Профессиональное сотрудничество педагогов
Гусева Анна Владимировна,
старший воспитатель ОДОД ГБОУ СОШ №635
Приморского района Санкт-Петербурга
В сфере образования происходят перемены, касающиеся непосредственно личности специалистов. В настоящее время разрабатываются профессиональные стандарты педагогов, в которых особое внимание уделяется таким качествам как стремление к повышению профессиональной компетентности, умение работать в команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, включаться в совместные проекты. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональное сотрудничество позволит специалистам непрерывно расти, развиваться и повышать уровень своей профессиональной компетентности, постоянно оставаясь актуальными.старший воспитатель ОДОД ГБОУ СОШ №635
Приморского района Санкт-Петербурга
Проведенный анализ научно-педагогических и социальных исследований показал, что вопросы профессионального сотрудничества изучены в трудах А.В. Петровского, А.С. Слуцкого, Б.Д. Карвасарского, Л.Г. Почебута и др.
Профессиональное развитие и сотрудничество педагогов стало предметом исследований таких авторов как Д.В. Герасимова, Л.А. Дегтярева, И.Б. Крылов, Д.С. Кобылкин, С. Д. Ермакова, М. С. Новикова и др.
Существует немало исследований, посвященных вопросам профессионального сотрудничества педагогических работников, раскрывающих специфику данного понятия, форматы и условия его организации. Однако, за последние несколько лет практически не появляются работы, затрагивающие специфику развития профессионального сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации, иллюстрирующие особенности профессионального сотрудничества воспитателей в условиях реализации ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога.
Анализ теоретических исследований позволил установить, что профессиональное сотрудничество как совместная, согласованная деятельность педагогов представляет единство профессионального, делового и личностного взаимодействия субъектов, направленное на решение общезначимых образовательных задач. В процессе профессионального сотрудничества между педагогами происходит обмен информацией, духовными ценностями, стимулирующими становление личности (Э.М. Коротков, И.А. Румянцева и др.).
Основными признаками профессионального сотрудничества являются:
целенаправленность (стремление участников к общей цели, активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);
целостность деятельности, организованной участниками процесса сотрудничества;
структурированность (четкое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);
согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
результативность (способность достигать результата).
Профессиональное сотрудничество педагогов можно рассматривать как позитивно направленный, динамичный процесс совместного решения значимых образовательных задач, который основывается на общности ценностно-культурных позиций и предполагает взаимный обмен опытом, совместное творчество, поддержку педагогических инициатив, что способствует повышению качества профессиональной деятельности. Критериями профессионального сотрудничества выступают такие признаки как: наличие диалога (вопрос, ответ, дискуссия, диспут); совместная деятельность; принятие разных мнений; уважение друг друга; наивысший уровень согласованности; субъект-субъектные отношения; ориентация на самореализацию человека; наличие ценностно важного для каждого участника; общие цели; единый результат (общий продукт).
Профессиональное сотрудничество может быть воплощено в самых разных формах. Наиболее известна следующая типология форм профессионального сотрудничества педагогов:
По типу профессионального сообщества:
• в рамках методического объединения образовательной организации;
• в рамках образовательной организации;
• в рамках районного методического объединения;
• в рамках городского методического объединения;
• в рамках всероссийского профессионального сообщества;
• в рамках международного профессионального сообщества.
По составу участников:
• монопредметное (одна образовательная область или возраст);
• междпредметное.
По типу взаимодействия:
• реальное (личное);
• дистанционное (виртуальное);
• смешанное (сетевое).
По типу взаимоотношений:
• равностатусное;
• наставничество;
• тьюторство.
По типу решаемых задач:
• творческая группа;
• группа разработчиков;
• экспериментальная работа;
• экспертиза;
• стажировка;
• управление.
По используемым организационным формам:
• проект;
• семинар;
• круглый стол;
• конференция;
• мастерская;
• деловая игра.
По степени активности:
• пассивное;
• активное;
• интерактивное.
Трудоемкость и сложность процесса развития профессионального сотрудничества педагогов дошкольного образования позволяет рассматривать его ключевым условием повышение мотивации педагогов к совместной деятельности, поддержку желания и стремления решать профессиональные задачи сообща.
В настоящее время эффективной формой профессионального сотрудничества выступает виртуальный методический кабинет. Главными достоинствами ВМК являются его мобильность, доступность в любое время суток, возможность оказания методической поддержки начинающим специалистам опытными коллегами и наставниками, возможность участия в онлайн мероприятиях, проходящих в различных уголках мира, ведение электронных баз данных и каталогов, проведение диагностики посредством электронных технологий с полной обработкой результатов, возможность совместной работы над проектом вне зависимости от местонахождения участников.
Литература
1. Новиков М. С. Профессиональное сотрудничество воспитателей в условиях сетевого взаимодействия как педагогическая проблема современного дошкольного образования. //Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-6. С. 136.
2. Деятельность профессиональных сообществ воспитателей дошкольных образовательных организаций. //http://doshkolnik.ru/pedagogika/14718.html
3. Психологическая теория коллектива / Под ред. А В. Петровского. — М., 1979.— 240 с.