Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Роль игры в жизни и воспитании детей дошкольного возраста
Соколова Елены Валентиновна,
воспитатель ГБДОУ д/с № 76
компенсирующего вида с приоритетным
осуществлением квалифицированной
коррекции отклонений в физическом
и психическом развитии воспитанников
Калининского района Санкт-Петербурга
Наши дети – современники развитого общества и в наш век развитых информационных технологий, несомненным является интеллектуальное повзросление детей. Вместе с тем они остаются детьми. Очень важно в целях приобщения их к делам взрослых использовать наиболее эффективные формы воспитания и образования. Роль игры в жизни и воспитании детей дошкольного возраста. Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом – обаяние игры. Окружающий мир воспринимается ребёнком по-иному, чем взрослыми: всё для него полно новизны, а в игре дети делают «открытия» того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры при сохранении в ней непосредственности в их жизни. Когда игра включается в целостный воспитательный процесс, она становится средством воспитания. Руководя игрою, оказывая влияние на её содержание, организуя взаимоотношения детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны личности ребёнка: на сознание, чувства, волю, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения. Таким образом, при правильном руководстве игра становится школой воспитания. Игра является и средством образования. В игре дети не только отражают окружающую жизнь, но и познают доступные их восприятию и пониманию факты и явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений, тем самым развивая познавательный интерес, любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры. В процессе игры, педагог формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Словом, руководя игрой, педагог содействует умственному и общему развитию. Общее и различное в сюжетно-ролевых и дидактических играх. Часто воспитатели отождествляют один вид игр с другим, т. е. стираются особенности присущие тому или иному виду. А дидактическая игра подменяется упражнениями, занятиями, в основе которых лежат задания и их выполнение. Недостаточная чёткость в характеристике игр вызывает затруднение в руководстве ими, снижает эффективность их использования как средства воспитания, обучения и развития. В руководство сюжетно-ролевых игр иногда привносится излишний дидактизм, стремление учить детей путём прямого руководства, и тогда внимание детей направляется на то, что они должны усвоить, т.е. усиливаются требования к выполнению предписываемых правил, анализируется итог игры. В дидактическую игру в свою очередь привносится излишняя сюжетность, развлекательность. А ведь дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений об окружающем. К. Д. Ушинский указывал на то, что обучение несовместимо с развлечением, так как требует усилия мысли. И в этом случае интерес и активность к познанию – союзники педагога в воспитании и образовании детей. Особенности сюжетно-ролевой игры в том, что в ней обнаруживается самодеятельный характер: дети сами, по своей инициативе создают игру и живут в ней: ребёнок строит план, выбирает средства для его осуществления, а фантазия дополнит действительность. Творческий характер игровой деятельности в сюжетной игре проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, создаёт свою игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. Дети сами устанавливают правила перед игрой или в процессе игры. Сюжетно-ролевая игра не допускает прямого руководства. Указания педагога, во что и как играть разрушают самое ценное в ней - самодеятельный, творческий характер. Педагог может в процессе подготовки к игре расширить впечатления детей, привлечь их внимание к содержанию деятельности человека, к отношениям между людьми; наполнить содержанием роль детей в игре, обогатить игровые действия. Тем самым создать сознательную, полезную игру до самой игры, не допуская вмешательства в её ход. При недопустимости прямого руководства, ещё более недопустимо равнодушное, безразличное отношение воспитателя к игре детей. Педагог должен всегда проявлять пристальное внимание, интерес, доброжелательное отношение к игре, готовность оказать детям помощь при затруднении, защитить положение застенчивого и робкого ребёнка и ослабить роль ребёнка-вожака, подчиняющего остальных своей воле, своему желанию. В некоторых случаях, если есть необходимость, принять непосредственное участие в игре. Выполняя определённую роль, он может осторожно направлять развитие игры и отношения детей. Дидактические игры В воспитательном и образовательном процессе широко используется взаимосвязь дидактической игры и занятия. Общим в этой взаимосвязи является направленность содержания игры и занятия на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, на формирование правильного отношения к ним детей, способности их противостоять отрицательным фактам и явлениям, осуществление задач умственного развития: усвоение знаний, формирование умственной деятельности, познавательных интересов. Главной особенностью дидактической игры является образование детей средствами активной и интересной для детей игровой деятельности, а также наполненностью образовательной деятельности, эмоционально-познавательным содержанием. Особенности дидактической игры Эффективность обучения детей в игре берёт начало ещё из народной педагогики. В образовательные игры народ привносил потешки, песенки, сказки. Простые тексты, доступные движения вызывают стремление самого ребёнка к игровым действиям, пробуждают радостное настроение, готовность общения с близкими людьми. Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры. Традиции её вошли в научную разработку вопроса о дидактических играх в практику работы с детьми дошкольного возраста. Дидактические игры, задания, упражнения и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить образовательную деятельность, вносят занимательность. В системе образования дидактическая игра может быть самостоятельным видом деятельности, а может сосуществовать с образовательным процессом на занятии. Её место определяется той ролью, которую ей отводит воспитатель, используя всё многообразие дидактических форм и средств образования. Если дидактические игры проводятся живо, умелым воспитателем, то дети реагируют на них с огромным интересом, радостью, что увеличивает их значение и способствует развитию всех сторон личности. А. М. Горький писал «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, требование его биологически законно». Образовательная деятельность в детском саду должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше , чем ребёнок придёт в школу. В дидактической игре обнаруживаются основные элементы, характеризующие игру как форму образования и игровую деятельность. Структура дидактической игры.  Дидактическая задача – определяется целью образовательно-воспитательного воздействия, подчёркивает направленность познавательной деятельности детей.  Игровая задача – определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка, возбуждает желание и потребность решить дидактическую задачу И дидактическая и игровая задачи взаимосвязаны. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи.  Игровые действия – основа и рисунок сюжета дидактической игры Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Чтобы игра приобрела обучающий характер и стала содержательной детей надо научить игровым действиям. И здесь обучение не является прямым, а даётся через пробный ход (показ действия). Игровые действия – это не всегда практические действия, когда нужно что-то рассмотреть, сравнить, разобрать. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах направленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления. Игровые действия не всегда следуют какой-то последовательности и системе: они по-разному взаимодействуют, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоении познавательного содержания. Педагог не всегда сам раскрывает игровые действия после постановки игровой задачи, а иногда предлагает подумать, как играть, что после чего делать, привлекая детей к сотрудничеству, проектированию хода игры, тем самым развивая и поощряя инициативу. Но нельзя допускать «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.  Правила игры – их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка и коллектива детей игровыми действиями и задачами, познавательным содержанием в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей и выполнению норм поведения. В дидактической игре правила задаются воспитателем, который и управляет игрой, а также процессами познавательной деятельности и поведением детей. Образование, организация и дисциплина в правилах сочетаются между собой. Обучающие правила раскрывают перед детьми, что и как надо делать, они соотносятся с игровыми действиями. Организующие правила определяют порядок и последовательность игровых действий, и воспитание положительных взаимоотношений детей. Усвоение детьми правил не происходит быстро и легко. Воспитатель должен учить детей правилам, не перегружая и не регламентируя ими игру, не ожидая скорых результатов. Дети нарушают правила часто не сознательно, а потому что забывают о них или не знают, как их выполнять. Поэтому лучше не жалеть времени на объяснение, чтобы быть уверенным, в том что дети будут делать всё правильно, ведь это создаст у них эмоционально-волевую готовность. Соблюдение правил в ходе игры требует проявление усилий, овладение способами общения, формирования знаний и чувств, накопление добрых эмоций и усвоение традиций. В опыте творческих воспитателей имеются дидактические игры серьёзного познавательного содержания, а решение игровой задачи, игровые действия и правила приводят детей к интересным «открытиям»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»