Проект по развитию основных видов движений и совершенствование
двигательных качеств у детей дошкольного возраста
Чижова Марина Леонидовна
Девиз – Жизнь- это движение с самых ранних лет .Педагогическое кредо: Чтобы ребенок был здоровым - нужно не ограничивать его в движении, а давать ему немножко свободы двигаться, бегать, прыгать и скакать.
В своей педагогической деятельности использую элементы различных технологий: здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, ИКТ, и другие.
Введение
Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие жизненно необходимых физических качеств на сегодняшний день на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в образовании. Одной из главных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей и их эмоционального благополучия.
Главная задача в сохранении здоровья наших детей лежит в физической культуре и приобщения к спорту, обращение внимания физическому развитию, начиная с дошкольного возраста.
Актуальность.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становление личности ребенка. Ребенок развивается в активном движении, двигаясь, активно познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет к понижению способностей
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. Правильное физическое воспитание и развития физических качеств у ребенка дошкольного возраста – одна из ведущих задач дошкольного учреждения Актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту
Проблема.
Одной из важнейших проблем в физическом воспитании в настоящее время является гипокинезия, т. е. недостаточная двигательная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, отсутствия двигательной нагрузки, пристрастия к играм статического характера (в т. ч. компьютерным), негативного отношения к физической культуре. В результате гипокинезии снижается тренированность мышц, нарушаются мышечный тонус и осанка, происходит задержка возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте.
Цель моей работы: поиск эффективных средств физического воспитания детей дошкольного возраста для развития двигательных умений и навыков, физических качеств, интереса к физической культуре и спорту
Физическое воспитание направлено на решение таких задач, как:
- оздоровительные;
- образовательные;
- воспитательные.
Оздоровление ребенка является приоритетной задачей педагогического процесса и направлено на укрепление здоровья и охрану жизни ребенка. Сюда включается также гармоничное психомоторное развитие, повышение иммунитета и увеличение работоспособности. Оздоровительные задачи призваны: помочь сформировать правильную осанку, изгибы позвоночника, гармоничное телосложение; развить своды стопы; укрепить связочно-суставной аппарат; развивать мышцы тела.
Образовательные задачи направлены на то, чтобы сформировать двигательные умения и навыки, а также развитие психофизических качеств и двигательных способностей. Сюда также включается приобретение определенной системы знаний о спортивных упражнениях, их структуре и о том, какую оздоровительную функцию они несут для организма. Ребенок в процессе воспитания должен осознать свои двигательные действия, усвоить терминологию, физкультурную и пространственную, а также приобрести необходимый уровень знаний о правильном выполнении движений и спортивных упражнений, закрепить в памяти, как называются предметы, снаряды, пособия, и запомнить способы пользования ими.
Воспитательные задачи направлены на воспитание гармонично развитого, физически совершенного ребенка, у которого присутствуют на высоком уровне такие качества, как жизнерадостность, жизнестойкость, способность к творчеству и хорошее воображение.
Участники: воспитанники ДОУ, воспитатели, родители, инструктор по физическому воспитанию
Методическая и теоретическая основа работы таких авторов, как: Гаврючина Л.В., Павлова М.А, Лысогорская М.В., Картушина М.Ю., Подольская Е.И., Мастюкова Е.М., Кудрявцев Т.В.. Егоров Б.Б., Маханева М. Д., Рунова М.А.
Прогнозируемый результат:
- формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, интереса к физкультурным занятиям и спорту.
- развитие активности детей в работе со спортивным инвентарем, развитие физических качеств и навыков.
- эмоционально-положительное отношение детей к физической культуре и спорту.
- определение комфортных условий для проведения физкультурных занятий в ДОУ.
Этапы работы
Подготовительный этап.
Цель – заинтересовать и привлечь детей, педагогов и родителей к участию в работе по организации физического воспитания в ДОУ.
Изучение нормативно-правовой документации, психолого-педагогической, методической литературы по данной теме. Знакомство с современными нормативными документами, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению.
Планирование физкультурно – воспитательного процесса на неделю.
День недели | Содержание занятий | Группы |
Понедельник | ОРУ. Занятие с уклоном на профилактику плоскостопия. Игра | Все группы |
Вторник | ОРУ. Обучение владение мячом. Игра | Все группы |
Среда | Проведение занятий на свежем воздухе. | Старшие и подготовительные группы |
ОРУ. Проведение занятий с мячом. | Младшие и средние группы | |
Четверг | ОРУ. Занятие с уклоном на профилактику сколиоза (искривление позвоночника) Спокойная игра. | Все группы |
Пятница | ОРУ. Дыхательная гимнастика. Стречинг – растяжка. Спокойная игра. | Все группы |
Опрос детей на тему «Что такое здоровье по их мнению и как его поддержать?»
Оценка уровня развития физических качеств и степени физической подготовленности детей, мониторинг
Определение игровой мотивации для детей, подбор ритмической музыки, практического материала для физкультурных занятий (картотеки подвижных игр для детей с разным уровнем двигательной активности; специальных упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия; для формирования правильного речевого дыхания, коррекции поведения, игр общеукрепляющей направленности)
Работа с педагогами
Знакомство педагогов с проводимой работой по охране и укреплению здоровья детей, помощь в составлении режима дня, с учетом суточного ритма физиологических функций, продолжительности частей занятий, их плотности, особенностей, где каждому ребенку обеспечивается двигательная активность, облегчается переход от одного вида деятельности к другому. Оказание помощи в подборе упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между совместной деятельностью; оборудовании физкультурного уголка; оформлении рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Проведение мастер–классов по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, консультаций объединенных общей темой «Развитие основных видов движений и совершенствование двигательных качеств у детей дошкольного возраста».
