Путь к творчеству – музыкальная импровизация
Калайда Елена Евгеньевна
Творчество не приходит к детям по
какому-то наитию. Творчеству надо
учить. Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Музыка занимает особое место в жизни человека. Интерес ребёнка к музыке можно заметить с раннего возраста. Если понаблюдать за дошкольниками в процессе игры, можно увидеть, что дети придумываю разнообразные движения, тихонько напевают, придумывают новые слова. Они играют и занимаются творчеством. А педагоги должны помогать детям находить новые средства музыкальной выразительности (мелодия, тембр, ритм, жесты, темп, динамика, характер исполнения), тем самым развивать музыкальность детей.какому-то наитию. Творчеству надо
учить. Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Музыкальная импровизация – особый вид художественного творчества, при котором музыка создается в реальном времени из собственных мыслей. Детская музыкальная импровизация выражается в песенном, танцевальном и музыкально – игровом творчестве детей. Для этого не нужны специальные приспособления–голос есть у всех, ладони– могут заменить детям музыкальный инструмент, тело– может исполнить любое движение. Когда дети часто выступают, танцуют и поют, они накапливают опыт, который помогает им в дальнейшем импровизировать
Для развития детской музыкальной импровизации я использую этапы детского творчества, которые обозначила Н.А. Ветлугина* с группой педагогов.
1 этап – ребенку дается установка на создание нового – придумай, измени, сочини;
2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;
3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий, танцевальных композиций.
В своей работе со старшими дошкольниками я применяю музыкальные сказки- импровизации, которые, способствуют музыкальному и общему развитию ребенка. Ведь все дети любят сказки. Потому, что в сказках случаются настоящие чудеса. Вместе с героями можно путешествовать в далекие края, послушать невероятные истории, сразиться с настоящими волшебниками и конечно, найти новых друзей.
Сказки–импровизации развивают внимание, память, фантазию. Способствуют развитию коммуникативных, музыкально–ритмических навыков. К 6-7 ми годам проявляется самостоятельность, инициативность, дети накапливают опыт исполнительства. Умеют придумывать небольшие песенки, попевки, создавать музыкально – игровые образы персонажей, характерные повадки зверей, и т.д.
Приведу свой вариант импровизации, которую хорошо использовать на музыкальных занятиях с детьми 6-7 лет.
Музыкальная сказка- импровизация.
Сказку можно использовать в досуговой деятельности. Желательно иметь нужные атрибуты, которые могут понадобиться детям: различные корзинки, шапочки, муляжи грибочков, звездочки, волшебные палочки, шумовые музыкальные инструменты и т.д.
Детям предлагается самим придумать сказку.
- «Сегодня мы с Вами придумаем свою волшебную сказку… Готовы? И кто же у нас будет главным героем?»
Детям предлагается выбрать картинки с главными героями.
Главный герой | Кукла Маша |
Зайчик |
Снеговик |
Королева |
Какой он? | Добрая и веселая |
Трусливый и добрый |
Веселый и озорной |
Злая и холодная |
- Дети выбирают, например, куклу Машу.
- Дети обдумывают характер героя. Добрая, злая, веселая и т.д.
- Затем дети выбирают картинку, где будет происходить действие.
Место действия | Лес |
Детский сад |
Луна |
Африка |
- Выбирают время года: Лето, Осень, Зима, Весна.
Время года | Лето |
Осень |
Зима |
Весна |
- Придумывается сюжет. Что же происходит с главным героем? Он нашел себе друзей, стал добрее, помог товарищам, порадовал маму и т.д.
- Заключение. Счастливый конец.
Когда дети выбрали все картинки, их нужно разместить по порядку, в зоне видимости. Затем взрослый распределяет роли по желанию детей. Совместно с педагогом ребята выбирают музыкальные инструменты, которые будут «озвучивать» героев сказки. И начинается музыкальное творчество...
Сказки будут всегда разные. Дети сами выбирают сюжет своей сказки - они творцы! После исполнения сказок на музыкальном занятии, воспитателю можно дать комплект картинок, чтобы в группе дети с воспитателем могли играть и придумывать новые сюжетные линии.
* Ветлугина Н.А. музыкальное развитие ребенка. М. «Просвещение», 1967.