Елагина Елена Анатольевна
ВоспитательГБДОУ детский сад№2
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Мультфильмы как средство формирования
социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста
социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста
Детям нравятся мультфильмы. Оказывается, просмотр мультфильмов можно превратить в развивающее занятие, которое научит ребенка отличать не только оттенки цветов, но и оттенки человеческих чувств , поможет сформировать у ребёнка представления о духовно - нравственных ценностях и основы нравственного поведения.
Детское восприятие мира отличается от взрослого. Вот несколько фактов, которые помогут нам понять, как выбрать мультфильм для ребенка.
Дети не видят разницы между вымышленным нарисованным миром и реальностью. Если в мультфильме один герой бьет другого по голове, и все при этом радостно хохочут, малышу сложно понять, почему ему нельзя делать то же самое с братиком или сестричкой. У ребёнка стирается грань между плохим и хорошим, между добром и злом .
Детей завораживает яркая мелькающая картинка. И производители современных развивающих мультфильмов прекрасно об этом осведомлены. Дети сидят перед экранами как загипнотизированные, но это совсем не означает, что их интеллект и познавательные способности в этот момент развиваются. Скорее наоборот.
Есть исследования, которые показывают взаимосвязь между количеством проведенного времени перед телевизором в детстве и успехами во взрослом возрасте. Количество часов просмотра обратно пропорционально карьерному росту. То есть чем больше телевизора в детстве, тем хуже карьера в дальнейшей жизни.
Дети любят повторения. Они готовы смотреть один и тот же мультфильм бесконечно. Это нормальное и даже полезное качество детской психики. Невролог-педагог Мария Монтессори объясняла потребность ребенка в повторных действиях его уникальной способностью интуитивно чувствовать свои слабости и находить средства для их коррекции. Если не мешать этому процессу, то можно поддержать врожденную одаренность ребенка и самостоятельность принятия решений. Только материал для повторений нужно дать качественный: подобрать много мультфильмов с высокой художественной, культурной, эмоциональной ценностью. Тогда ребенок сможет выбрать и вобрать в себя нужное и лучшее.Раз смотрит , значит , находит там для себя что - то нужное , что требует повторного проживания и осмысления . Мы контролируем лишь время просмотра.
Итак, понятно, что просто включить детский канал или мультфильм и уйти – худшая стратегия. Правильные и полезные мультфильмы для ребенка надо отбирать, не полагаясь на вкусы телепродюссеров и большинства телезрителей. В интернете можно найти списки полезных и вредных мультфильмов, даже целые сайты, посвященные этому вопросу. Однако разброс мнений велик, картина мировосприятия и вкусы создателей таких списков неизвестны.
Мы можем сами создать собственный «золотой фонд» мультфильмов, соответствующих ценностям именно нашего ребёнка, нашей группы потратив на это немного времени.
Некоторые примеры из картотеки мультфильмов в нашей группе:
О дружбе:
Некоторые примеры из картотеки мультфильмов в нашей группе:
О дружбе:
- Петушок -золотой гребешок
- Волк и телёнок
- Серая шейка
- непослушный котёнок
О доброте:
- Грибок теремок
- Цветик-семицветик
- Крепыш
О трудолюбии:
- Репка
- Золушка
- Дудочка и кувшинчик
- В лесной чаще (про енотика)
О честности:
- Пятачок
- Коза-дереза
- Приключения поросёнка Фунтика
- Сказка о рыбаке и рыбке
О смелости:
- Храбрый заяц
- Снежная королева
- Лягушка путешественница
- В лесной чаще
О вежливости:
- Неблагодарный козлёнок
- Волшебное слово
- Котёнок по имени Гав
- Мельница
О любви и добрых отношениях:
- Гуси-лебеди
- Мешок яблок
- Аленький цветочек
- Снегурочка
Далее можно разрешить детям самим выбирать себе мультфильмы для просмотра из тех, что уже отобраны нами как безопасные и достойные.
Чтобы мультфильмы приносили радость, пользу и здоровье, неравнодушному взрослому придется смотреть каждый мультфильм минимум 2 раза. Первый раз, чтобы оценить его и понять, насколько он полезен ребенку в данный момент времени. Второй раз вместе с ребенком, с нужными комментариями и подчеркиваниями. Такие ненавязчивые комментарии во время просмотра и после него дают ребёнку богатую пищу для размышлений , осмысления жизни . У него самого возникают новые мысли и вопросы , которыми он поделится с нами . Только не нужно превращать просмотр мультфильма в экзамен ,не нужно требовать ответов . Достаточно заронить зерно или сказать , что вы думаете по этому поводу .Дошкольный возраст - пора , когда ребёнку важно, что мы думаем, и он готов разделить наше мнение по любым вопросам. После этого, мультфильм уже можно включать по просьбе ребенка в отведенное для этого время.
Как я уже отмечала выше , первый раз педагог (или родитель) просматривает мультфильм самостоятельно , без ребёнка.
В результате просмотра мультфильма можно составить комментарии, в которых отметить для себя эмоции, нравственные ценности и эпизоды, которые следует обсудить с ребёнком. Свои комментарии можно отразить в таблице.
Эмоции/ценности | Описание эпизода, отражающего эмоцию/ценность |
Второй раз взрослый просматривает мультфильм вместе с детьми с нужными комментариями.
