Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Здоровьесберегающая среда дошкольного
образовательного учреждения как результат
созидающей деятельности всех субъектов образовательного процесса

Хохлова Ирина Николаевна
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок. Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. [5]. Статистические данные системы здравоохранения, обобщение результатов научных исследований позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста приобретает стойкие тенденции. Не только социальные факторы, но и существующая система образо¬вания способствуют ухудшению состояния здоровья. Проблема формирования здорового образа жизни является не столько медицинской, сколько социальной, поэтому необходимость создания специальных профилактических, коррекционных и развивающих программ для субъектов образовательного пространства является актуальным. Особенно это важно в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку проблема формирования здорового образа жизни, в частности, осуществление первичной профилактики, необходимо на ранних этапах развития и требует совместных усилий государственных, образовательных организаций, медицинских учреждений и самого населения [7]. За последние годы появились исследования по данной проблеме, в которых отмечается, что сохранение и укрепление психического и физического здоровья дошкольников возможно как в процессе целенаправленной воспитательно-образовательной деятельности, так и в организуемой расширенной и углубленной деятельности в социуме, организации взаимодействия детей и родителей, объединении усилий врачей, педа¬гогов, психологов. Поэтому приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду дошкольного учреждения или здоровьесберегающее пространство. В нормативных документах, регламентирующих содержание деятельности дошкольных образовательных учреждений по здоровьесбережению, определены основные правила и нормативы к организации режима работы, учебной программы в дошкольных учреждениях. На эти документы ориентируются руководители дошкольных образовательных учреждений при организации среды обучения и воспитания детей. Научно-методические основы создания здоровьесохраняющей среды ребенка в семье и дошкольном учреждении определяются необходимостью опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с самого раннего возраста. По мнению И.И. Брехмана, формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с раннего детства является приоритетной задачей педагогической науки [2]. Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья[3,с.48]. Здоровьесберегающая среда – это здоровое психолого-педагогическое пространство в образовательном учреждении. Это совокупность условий, организуемых администрацией дошкольного учреждения, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих воспитанников и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов. В слагаемые этого пространства входит все то, с чем воспитанники соприкасаются в течение дня. Это их взаимоотношения с родителями, со сверстниками, окружающая среда, учебный процесс и деятельность во внеучебное время. Здоровьесберегающая среда воспитывает, обучает, формирует представление о мире в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом. Заболеваемость же детей и окружающих их взрослых автоматически становится лишь показателем грамотно построенной среды, в которой обучаются и воспитываются дети и находятся взрослые [6,с.192]. В основе здоровьесберегающей деятельности лежат следующие принципы оценки состояния здоровья личности: 1) системность (здоровье есть интегральная характеристика иерархического взаимодействия систем организма, формирующих его целостность); 2) функциональность (оценка состояния здоровья с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; взаимодействия с факторами среды); 3) индивидуальность (формирование критериев диагностики и программ коррекции с учетом индивидуальных, в том числе генетических, особенностей); 4) историчность (оценка текущего состояния с учетом индивидуальных особенностей развития личности, этапа его онтогенеза) [1]. Содержание данной деятельности определяется ее функциями: • системно-прогностической, призванной создать целостную систему оздоровления среды, определить перспективы и пути ее совершенствования, представить будущее состояние и развитие формирования здоровья; • медико-психолого-педагогической, предусматривающей меры, направленные на формирование, сохранение, укрепление здоровья и создание престижа здорового образа жизни; • ценностно-ориентированной, обеспечивающей ориентацию на здоровье как на одну из основных в аспекте общечеловеческих ценностей. Структурирование воспитательно-образовательного процесса в учреждении должно строиться на основе здоровьесберегающей доминанты и использования в образовательном процессе новых форм и методов работы с детьми, педагогами и родителями в рамках единого комплексного оздоровительно-развивающего пространства. Основными задачами, стоящими перед коллективом ДОУ в рамках данной деятельности являются: • обеспечение необходимой медико-гигиенической и психологической информацией о здоровом образе жизни; • вовлечение медицинских работников в просветительную работу и воспитательную деятельность; • проведение профилактической и коррекционной работы с каждым субъектом образовательного пространства; • использование средств и методов для диагностики и прогноза состояния психического и физического здоровья; • выявление индивидуальных психофизиологических и соматических особенностей личности; • разработка индивидуальных программ по коррекции психического и физического здоровья; • систематический мониторинг за состоянием функциональных систем организма, психологического статуса и динамике адаптации к факторам внешней среды. Основными направлениями являются: внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни; приобщение педагогов и родителей к здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в ДОУ – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеформирования педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий [4]:
1. Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация здоровьесберегающей среды).
2. Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Реализация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ возможна на основе использования схемы функционального взаимодействия специалистов различного профиля (психофизиолога, врача, психолога, педагога, специалиста по физической культуре) как на этапе проведения комплексной диагностики, так и при осуществлении коррекционных и развивающих мероприятий, включая средства и методы оптимизации образа жизни. Таким образом, здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения является результатом созидающей деятельности всех субъектов образовательного процесса.
Список используемой литературы:
1. Ахутина,Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход.- М: Школа здоровья, 2000.
2. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье.- М., 1990. - 208 с.
3. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты / И.В. Возвышаева // Школа здоровья. – 2007. – №1. – С.48 – 593.
4. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
5. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
6. Митяева, A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Учеб. пособие / A.M. Митяева. М.: Изд. центр «Академия», 2008.-192 с.
7. Терновская, С. А., Теплякова, Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. - 2005.- № 4.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»