Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Теоретические основы проблемы сопровождения формирования
представлений о здоровье дошкольников
в процессе проведения дидактических игр

Корнеева Наталья Александровна
1.1.Понятие здоровья, особенности развития представлений о здоровье детей дошкольного возраста. Понятие дидактической игры В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения, понятие «Здоровье» определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов. Следовательно, можно говорить о трёх видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном). Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное бесперебойным функционированием всех его органов и систем. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как «жизнь» и «смерть», в далекой древности сформировалось и понятие «здоровье». Вначале оно соотносилось с физическим состоянием человека: здоровый человек – не больной человек. Здоровье определялось как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. С развитием общества и различных наук это понятие наполнялось новым содержанием, а определение «здоровый» стало соотноситься с образом жизни человека, его духовным развитием и психическим состоянием. Великий философ А. Шопенгауэр в ряду наиболее значимых ценностей отводил здоровью первое место и говорил о том, что всем другим следует поступиться ради здоровья. Г.С. Никифоров, опираясь на ряд научных исследований, в которых была сделана попытка определить сущностные элементы здоровья, выделил несколько концептуальных подходов к определению этого понятия: 1. Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. При таком подходе нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. 2. Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Такой признак, как равновесие, в определении здоровья встречается с древних времен. Пифагор определял здоровье как гармонию, равновесие, а болезнь – как их нарушение. Гиппократ считал здоровым человека, у которого имеется равновесное соотношение между всеми органами тела, а Г. Спенсер определяет здоровье как результат установившегося равновесия внутренних отношений к внешним. 3. Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме. 4. Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений. В этом признаке здоровья лежит простая логика: здоровы те люди, которые не нуждаются в медицинской помощи. 5. Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций. 6. Здоровье – это полное физическое, духовное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. Для поддержания здоровья дошкольников нужно соблюдать определенные задачи. Эти задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы формирования здорового образа жизни, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка. Дошкольный возраст - важнейший период в развитии ребёнка. Именно в этот период закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Актуальность проблемы укрепления и сохранения здоровья дошкольников обусловлена еще и тем, что этот период постепенной подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам. Существенной особенностью младшего дошкольного возраста является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Важными критериями в работе с детьми в ДОУ является предупреждение перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе. В основе психологического состояния ребенка, а значит и здоровья, лежит переживание ребенком психологического комфорта и дискомфорта. От того, как педагоги организуют свою деятельность, зависит дальнейшее развитие малыша. В современных условиях модернизации образования на дошкольную образовательную организацию возлагаются очень ответственные социальные задачи - обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. Следует отметить, что в последние годы происходит бурное обновление содержание оздоровления детей. В детских садах развернулась работа по освоению различных, вариативных программ. В нашей работе мы представили анализ программ «Детство» и «От рождения до школы» в области «оздоровление». Анализируя программу «Детство», мы выявили, что базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формиро¬вания основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвеще¬ние дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здо¬ровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах ока¬зания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения стано¬вятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника. Из программы «От рождения до школы» можно выделить ведущие цели: - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; - формирование основ базовой культуры личности; - всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; - подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: • патриотизм; • активная жизненная позиция; • творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; • уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Исходя из анализа представленных нами программ, мы можем сделать вывод, что ключевыми их моментами являются охрана, сохранение и укрепление здоровья. Это означает, что программа «Детство» и программа «От рождения до школы» могут быть реализованы в полной мере по нашей проблеме. Однако новые процессы неизбежно рождают и разные проблемы содержания образования. Появление большого количества разнообразных оздоровительных технологий также отражается на деятельности дошкольных образовательных организаций. Такая интенсификация оздоровительной деятельности дошкольных организаций, обусловлена тревогой за состоянием здоровья детей. В то же время все инновационные процессы несут положительный эффект и указывает на основные проблемы в осуществлении оздоровления дошкольников, это: -использование оздоровительных технологий, изначально разработанных для взрослых; -использование оздоровительных технологий, требующих значительного времени для осуществления, что нарушает режим дня детей; -использование технологий, требующих, для их осуществления, дорогостоящей аппаратуры и специально обученного персонала; -использование технологий, которые по цели своего воздействия противоречат друг