Я предлагаю вам просмотреть мультфильм "Мой друг зонтик"
В результате первого просмотра (без детей) были составлены следующие комментарии.
Комментарии к эпизодам мультфильма
«Мой друг зонтик»
Эмоции/ценности | Описание эпизода, отражающего эмоцию/ценность |
Дружба. | Слонёнок и поросёнок хотят иметь друзей. Вопрос педагога:Почему слонёнку понравился поросёнок) |
Помощь другу, готовность помогать другим. |
Слонёнок укрывает поросёнка от дождя. (Вопрос педагога:Почему слонёнок улыбается?) |
Эгоизм, нельзя думать только о себе. | Поросёнок не пригласил слонёнка играть вместе опасаясь, что его выгонят из гостей . Вопрос педагога:Правильно ли поступил поросёнок по отношению к слонёнку) |
Ценность совместной игры. | Зверята вместе играют.Им весело , хорошо. (Вопрос педагога:Какое настроение у зверят? Почему?) |
Обида | Поведение поросёнка обижает слонёнка. (Вопрос педагога:Какое настроение у слонёнка. Почему) |
Доброта. | Слонёнок снова соглашается помочь другу. Не таит обиды . (Вопрос:Почему слонёнок согласился помочь поросёнку? Какой слонёнок) |
Грубость-это плохо. Вежливость-хорошо |
Поросёнок злится на слонёнка, не пускает слонёнка в игру. (Вопрос педагога:Как разговаривает поросёнок со слонёнком?Нравится ли вам , когда когда с вами разговаривают грубо?Что чувствуете?) |
Осуждение плохих поступков, нельзя соглашаться с несправедливостью. | Зайка и белочка не одобрили поступок поросёнка. (Вопрос педагога:Почему ушли зайка и белочка?) |
Стыд за свои нехорошие поступки |
Поросёнок покраснел. (Вопрос педагога:Почему покраснел поросёнок?) |
Умение признавать свои ошибки. | Поросёнок думает о слонёнке, переживает. (Вопрос педагога:Что делать поросёнку?) |
Одиноко- плохо. Вместе с другом-хорошо |
Слонёнок поёт грустную песенку о поросёнке. (Почему грустит слонёнок) |
Радость (радость встречи, радость дружбы) |
Поросёнок и слонёнок радостно встречаются. (Вопрос педагога:Почему поросёнок и слонёнок обрадовались.) |
Предлагаю вам посмотреть мультфильм вместе. (Просмотр мультфильма с обсуждением).
После просмотра мультфильма можно побеседовать с детьми .
(На экране примеры вопросов)
Проект беседы с детьми после просмотра м /ф:
Что произошло? Всем героям м /ф плохо. Обижаться и обижать всегда плохо.
Придумайте продолжение м/ф. Обида случилась, следует друг у друга попросить прощения и договориться о совместных справедливых правилах общения в будущем.
Есть ли дети или взрослые, которые поступают только хорошо? Безгрешных людей нет. Каждый человек чего-то не умеет, в чем-то ошибается и что-то делает плохо. Поэтому мы, осуждая плохое поведение, любим самого человека
Если мы считаем себя другом, то любим ли мы своего друга? А если друг плохо поступил? Мы все равно его любим и хотим ему помочь, научить, как сделать лучше, чтобы сохранить дружбу.
Можно сделать книжку-малышку о мультфильме, организовать театрализованную игру на тему просмотренного сюжета или использовать другие формы работы с детьми.
Эту методику работы с мультфильмом можно предложить и родителям.
Приложение 1.
Рекомендации родителям и педагогам по интерактивному просмотру с детьми мультфильмов :
Заранее выберите м/ф или фильм, учитывая следующие критерии:
- Добро привлекательнее (сильнее, симпатичнее, подробнее, ярче) ЗЛА. Зло не вызывает у ребенка страха, желания подражать. Зло не творит Добро.
- м/ф нравится Вам и ребенку (подходит для многократных повторных просмотров).
- м\ф развивает эмоционально-ценностную сферу ребенка и способствует его подготовке к школе ( любовь ребенка к чтению, развитие навыков чтения, обсуждения и анализа прочитанного
Можно составить комментарии к мультфильму (таблица)
Эмоции/ценности | Описание эпизода, отражающего эмоцию/ценность |
Задача интерактивного просмотра м\ф: эмоционально представить ребенку и обсудить с ним модели поведения, личностные отношения,социальные эмоции , ценностные ориентации , прежде всего еще не сформированные у него на настоящее время .
Выберите благоприятное время и место совместного просмотра и обсуждения мультфильма. Самостоятельный просмотр рекомендуется после совместного. Дополняйте просмотр мультфильмами в течение дня чтением ,игрой, обсуждением.
Во время совместного просмотра общайтесь с ребенком душевно и тактильно (интерактивный просмотр). При первом просмотре можно просто смотреть фильм вместе, демонстрируя ребенку свои естественные эмоции и называя их. Ребенок интуитивно невербально ощущает Ваши эмоции. Затем обсудите то, что взволновало ребенка. С каждым просмотром можно будет знакомить его с новыми деталями мультфильма , и обсуждать их до, во время и после просмотра.
Готовьтесь к интерактивному просмотру заранее, разрабатывая содержание своих бесед с детьми .
На тему просмотренного и прочитанного сюжета играйте с ним, театрализуйте. Пусть малыш придумает свой сюжет и создаст свою книгу.