Методическая разработка
Педагогическая мастерская
Галкина Нина Дмитриевна,
учитель-логопед ГБДОУ Детский сад №112;
Киселёва Ирина Юрьевна,
учитель-логопед ГБДОУ Детский сад №112
Приморского района Санкт-Петербурга
учитель-логопед ГБДОУ Детский сад №112;
Киселёва Ирина Юрьевна,
учитель-логопед ГБДОУ Детский сад №112
Приморского района Санкт-Петербурга
Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А. Рачинского, исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.-Ж. Руссо и современных французских эпистемологов — последователей теории познания Гастона Вашляра — стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что мастерская представляет собой интеграцию зарубежного и российского педагогического опыта.
Мастерская, как инновационная технология, является альтернативой традиционным педагогическим технологиям, поскольку предполагает совершенно иной подход к структуре занятия, формам подачи учебного материала, оценки деятельности обучающихся.
Данная технология требует, прежде всего, гуманистической философии педагога, в основе которой – личностно ориентированный подход к ребенку, развитие его индивидуальности. В педагогической мастерской меняются традиционные роли педагога и обучающихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Педагог является ведущим, мастером, который организовывает, разворачивает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания воспитаннику.
Педагогическая мастерская — это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого.
В мастерской построения знаний, она может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — соотнесение полученного с достижениями культуры — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д.
Внутри установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это создает условия, необходимые для творчества.
Ещё одной особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах, небольших группах. Обмен происходит также между опытом каждого участника.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные.
Одно из замечательных качеств мастерской — то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают все ее участники.
Продуктивность опыта состоит в том, что у детей развиваются творческие способности, приобретаются новые знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие собственной активности ребенка и саморазвитие, а также развитие речевых навыков: умение отвечать на поставленный вопрос, составлять рассказ, вступать в диалог, что особенно важно для детей с нарушениями речи.
Структура педагогической мастерской
1.Индукция, (наведение) – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и так далее – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2.Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3.Социоконструкция – построение этих элементов группой.
4.Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5.Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).
6.Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
7.Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Педагогическая мастерская в подготовительных логопедических группах
«На перекрёстках»
Цель: Закрепление правил безопасного поведения на улице; словообразование
Задачи:
Мастерская, как инновационная технология, является альтернативой традиционным педагогическим технологиям, поскольку предполагает совершенно иной подход к структуре занятия, формам подачи учебного материала, оценки деятельности обучающихся.
Данная технология требует, прежде всего, гуманистической философии педагога, в основе которой – личностно ориентированный подход к ребенку, развитие его индивидуальности. В педагогической мастерской меняются традиционные роли педагога и обучающихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Педагог является ведущим, мастером, который организовывает, разворачивает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания воспитаннику.
Педагогическая мастерская — это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого.
В мастерской построения знаний, она может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — соотнесение полученного с достижениями культуры — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д.
Внутри установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это создает условия, необходимые для творчества.
Ещё одной особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах, небольших группах. Обмен происходит также между опытом каждого участника.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные.
Одно из замечательных качеств мастерской — то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают все ее участники.
Продуктивность опыта состоит в том, что у детей развиваются творческие способности, приобретаются новые знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие собственной активности ребенка и саморазвитие, а также развитие речевых навыков: умение отвечать на поставленный вопрос, составлять рассказ, вступать в диалог, что особенно важно для детей с нарушениями речи.
Структура педагогической мастерской
1.Индукция, (наведение) – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и так далее – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2.Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3.Социоконструкция – построение этих элементов группой.
4.Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5.Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).
6.Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
7.Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Педагогическая мастерская в подготовительных логопедических группах
«На перекрёстках»
Цель: Закрепление правил безопасного поведения на улице; словообразование
Задачи:
- Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.
- Развитие лексики.
- Закрепление навыка употребления существительных в Родительном падеже множественного числа.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие внимания, творчества, воображения
Оборудование:
- Изображение перекрёстка в городе
- Раздаточный материал: картинки с изображением домов, зданий, дорог, перекрёстков, машин, транспорта, дорожных знаков, светофора
- Три конверта с цветными символами
- Разноцветные эмблемы по количеству детей (кружки зелёного, красного и жёлтого цветов)
- Бумага А3 на каждого ребёнка
- Бумага А2 по количеству команд
- Клей, фломастеры, простые и цветные карандаши, восковые мелки
Ход занятия
Индуктор:
Показ картинки с изображением оживлённого перекрёстка – 2 минуты; Самоконструкция:
Детям предлагается подобрать определение к этой картинке и нарисовать на листе бумаги главный символ перекрёстка (на столе лист бумаги на каждого ребёнка, цветные карандаши) – 3 минуты;
Социализация:
Дети рассказывают, что они изобразили;
Социоконструкция:
1 Инструкция: - Выберите кружок любого цвета, затем объединитесь в группы по 4 человека и создайте свои перекрёстки с машинами, пешеходами и знаками дорожного движения, используя картинки, которые находятся в конвертах (на столах конверты с изображением машин, домов, зданий, пешеходов, дорожных знаков, светофора), лист бумаги А2, клей, фломастеры, карандаши - 15 минут;
2 Инструкция: - Придумайте рассказ про ваш перекрёсток, расскажите, чего много на вашей улице – 5 минут;
Социализация:
Дети рассказывают о своём перекрёстке и о том, чего много на их улицах;
Рефлексия:
Детям предлагается встать в круг, взяться за руки и рассказать, что им понравилось на улицах и перекрёстках, созданных другими детьми.
- Изображение перекрёстка в городе
- Раздаточный материал: картинки с изображением домов, зданий, дорог, перекрёстков, машин, транспорта, дорожных знаков, светофора
- Три конверта с цветными символами
- Разноцветные эмблемы по количеству детей (кружки зелёного, красного и жёлтого цветов)
- Бумага А3 на каждого ребёнка
- Бумага А2 по количеству команд
- Клей, фломастеры, простые и цветные карандаши, восковые мелки
Ход занятия
Индуктор:
Показ картинки с изображением оживлённого перекрёстка – 2 минуты; Самоконструкция:
Детям предлагается подобрать определение к этой картинке и нарисовать на листе бумаги главный символ перекрёстка (на столе лист бумаги на каждого ребёнка, цветные карандаши) – 3 минуты;
Социализация:
Дети рассказывают, что они изобразили;
Социоконструкция:
1 Инструкция: - Выберите кружок любого цвета, затем объединитесь в группы по 4 человека и создайте свои перекрёстки с машинами, пешеходами и знаками дорожного движения, используя картинки, которые находятся в конвертах (на столах конверты с изображением машин, домов, зданий, пешеходов, дорожных знаков, светофора), лист бумаги А2, клей, фломастеры, карандаши - 15 минут;
2 Инструкция: - Придумайте рассказ про ваш перекрёсток, расскажите, чего много на вашей улице – 5 минут;
Социализация:
Дети рассказывают о своём перекрёстке и о том, чего много на их улицах;
Рефлексия:
Детям предлагается встать в круг, взяться за руки и рассказать, что им понравилось на улицах и перекрёстках, созданных другими детьми.