детей. Я проводила в течение фестиваля несколько встреч, посвящённых нетрадиционным техникам в детской изобразительной деятельности. Участники этих встреч были заинтересованы и активно рисовали, лепили, создавали аппликации и коллажи, делились своими знаниями и умениями в области изобразительной деятельности. Семинар прошёл с большим успехом.
В нашем детском саду большое внимание уделяется экологическому воспитанию. Совместно с родителями я объясняю детям необходимость охраны природы. В ходе педагогических проектов «Птицы - наши друзья» совместно с родителями были изготовлены кормушки для птиц и размещены на территории детского сада. Дети кормят птиц семенами и крупой, я совместно с семьями объясняю ребятам, какие продукты можно сыпать в кормушки, а какие не рекомендуются. В детском саду регулярно проходят сборы макулатуры. Я стараюсь объяснить детям необходимость раздельного сбора мусора. Вместе с родителями наши дети собирают дома ненужные обрезки бумаги, бумажную упаковку, они понимают, что собранная макулатура спасает жизнь деревьям, а значит, лесам и рощам нашей Родины.
Не так давно я беседовала с воспитанниками об их заветных желаниях. Оказывается, у многих детей самое большое желание - проводить с мамами и папами больше времени, играть с ними. Совместно с инструктором по физкультуре, с музыкальным руководителем в группе проводятся игровые досуги. Вместе с родителями мы играем в спортивные и в музыкальные игры, провели литературный вечер, посвящённый творчеству Агнии Барто, с непосредственным участием семей наших воспитанников.
В своей работе я стараюсь искать новые формы взаимодействия с семьями воспитанников, налаживать взаимопонимание с ними, Это очень важно и актуально, ведь у нас общие цели, интересы в деятельности в деле развития гармоничного и здорового ребенка. Стараюсь вовлекать родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказывать помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями.