Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Социальная и психологическая ценность дошкольного детства

Кирилова Валентина Геннадьевна
воспитатель ГБДОУ д/с № 1
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема развития личности дошкольника, выделяется важность развития физического и психологического здоровья, а также хорошей подготовки к школьному периоду.
Человек как личность, способен управлять своим поведением и деятельностью. На пути становления себя как личности, человек взаимодействует с окружающим миром, в процессе этих взаимоотношений, он постепенно воспринимает себя и окружающую среду как единое целое. Такая форма самопознания выражается в появлении у человека переживания своего Я. Конечно, «заключительный» уровень развития личности, достигается лишь у взрослого человека. Все стороны личности начинают формироваться очень рано, и каждый этап представляет собой особое качественное своеобразие. Общее направление этого развития заключается в том, что ребенок постепенно превращается в субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений.
Все мы взрослеем, набираемся жизненного опыта и вместе с тем понимаем, что в какой то момент мы совершили неверный поступок, не ту профессию выбрали, что–то упустили из своей жизни– все это оставляет отпечаток в нашей памяти и в дальнейшем человек старается «исправить», так называемые «не-удачи жизни», а именно с помощью своих собственных детей. Конечно, каждый родитель желает для своего дитя все самое лучшее, опять же по их мнению, ведь уже научены жизнью и имея «большой» опыт за плечами можем давать ценные советы, но есть одно большое «НО», ребенок имеет такое же право на ошибку, как и мы когда то! Ребенок не станет полноценной личностью, если его всячески оберегать. Мы не сможем, а точнее не имеем право с помощью них воплощать свои несбывшиеся мечты, надежды.
Ребенок, первый раз переступивший порог детского сада, и вплоть до поступления в школу стремительно развивается, как в физическом, так и в психологическом плане. Те качества, которые он получит на данном начальном этапе, в дальнейшем будет его – так называемым багажом, с которым он останется на всю жизнь и будет только его пополнять. Особенностью начальной ступеньки развития ребенка, является то, что именно общее развитие, служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Остановимся подробнее на этапе «дошкольного» развития ребенка. Главной целью дошкольного этапа является хорошая подготовка ребёнка к школе, необходимо как можно больше успеть его научить, что даст ему несомненное преимущество в дальнейшем развитии, ребенку будет легче адаптироваться в школе, что, безусловно, сохранит его психическое здоровье и способствует личностному развитию. Не менее важным моментом в жизни ребенка является то, что происходящее «сегодня», не менее ценно, чем то что ожидает его «завтра», но многие родители ради «завтра» пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, занимает ребёнка «сегодня». Ребенок еще не способен на раннем этапе развития понимать и различать между «сегодня» и «завтра», для него более ценным и важным является «здесь» и «сейчас». Детство – фундамент жизни: без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной и не полной. Основная ценность дошкольного детства заключается не только в сочетании возрастных особенностей, но и в индивидуальном подходе в воспитании и обучении– все это обеспечит эмоциональному и психологическому развитию. Необходимо максимально обогатить содержание тех или иных игр, как можно больше включать те игровые моменты, в которых ощущается тесная взаимосвязь взрослого и ребенка. Если же попытаться упростить дошкольный этап в развитии ребёнка, свести его к минимуму, это может привести к ущербному и одностороннему психическому и личностному развитию человека. В каждом возрастном этапе прослеживается своя особая ценность, свой потенциал развития, что обеспечивает переход на следующий возрастной этап.
Мир ребенка в дошкольном возрасте уже не ограничивается узким кругом семьи. Значимое место в его жизни имеют теперь не только мама, папа, бабушки, дедушки, но и другие дети, сверстники, воспитатели, няни. По мере взросления, главным моментом для ребенка будет являться общение со своими сверстниками, а также и конфликты с ними. В каждой группе детского сада могут возникать сложные моменты в общении сверстников друг с другом, не исключены недопонимания, конфликты. Родители и воспитатели иногда не придают значения тому, что какие чувства испытывают дети в данной ситуации, не принимают всерьез детскую дружбу, ссоры и обиды, но ведь именно с первых отношений со сверстниками строится фундамент дальнейшего развития ребенка как личности. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдалённые последствия. Необходимо вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их – важнейшая задача родителей. Отношения между ребенком и взрослым должно строиться на понимании и на доброжелательной волне. Все это поможет решить любую проблему и максимально огородить ребенка от психических расстройств. Внутренний мир каждого из нас индивидуален, нередко из за таких различий происходят недопонимания между людьми, в связи с этим ребенок нередко может чувствовать себя – а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей. Наша задача заключается в формировании всестороннего развития личности малыша, творчески подходить к выполнению всех видов деятельности. В дошкольном детстве формируются основы личности каждого ребенка. Несомненно, для каждого из нас очень важно, чтобы дети развивались правильно и всесторонне, немало важно физическое и психологическое здоровье каждого, а также получить хорошую подготовку к школьному периоду. Чтобы правильно и грамотно выстраивать педагогический процесс, соответствующий интересам и потребностям детей, необходимо быть в курсе изменений и идти в ногу со временем. Чтобы образовательные задачи были реализованы, а материал принят и усвоен детьми, необходимо учитывать возрастные особенности, личные качества ребенка в целом.
Проблема развития личности у дошкольников является весьма актуальной, дети – наше будущее, поэтому главной задачей является подготовка их к дальнейшей самостоятельной жизни, они являются наиболее уязвимыми – в этом и определена, на мой взгляд, ценность дошкольного детства.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»