Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Елагина Елена Анатольевна
ВоспитательГБДОУ детский сад№2
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
 
 
Мультфильмы как средство формирования                                  
социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста              
 
           
 
    Детям нравятся мультфильмы. Оказывается, просмотр мультфильмов можно превратить в развивающее занятие, которое научит ребенка отличать не только оттенки цветов, но и оттенки человеческих чувств , поможет сформировать  у ребёнка представления о духовно - нравственных ценностях и основы нравственного поведения. 
   Детское восприятие мира отличается от взрослого. Вот несколько фактов, которые помогут нам понять, как выбрать мультфильм для ребенка.
Дети не видят разницы между вымышленным нарисованным миром и реальностью. Если в мультфильме  один герой бьет другого по голове, и все при этом радостно хохочут, малышу сложно понять, почему ему нельзя делать то же самое с братиком или сестричкой. У ребёнка стирается грань между плохим и хорошим, между добром и злом .
Детей завораживает яркая мелькающая картинка. И производители современных развивающих мультфильмов прекрасно об этом осведомлены. Дети сидят  перед экранами как загипнотизированные, но это совсем не означает, что их интеллект и познавательные способности в этот момент развиваются. Скорее наоборот.
Есть исследования, которые показывают взаимосвязь между количеством проведенного времени перед телевизором в детстве и успехами во взрослом возрасте. Количество часов просмотра обратно пропорционально карьерному росту. То есть чем больше телевизора в детстве, тем хуже карьера в дальнейшей жизни.
Дети любят повторения. Они готовы смотреть один и тот же мультфильм бесконечно. Это нормальное и даже полезное качество детской психики. Невролог-педагог Мария Монтессори объясняла потребность ребенка в повторных действиях его уникальной способностью интуитивно чувствовать свои слабости и находить средства для их коррекции. Если не мешать этому процессу, то можно поддержать  врожденную одаренность ребенка и самостоятельность принятия решений. Только материал для повторений нужно дать качественный: подобрать много мультфильмов с высокой художественной, культурной, эмоциональной ценностью. Тогда ребенок сможет выбрать и вобрать в себя нужное и лучшее.Раз смотрит , значит , находит там для себя что - то нужное , что требует повторного проживания и осмысления . Мы контролируем лишь время просмотра.
Итак, понятно, что просто включить детский канал или мультфильм  и уйти  – худшая стратегия. Правильные и полезные мультфильмы для ребенка надо отбирать, не полагаясь на вкусы телепродюссеров и большинства телезрителей. В интернете можно найти списки полезных  и вредных мультфильмов, даже целые сайты, посвященные этому вопросу. Однако разброс мнений велик, картина мировосприятия и вкусы создателей таких списков неизвестны.
Мы  можем  сами создать собственный «золотой фонд» мультфильмов, соответствующих ценностям именно нашего ребёнка, нашей группы потратив на это немного времени.   
 Некоторые примеры из картотеки мультфильмов в нашей группе:
О дружбе:
  • Петушок -золотой гребешок
  • Волк и телёнок
  • Серая шейка
  • непослушный котёнок
О доброте:
  • Грибок теремок
  • Цветик-семицветик
  • Крепыш
О трудолюбии:
  • Репка
  • Золушка
  • Дудочка и кувшинчик
  • В лесной чаще (про енотика)
О честности:
  • Пятачок
  • Коза-дереза
  • Приключения поросёнка Фунтика
  • Сказка о рыбаке и рыбке
О смелости:
  • Храбрый заяц
  • Снежная королева
  • Лягушка путешественница
  • В лесной чаще
О вежливости:
  • Неблагодарный козлёнок
  • Волшебное слово
  • Котёнок по имени Гав
  • Мельница
О любви и добрых отношениях:
  • Гуси-лебеди
  • Мешок яблок
  • Аленький цветочек
  • Снегурочка
Далее можно разрешить  детям самим выбирать себе мультфильмы для просмотра из тех, что уже отобраны нами как безопасные и достойные.   
Чтобы мультфильмы приносили радость, пользу и здоровье, неравнодушному взрослому придется смотреть каждый мультфильм минимум 2 раза. Первый раз, чтобы оценить его и понять, насколько он полезен ребенку в данный момент времени. Второй раз вместе с ребенком, с нужными комментариями и подчеркиваниями. Такие ненавязчивые комментарии во время просмотра и после него дают ребёнку богатую пищу для размышлений , осмысления жизни . У него самого возникают новые мысли и вопросы , которыми он поделится с нами . Только не нужно превращать просмотр мультфильма в экзамен ,не нужно требовать ответов . Достаточно заронить зерно или сказать , что вы думаете по этому поводу .Дошкольный возраст -  пора , когда ребёнку важно, что мы думаем, и он готов разделить наше мнение по любым вопросам. После этого, мультфильм уже можно включать по просьбе ребенка в отведенное для этого время.
 
Как я уже отмечала выше , первый раз педагог (или родитель) просматривает мультфильм самостоятельно , без ребёнка.
В результате просмотра мультфильма можно составить комментарии, в которых отметить для себя эмоции, нравственные ценности и эпизоды, которые следует обсудить с ребёнком. Свои комментарии можно отразить в таблице.
 
Эмоции/ценности            Описание эпизода, отражающего эмоцию/ценность                                              
   
 
 
Второй раз взрослый просматривает мультфильм вместе с детьми с нужными комментариями.
Я предлагаю вам просмотреть  мультфильм "Мой друг зонтик"
В результате первого просмотра (без детей) были составлены следующие комментарии. 
 
