Картотека пальчиковых игр, разработанная для разных форм работы
Хуснутдинова Маргарита Сергеевн
Уважаемые читатели!
Предлагаем вашему вниманию картотеку пальчиковых игр, разработанных для разных форм работы таких как:
- Образовательной деятельности
- Прогулки
- Динамической паузы
- Бодрящей гимнастики
- Утренней гимнастики
Для прогулки мы подобрали игры связанные с тематикой сезона, также мы придумывали вместе с детьми пальчиковые движения к считалкам, таким образом появлялись новые игры, в которые можно было поиграть после подвижных игр для снятия возбудимости.
Для динамической паузы были подобранны очень короткие и легкие игры, также связанные с темой образовательной деятельности.
Для бодрящей гимнастики мы подобрали игры, способные немного пробудить детей, также связанные с тематикой пробуждения.
Для утренней гимнастики были подобранны короткие игры, связанные с тематикой утра.
Также мы сами придумали движения к потешкам, песенкам, считалкам. Таким образом, появились новые пальчиковые игры.
Игры для образовательной деятельности:
Игры с литературными текстами:
«Пальмовые ручки»
Текст рифмовки: Движения:Игры с литературными текстами:
«Пальмовые ручки»
Вы видели пальмы Две руки, прижатые друг к другу
На солнечном юге? От кисти до локтя, дети поднимают
вверх. Кулачки сжаты.
Их листья - как-будто Кулачки разжимают, пальцы
Ладошки, как руки! растопыривают.
И как человек Пальцы сжимают и расжимают.
Растопырил бы пальцы,
На ветках листочки Руки поворачивают по кругу в одну,
Привыкли качаться. затем в другую сторону.
Коль пальму от пыли Руки поднимают вверх, делают
Здесь ливни очистят- плавные рывки вниз кистями.
Приветственно машут Кисти с разведенными пальцами
Рукастые листья. выполняют помахивания.
А птица заденет Руки перекрещивают в кистях,
Листочки немножко- помахивают ладошками, как
«Ах-ах!» - возмутятся крыльями. Ладошками закрывают
Листочки- ладошки. лицо.
Зимой снег закроет Кисти выполняют плавные
Скамьи и брусчатку. помахивающие жесты по
Кто сшил бы горизонтали.
Для пальмовых ручек Имитация надевания перчаток:
Перчатки? сначала поглаживание пальцев правой
руки, затем левой.
«Пирог»
Текст рифмовки: Метроритмические действия:Мы спросили наш у печь: Руки вытянуты вперед; ритмично
- Что сегодня нам испечь: сжимают и разжимают пальцы.
Печку мы спросили,
Тесто замесили. Кулачки имитируют замешивание
Тесто скалкой раскатали, теста. Ладошки движутся
Раскатали- не устали, горизонтально, имитируя
Раскатывание теста скалкой.
Начинили творогом Ладошки ударяют друг о друга-
И назвали пирогом! Изготовление пирожков.
Ну-ка, печка, ну-ка, печка, Ладошки несколько раз
Дай творожнику местечко! Вытягивают вперед - «сажают»
пирог в печку.
Синхронные игры для обеих рук:
«Репка»
Движения во время рифмовки: дети «рисуют» в воздухе силуэт знакомого овоща.Текст рифмовки: Построчные движения:
Горьковатый желтый бок, Разводят руки вверх, затем-
С медом вкусен терпкий сок. В стороны.
И она полезна крепко,
С хвостиком зеленым репка. Далее сужают руки книзу,
чтобы получился контур
хорошо знакомого овоща-
репки.
«Гусли»
Движения во время рифмовки: дети имитируют игру на воображаемых гуслях, проводя пальцами по воображаемым «струнам».Текст рифмовки: Трень-брень, гусельки,
Золотые струночки.
Мы по струнам проведем,
Звонко песню запоем.
«Пузырь»
Текст рифмовки: Построчные движения:
Легче пуха я летаю, Легкие »подбрасывающие»
Ярче радуги сияю, движения ладонями вверх.
Раздуваюсь ввысь и вширь, Пальцы обеих рук дети
Потому что я-пузырь. соединяют, постепенно
раздвигая их вширь.
Игры для прогулки:
- «Домик»
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям. - «Домик»
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
- «Гроза»
Капли первые упали,(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
Игры для динамической паузы:
- « Девочки и мальчики»
Рекомендации к работе:- « Девочки и мальчики»
1.Взрослый рассказывает стихотворение «Девочки и мальчики», сопровождая его движениями. Ребенок повторяет движения и слова за взрослым.
2.Исходное положение: руки слегка согнуты в локтях, кисти перед грудью, не напряжены. Начинаем упражнение с правой руки.
1-я строка стихотворения: активно «шевелим» всеми пальчками.
2-я строка: пальчики правой руки собираем в кулачок.
3-9 строка: поднимаем пальчики вверх, начиная с большого. Левой рукой слегка массируем кончик пальчика.
3. Повторите упражнение для левой руки.
4. Если ребенку менее 3-х лет, взрослый помогает выполнить движение, придерживая ручку малыша своими ручками.
Озорные пальчики,
быстро «шевелим» пальчиками
Девочки и мальчики.
собираем пальчики в кулачок
Это – раз у нас Катюшка,
У нее весь нос в веснушках.
поднимаем вверх большой пальчик
Это – два у нас Андрюшка,
У него в руках хлопушка.
поднимаем вверх указательный пальчик
Это – три у нас Маришка,
Озорница, шалунишка.
поднимаем средний пальчик
А четыре – рыжик Гришка.
поднимаем вверх безымянный пальчик
Ну, а пятая малышка,
Это девочка Иришка.