другу; -несоответствие уровня подготовки педагогов, организующих проведение оздоровительных мероприятий с детьми, современным требованиям к осуществлению этой деятельности; -неразработанность методического сопровождения инновационных и оздоровительных технологий; -отсутствие объективных критериев оценки оздоровительной работы, а также отсутствие единообразия в требованиях к осуществлению оздоровительной работы в ДОО. Нарастающая тенденция вариативности и разнообразия настоятельно требует повышение качества образования в интересах развития ребёнка. Для того, чтобы приобщить младших дошкольников к здоровому образу жизни необходимо создать условия, обеспечивающие психофизическое здоровье детей, гуманное отношение к детям и индивидуальный подход к их личным особенностям, интересную и содержательную жизнь в детском саду. Среди разнообразных методов развития представлений дошкольников о здоровье значительное место занимают дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, еще не познанного ребенком окружающего пространства. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Дидактическая задача. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.). В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз ("воспитывать внимание, мышление, память и др.). Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу Игровые правила. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку. Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: "Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!", "Давайте я считалочкой выберу водящего!" 1.2.Методика использования дидактических игр в процессе педагогического сопровождения развития представлений о здоровье детей 4-ого года жизни Современные гуманистические воспитательные системы при разных концепциях, положенных в их основу, так или иначе, выходят на идею педагогической поддержки, которая получает все более широкую известность в педагогике. Понятие "педагогическая поддержка" имеет различное понимание. Это деятельность различных служб общества, занимающихся охраной и защитой социальных прав детей. Педагогическое сопровождение — это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого, и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Понятие «педагогическое сопровождение» неразрывно связано с понятием «педагогическая поддержка», которую многие исследователи рассматривают как стратегию и тактику образования XXI века. Педагогическое сопровождение входит в систему понятий «педагогики поддержки» — одной из современных педагогических парадигм. Одним из средств, эффективно способствующих формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников и выработке правильных привычек, является дидактическая игра. Ценность дидактических игр, как средства формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании представлений дошкольников о здоровом образе жизни. Педагогика поддержки — это реальная понимающая педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменения личностных качеств ребенка и взрослого, поскольку они оба гибко меняют свое поведение и сообща строят пространство сотрудничества. Проблему педагогического сопровождения в образовательном процессе можно рассмотреть через три группы факторов. 1. Субъективные, или личностные факторы. Такие факторы можно охарактеризовать как внутренние, связанные с самоосознанием педагога, его самоактуализацией, принятием им основных гуманистических ценностей, развитием рефлексивных и проективных способностей; направленностью, компетентностью, умелостью, удовлетворенностью, творчеством. Эту группу факторов можно обозначить через следующие признаки: • потребность в личностном саморазвитии; принятие себя и ребенка; • позитивное ценностное отношение к себе; • отношение к другому как самоценности; • уверенность в возможностях и способностях каждого ученика; • установка на личностное поведение вместо ролевого; отказ от «долженствования» и соответствия чужим ожиданиям; • мотивационная направленность на другого; • готовность к открытому общению; • установка на диалог; • способность открыто выражать свои чувства; • эмоциональная саморегуляция; • способность к взаимодействию; • эмпатийное понимание вместо оценочного; • чувство эмоционального настроя группы и человека, принятие его; • восприимчивость к мере изменений, происходящих в личности и ее деятельности; • осознание ответственности за собственный выбор; • педагогический такт, деликатность; • общая положительная направленность на педагогическую профессию. 2. Объективные, или внешние факторы связаны с требованиями профессиональной деятельности, осуществляемой в гуманистической парадигме. Они выступают регулирующей основой профессионального и личностного самоопределения и развития педагога, который: • ориентирован на развитие ребенка (ученика, воспитанника, студента); • создает условия для самоопределения, самореализации; помогает в личностном развитии; актуализирует мотивационные ресурсы человека; • владеет технологией индивидуальной и групповой работы; • активно участвует в групповом взаимодействии; • выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; • умеет работать в диалогических формах и в ситуации выбора; • обеспечивает сотрудничество в принятии решения между всеми участниками образовательного процесса; • использует договор как способ взаимодействия с другими людьми; • умеет "работать с целями" разных участников взаимодействия; • создает доверительную атмосферу по взаимодействии; • хорошо знает самого себя, анализирует результаты собственной деятельности; способен ее перестраивать; • учит учиться, самостоятельно решать свои проблемы; • способен брать на себя ответственность. 