 
                        Комментарии к эпизодам мультфильма 
                                    «Мой друг зонтик»
 
Эмоции/ценности           Описание эпизода, отражающего эмоцию/ценность                                                      
Дружба. Слонёнок и поросёнок хотят иметь друзей.

Вопрос педагога:Почему слонёнку понравился поросёнок)  
Помощь другу, 
готовность помогать другим.
Слонёнок укрывает поросёнка от дождя.

(Вопрос педагога:Почему слонёнок улыбается?)
Эгоизм, нельзя думать только о себе. Поросёнок не пригласил слонёнка играть вместе опасаясь, что его выгонят из гостей 
.
Вопрос педагога:Правильно ли поступил поросёнок по отношению к слонёнку)
Ценность совместной игры.  Зверята вместе играют.Им весело , хорошо.

(Вопрос педагога:Какое настроение у зверят? Почему?)
Обида  Поведение поросёнка обижает слонёнка.

(Вопрос педагога:Какое настроение у слонёнка. Почему)
Доброта. Слонёнок снова соглашается помочь другу. Не таит обиды
.
(Вопрос:Почему слонёнок согласился помочь поросёнку?  Какой слонёнок)  
Грубость-это плохо.
Вежливость-хорошо
Поросёнок злится на слонёнка, не пускает слонёнка в игру.

(Вопрос педагога:Как разговаривает поросёнок со слонёнком?Нравится ли вам , когда когда с вами разговаривают грубо?Что чувствуете?)
Осуждение плохих поступков, нельзя соглашаться с несправедливостью. Зайка и белочка не одобрили поступок поросёнка.

(Вопрос педагога:Почему ушли зайка и белочка?)
Стыд за свои нехорошие поступки

 
Поросёнок покраснел.

(Вопрос педагога:Почему покраснел поросёнок?)
Умение признавать свои ошибки. Поросёнок думает о слонёнке, переживает.

(Вопрос педагога:Что делать поросёнку?)
Одиноко- плохо.
Вместе с другом-хорошо
Слонёнок поёт грустную песенку о поросёнке.

(Почему грустит слонёнок)
Радость
(радость встречи, радость дружбы)
Поросёнок и слонёнок радостно встречаются.

(Вопрос педагога:Почему поросёнок и слонёнок обрадовались.)
 
 
Предлагаю вам  посмотреть мультфильм вместе. (Просмотр мультфильма с обсуждением).
После просмотра мультфильма можно побеседовать с детьми .
(На экране примеры вопросов)
Проект беседы с детьми после просмотра м /ф:
 Что произошло?  Всем героям м /ф  плохо. Обижаться и обижать всегда плохо.      
Придумайте продолжение м/ф. Обида случилась,  следует друг у друга попросить прощения и договориться о совместных справедливых правилах общения в будущем. 
Есть ли дети или взрослые, которые поступают только хорошо? Безгрешных людей нет. Каждый человек чего-то не умеет, в чем-то ошибается и что-то делает плохо. Поэтому мы, осуждая плохое поведение,  любим самого человека  
Если мы считаем себя другом, то любим ли мы своего  друга? А если друг плохо поступил?   Мы все равно  его любим и хотим ему помочь, научить, как сделать лучше, чтобы сохранить дружбу.
  
Можно сделать книжку-малышку о мультфильме, организовать театрализованную игру на тему просмотренного сюжета или использовать другие формы работы с детьми. 
Эту методику работы с мультфильмом можно предложить и родителям.
 
 
 
  Приложение 1.
 
Рекомендации родителям и педагогам  по интерактивному   просмотру с детьми  мультфильмов :
Заранее выберите м/ф или фильм, учитывая следующие критерии:
- Добро привлекательнее (сильнее, симпатичнее, подробнее, ярче) ЗЛА. Зло  не вызывает у ребенка страха, желания подражать. Зло  не творит Добро. 
- м/ф нравится Вам и ребенку (подходит для многократных повторных просмотров).
- м\ф развивает эмоционально-ценностную  сферу ребенка  и способствует его подготовке   к школе ( любовь ребенка к чтению, развитие  навыков чтения, обсуждения и анализа прочитанного
 
 
 
 Можно составить комментарии к мультфильму (таблица)
 
Эмоции/ценности             Описание эпизода, отражающего эмоцию/ценность                                           
   
 
Задача интерактивного просмотра   м\ф:  эмоционально представить ребенку и обсудить с ним модели поведения, личностные отношения,социальные эмоции , ценностные ориентации , прежде всего еще не сформированные у него на настоящее время .
Выберите  благоприятное  время и место  совместного просмотра и обсуждения мультфильма. Самостоятельный просмотр рекомендуется после совместного. Дополняйте просмотр мультфильмами  в течение дня  чтением ,игрой, обсуждением.
Во время совместного просмотра общайтесь с ребенком  душевно и тактильно   (интерактивный   просмотр). При первом просмотре можно просто смотреть фильм  вместе, демонстрируя ребенку  свои естественные эмоции и называя их. Ребенок интуитивно невербально ощущает  Ваши эмоции. Затем обсудите то, что взволновало ребенка. С каждым просмотром  можно будет знакомить его с новыми деталями мультфильма , и обсуждать их до, во время  и после просмотра.
 Готовьтесь к интерактивному просмотру заранее, разрабатывая  содержание своих  бесед  с детьми .  
   На тему просмотренного и прочитанного сюжета  играйте с ним, театрализуйте. Пусть малыш придумает свой сюжет и создаст свою книгу. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»