Методика организации дидактических игр
Настольная музыкально-дидактическая игра
"Музыкальные приключения Буратино"
Фатеева Ольга Ивановна,
музыкальный руководитель ГБДОУ № 27
Пушкинского района Санкт-Петербурга
музыкальный руководитель ГБДОУ № 27
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе.
Детский коллектив, не играющий, не будет детским коллективом
Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.
Макаренко А.С.
Детский коллектив, не играющий, не будет детским коллективом
Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.
Макаренко А.С.
Цель: Совершенствовать знания и навыки педагогов по методике организации и руководству дидактическими играми.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:
подготовка к проведению дидактической игры
проведение
анализ
Подготовка к проведению дидактической игры включает в себя;
* отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) ;
* установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
* определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
* выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
* определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
* подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
* подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
* подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
* ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
* объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил ;
* показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то подсматривает, когда надо закрыть глаза);
* определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
* подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения, какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и ,значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Рекомендации по планированию дидактических игр.
Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно - образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста - основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, дидактические игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.
Дидактические игры кратковременны (10-20мин) Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность педагогу выявить их умения, навыки, творческие способности, уровень умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры в дальнейшем будут полезны и интересны для детей.
Приложение
Настольная музыкально – дидактическая игра
« Музыкальные приключения Буратино»
Фатеева Ольга Ивановна музыкальный руководитель ГБДОУ№27 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.
Задачи: Развивать самостоятельную творческую деятельность детей, умение импровизировать, проявлять самостоятельность. Учить взаимодействовать друг с другом, соблюдая правила и очередность игры.
Целевая аудитория: Игра предназначена для детей 5-7 лет, количество участников от 2 до 4.
Рекомендации: Распечатанные листы формата А-4 можно заламинировать,или наклеить на лист картона для удобства в использовании.