Работа с родителями
Организация совместной деятельности с родителями, сотрудничество с ними, через использование разнообразных форм работы по укреплению и сохранению здоровья детей, профилактики выявленных нарушений и повышению их физических качеств:
- консультирование родителей, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка, о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, полноценное питание, закаливание, необходимость движения);
- направление родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре, привычки ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, стимулирование двигательной активности совместными физическими занятиями, приобретение спортивного инвентаря;
- знакомство с лучшим опытом физического воспитания дошкольника в семье и детском саду, с формами и методами развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
- включение родителей в процесс изготовления нетрадиционных пособий по профилактике нарушения осанки и плоскостопия
Практический этап.
Совместно с педагогами, психологом и медицинскими работниками составлении режима дня для каждой возрастной группы с учетом суточного ритма физиологических функций, продолжительности частей занятий, их плотности, особенностей, перехода от одного вида деятельности к другой. Создание оптимальных условий для двигательной активности детей. Организация совместной деятельности педагога с детьми: из. досуги, дни здоровья, спортивные праздники. Направляем детей к осознанному и творческому освоению движений их координации, ловкости, быстроты, гибкости.
В течение дня предлагаем педагогам поддерживать интерес к подвижным играм, упражнениям на спортивных снарядах, упражняться в беге, прыжках, лазании, метании.
Решая задачи физического воспитания, педагоги вместе с медицинскими работниками варьируют нагрузку в соответствии с состоянием здоровья (после болезни, ЧДБ, после прививки), учитывают физическое развитие (группа здоровья, по медицинским показаниям, наблюдения за самочувствием).
Обучая движениям, необходимым для сознательной двигательной деятельности, знакомим детей со способами и средствами их реализации, тем самым помогая им накапливать опыт творческой двигательной активности.
В достижении поставленных целей педагогам помогает созданная в учреждении комплексная система физкультурно-оздоровительной работы.
![Картинки по запросу физическое воспитание](file:///C:/Users/asus-pc/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg)
Применяя накопленный опыт по физическому воспитанию, мы способствуем укреплению физического и психического здоровья детей, приобщаем их к ценностям здорового образа жизни, развиваем индивидуальность каждого малыша.
Кроме этого, исходя из условий нашего дошкольного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей, мы смогли включить в систему физкультурно-оздоровительной работы следующие здоровьесберегающие технологии:
- Утренняя гимнастика, для улучшения мышечного тонуса, профилактике осанки детей, укрепления здоровья.
- Пальчиковая гимнастика, как средства управления своим телом, для предотвращения возможности возникновения детских неврозов.
- Дыхательная гимнастика, проводимой в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
- Гимнастика для глаз. для гигиены и профилактики нарушения зрения.
- Бодрящая гимнастика после сна, для улучшения настроения детей, поднятия мышечного тонуса, а также для профилактики нарушений осанки и стопы (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера и т.д.).
- Тематические физкультурные занятия с предметами (гимнастическими палками, мячами, обручами) для всестороннего воздействия на организм, развития координации движений, силы, ловкости, четкости, быстроты реакций, глазомера. Игры и упражнения с мячами всех размеров, с чередованием напряжения и расслабления, усвоение упражнения на уровне двигательного навыка.
- Проведение физкультурных занятий на тему «Здоровая осанка».
- Соревнования между группами равных по возрасту, или же эстафеты в внутри группы.
- Игровая деятельность. Игра как форма активности, направленной на избавлении от скопившейся энергии, на переключении деятельности. Также стрейчинговые упражнения используются в подвижных играх «Сделай фигуру», «Море волнуется», «Караси и щука», «Два мороза» и др., в которых дети должны удержать заданную позу на некоторое время.
- Разнообразные формы активного отдыха: физкультурные досуги, совместные праздники детей с родителями, дни Здоровья, подвижные веселые игры, забавы, развлечения, выполняемые с эмоциональным подъемом, тем самым оказывая благотворное воздействие на организм ребенка.
Мониторинг, оценка интегрированных показателей состояния здоровья детей, с учетом возрастных, психофизических и физических особенностей развития дошкольников:
- физической подготовленности и развитие физических качеств;
- физиометрических параметров;
- комплексная оценка состояния здоровья и определение группы здоровья.
Заключение.
Таким образом, только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, воспитательных мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, положительную динамику в распределении по группам здоровья, способствовать повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Список литературы:
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Издательство: Сфера, 2008
- Овчинникова Т.С. Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. «Речь», 2009.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста.-М.: 2004
- «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ»; О.Н. Моргунова, Метода Воронеж 2013;
- «Формирование правильной осанки. Коррекция плоскостопия у дошкольников» под ред. Р.А. Ереминой, Волгоград 2011;
- «Планы -конспекты НОД с детьми 2-7 лет в ДОУ. Образовательная область «Физическая культура», О.Н. Моргунова. Метода Воронеж 2013