поднимаем вверх мизинчик
- «Ежиная щекоталочка»
Бежит ежик по дорожке,« бежим» пальчиками от локтевого сгиба к ладошке
Сватим мы его за ножки.
Обхватываем пальчиками
Просит ежик: - Отпусти,
Слегка оттягиваем пальчики вверх
- Пятки мне пощекочи!
ласково щекочем ребенка
Игры для бодрящей гимнастики:
«Просыпайтесь, братцы!»
Методические указания: Сначала игру можно провести с одним вариантом выполнения движений. Повторяя игру, можно поменять действия рук.«Просыпайтесь, братцы!»
Текст рифмовки: Метроритмические движения:
Утро, настало, Наложить одну ладошку на
Солнышко встало, другую и развести пальцы.
-Эй, братец Федя, Правую руку сжать в кулачок
Разбуди соседей! И давить им в ладошку левой
А соседи спят, руки. Теперь сжать в кулачок
Не встанут никак. Левую ладонь и давить им в
Ладошку правой руки.
-Вставай, Большак! Щелкнуть большим и указательным
Пальцами правой руки по большому
Пальцу левой руки.
-Не хочу! Большой палец сгибает верхний
Сустав- отмахивается.
-Вставай, Указка! Щелкнуть большим и указательным
Пальцами правой руки по
Указательному пальцу левой руки.
-Не хочу! Указательный палец сгибает верхний
Сустав.
-Вставай,Середка! Щелкнуть большим и указательным
Пальцами правой руки по среднему
Пальцу левой руки.
-Не хочу! Средний палец сгибает верхний сустав.
-Вставай, Сиротка! Щелкнуть большим и указательным
Пальцами правой руки по безымянному
Пальцу левой руки.
-Не хочу! Безымянный палец сгибает верхний
Сустав.
-Тогда ты, крошка Митрошка! Щелкнуть большим и указательным
Кричи, стучи в ладошки! пальцами правой руки по мизинцу
Закричал Митрошка: левой руки.
-Привет, Ладошка! Щелкнуть по центру ладони.
Все потянулись и проснулись. Руки поднять вверх, пальцы
Вытянуть и несколько раз сжать
И разожмите их.
Игры для утренней гимнастики:
«С добрым утром!»
- С добрым утром, глазки!«С добрым утром!»
(поглаживаем веки)
- Вы проснулись?
(смотрим в бинокль)
- С добрым утром, ушки!
(поглаживаем уши)
- Вы проснулись?
(прикладываем ладони к ушам)
- С добрым утром, ручки!
(поглаживаем кисти рук)
- Вы проснулись?
(хлопки)
- С добрым утром, ножки!
(поглаживаем ноги)
- Вы проснулись?
(притопываем)
- С добрым утром, солнце!
(показываем)
- Я проснулась!
(голову слегка запрокинуть, широко улыбнуться)
Игры с потешками:
***
Ротик мой умеет кушать, ( имитируя движения, как-будто пережевываешь пищу)***
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.
Зайка начал умываться
«Гости»
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо
***
Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями)
Колотили, колотили (похлопываем)
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)
«Ванька-встанька»
Ванька-встанька,
Ванька-встанька,
(спрятать большой палец в кулак)
Просыпайся, улыбайся.
(постучать по кулаку пальчиком ребёнка)
Тук-тук, тук-тук.
Ванька-встанька тут как тут!
Игры со считалками:
«Манжеты у жилета»
Жили-были у жилета
Три петли и два манжета. (сначала показать три пальца, затем два)
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять! ( показать три пальца, затем два, в конце пять)
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет! ( развести руками)
«Мишка с пирогами»
За высокими горами ( поднимаем руку вверх, и подносим ко лбу)
Стоит Мишка с пирогами. ( делаем полукруг руками)
Здравствуй, Мишенька-дружок, ( машем ручкой)
Сколько стоит пирожок?
Пирожки не продаются,
Они сами в рот кладутся, ( имитируем движения, когда кушаем)
Но кто их возьмет, ( рукой хватаем воздух)
Тот водить пойдет.
Игры с песенками:
«Улыбка»
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется... ( поднимаем руку вверх и проводим имитируя радугу)
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
И тогда наверняка, вдруг запляшут облака, ( приседаем)
И кузнечик запиликает на скрипке... ( имитируем игру на скрипке)
С голубого ручейка начинается река, ( проводим рукой волнистые движения, затем просто проводим рукой около груди)
Ну, а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка начинается река, ( проводим рукой волнистые движения, затем просто проводим рукой около груди)
Ну, а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик. ( имитируем движения, когда вытираем слезы, затем имитируем движения, как капает дождик)
Сонный лес простится с тишиной ( потягиваем ручки, как-будто проснулись, приставляем пальчик губам)
И захлопает в зеленые ладоши. (хлопаем в ладоши)
От улыбки станет всем теплей -
И слону и даже маленькой улитке... ( руками изображаем большого слона и маленькую улитку)
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
«Антошка»
Антошка, Антошка, пойдем копать картошку. (имитируем копание картошки)
Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.
Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили, ( водим пальчиком в противоположные стороны)
Это нам не задавали!
Тарам - пам - пам,
Тарам - пам - пам,
Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке. ( имитируем игрение на гармошке)
Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке.
Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили, (водим пальчиком в противоположные стороны)
Это нам не задавали!
Тарам - пам - пам,
Тарам - пам - пам.
Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку. ( имитируем держание в ручке ложки)
Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку.
Тили-тили, трали-вали,
Это, братцы, мне по силе! ( поднимаем руку вверх и показываем наши бицепсы)
Откажусь теперь едва ли!
Тарам - пам - пам,
Тарам - пам - пам.