Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Адаптация детей 2 - 3 лет к детскому саду

Хатапова Юлия Равилевна
Понятие адаптации
Термин "адаптация" происходит от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации - активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ребенка - процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности структуре отношений определенных социально-психологических.
Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях, в детском саду, группе, на отдыхе и пр. Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными. Это может быть семья, детский сад.
По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.
Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она - показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами - это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, дома.
Индивидуальное своеобразие человека - это личные качества, присущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации.
С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедеятельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям обстановки.
Прогноз адаптации детей раннего возраста.
Существует такое понятие как прогноз адаптации:
1.Медицинский прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте.
2.Психолого-педагогический – составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через наблюдение за психо - эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез)
Составляя прогноз адаптации самостоятельно, необходимо понимать следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:

 
·     частые заболевания матери.
·     несоответствие домашнего режима ясельному .
·     токсикоз 2-ой половины беременности.
·     заболевания матери во время беременности .
·     вредные привычки.
·     недостаток эмоционального общения в первый год жизни резкие отношениямежду родителями.
·     раннее искусственное вскармливание.
·     вторая и третья группа здоровья .
·     заболевания ребенка в первый год жизни.
·     отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития - ЗРР).  
 При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.
 
Типы адаптации.
 
Ребенок в период адаптации живая модель стрессового состояния.
Лёгкая адаптация
Психо - эмоциональный статус составляет от + 13 баллов до +49 (баллы по листу адаптации считают медицинские работники в детском саду), группа здоровья -1, 2, отсутствие диагнозов неврологического характера, анемии, задержки речевого развития, диатеза.
Благоприятное – отсутствие невротических реакций, стабилизация психо -эмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации. составляет 3-4 недели. Такой тип адаптации переживает почти половина детей. Малыши посещают сад без особых потерь, и даже присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.
Такой ребенок входит в группу спокойно, внимательно осматривается, смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается может при необходимости попросить о помощи, сам способен завязывать контакты, может сам себя занять, в игре использует предметы-заменители, то есть играет "понарошку", находится в стабильном спокойном или бодром настроении, в меру эмоционален, его эмоции легко распознать, принимает установленные правила поведения, нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно изменяет свое поведение, умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.
Средняя адаптация
Психо - эмоциональный статус составляет от - 20 баллов до + 13, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез.
Легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2,6 года), стабилизация психо - эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней.
Дети в этой группе начинают часто болеть, но до нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша вполне объяснима: в садике дети начинают активно "обмениваться" различными инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других – опасными. Поэтому у многих деток в период адаптации к садику начинаются разные ОРЗ и ОРВИ. В данном случае помочь малышу может врач – своевременно принятые меры снизят риск заболевания ребенка, и его адаптация приблизится к благоприятной. Малыш, переживающий адаптацию средней степени: Соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя, после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с другими детьми, может развернуть игру, адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес, может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила поведения.
Адаптация данного типа протекает в среднем месяц-полтора, иногда в процессе привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает каких-либо осложнений.
Тяжелая адаптация неблагоприятный - психо - эмоциональный статус составляет от - 20 баллов до- 59, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез.
Неблагоприятное – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо - эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до3-х месяцев).
Дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант. Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома. Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист!
Рекомендации для родителей по адаптации
к детскому саду.
При правильно организованном воспитании у ребенка образуется много различных стереотипов:
- на одевание;
- на  укладывание спать;
- на различные виды занятий.
Вырабатываются стереотипы  на последовательность в чередовании сна, кормления и бодрствования, т.е. на режимные моменты.
Если режим дня  соответствует физиологическим  особенностям ребенка, то он легко привыкает к нему, что обеспечивает спокойное, быстрое засыпание, положительное отношение к кормлению и деятельное состояние  во время бодрствования. Если приучить ребенка жить по определенному  режиму с двух месячного возраста, то это облегчает выполнение режима в дальнейшем к двум, на 2-3м году жизни.
 Значение режима дня для детей очень велико.
Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление, благоприятно сказывается на физическом развитии, создает предпосылки для активной деятельности. Очень часто плохое настроение детей, их капризы обусловлены недосыпанием и переутомлением. Соблюдение режима дня имеет большое воспитательное значение, приучает ребенка организованности.
Образование у ребенка стереотипа в  поведения облегчает жизнь и ему, и матери.
Вместе с тем он экономит расход нервной энергии, т.к реакция на внешние раздражители протекают по уже проторенному пути т.е. автоматически. Например легко научит ребенка умению самому одеваться, если установлен определенный порядок в одевании. Наоборот, хаотическое  проведение того или иного процесса затрудняет образование нужных привычек.
Резкое изменение сложившегося привычного образа жизни вызывает серьезные нарушения в поведении ребенка. Вот почему так важно при переводе его в другие условия жизни (к бабушке, в ясли) создать  преемственность в воспитании, т.е. обеспечить те же условия, какие были дома, вплоть до любимых игрушек и привычного для  ребенка обращения по имени.
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»