3. Объективно-субъективные факторы находятся в единстве связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления образовательной системой. К ней относятся: • наличие рефлексивно-инновационной среды в образовательной системе; совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками; • атмосфера образовательного учреждения, характеризующаяся доверительностью, открытостью, совместной деятельностью детей и взрослых, совместным творчеством; организация личного опыта жизни и работы самих взрослых в условиях свободы и ответственности; "проживание в гуманистической парадигме" (сборы, клубы, организация отдыха, проведение обучающих семинаров); • объективизация в педагогическом сообществе личностных ценностей и смыслов; наличие обратной связи о состоянии, развитии, трудностях и проблемах всех членов образовательного процесса; психологизация всего образовательного процесса; • управление по "горизонтальному принципу"; личностно-ориентированный подход в организации методической службы; открытость образовательной системы, включение в анализ деятельности общественной экспертизы как средства гуманитарной поддержки. Структура педагогического сопровождения включает в себя несколько этапов: • диагностический — фиксация факта, проблемность, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка; • поисковый — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы/трудности, взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»); • договорный — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; • деятельностный: - действует сам ребенок: со стороны педагога — одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; - действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь дошкольнику, подстановка себя вместо ребенка; • рефлексивный — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация (фиксирование) факта разрешимости проблемы затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности. Для любого человека характерно ожидание поддержки или готовность ее проявить — нравственной ли она будет, психологической или педагогической (или даже материальной), зависит от задач и условий деятельности. Особенно она необходима в ситуациях поиска и выбора (самоопределения), а в таких ситуациях ребенок оказывается постоянно, поскольку многое из того, что он делает, он делает впервые при минимуме опыта. Для ребенка разрешение проблемы — это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но это своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, — это его позитивный опыт выстраивания отношений к себе, как к субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое желание, волю, активность. Педагогическое сопровождение не гарантирует, что всегда будет достигнут результат, желательный и легкий для обучающего или воспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет. Выделение педагогического сопровождения в особое направление в профессиональной педагогической деятельности влечет за собой изменение позиции педагога с «борьбы с ...», на позицию — «я помогу тебе». Итак, можно сделать вывод, что педагогическое сопровождение представляет собой целенаправленный процесс, обеспечивающий взаимосвязь теоретической и практической сторон образовательного процесса. В процессе формирования здорового образа жизни младших дошкольников ставятся следующие задачи: 1) формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения; 2) знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения); 3) рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед; 4) рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя»; 5) рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища. Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой - создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни». Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель. Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель - обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам. Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д. Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления. Таким образом, реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физминутки. В нашей работе мы подробнее останавливаемся на использовании дидактических игр в развитии представлений дошкольников о здоровье. Специалисты рекомендуют дидактические игры как «Полезная и вредная еда», «Мое лицо», «Умею – не умею» и другие. Предлагается следующая методика их проведения. «Полезная и вредная еда». Играть могут от 1 до подгруппы детей. Играющим раздаются карточки красного и зеленого цвета, набор картинок с изображением полезных и вредных продуктов питания. Детям предлагается правильно разложить предметные картинки с изображением продуктов в зависимости от их пользы – вреда. «Мое лицо». Используя различные материалы, дети составляют человека или его лицо; дают описательный рассказ о лице, его форме и т.д. «Умею – не умею». В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например, «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев». Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с формированием привычки к чистоте, соблюдением гигиенических требований, с подвижным образом жизни, с представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности. Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов и родителей, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. 1.3. Условия эффективной работы по формированию представлений детей младшего дошкольного возраста о здоровье Для того, чтобы игра стала помощником в развитии у детей представлений о здоровье, нужно учитывать следующие условия: • углублять знания детей о факторах игры, влияющих на состояние собственного здоровья и окружающих; • разработать систему оздоравливающих игр, воспитывать привычку и потребность в ЗОЖ; • вызвать интерес к играм, спорту, физическим упражнениям; • создать предметно - развивающую среду в группе. • помочь родителям в усвоении и проведении оздоравливающих игр; • показать алгоритм ознакомления детей со спортивными играми; • развивать у родителей интерес к спортивным достижениям своего ребенка и желание участвовать в спортивных мероприятиях, проводимых в ДОУ. Непременной составляющей частью большинства игр являются игрушки – предметы, на которые направлена деятельность играющего, выполняющие защитную функцию, интерпретацию выраженных эмоций, фантазий, тревоги. Игры с водой, песком, глиной, тестом, пластилином «снимают» с ребенка замкнутость, застенчивость. Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития, оздоровления. Для более эффективной работы по применению дидактических игр в оздоровительных целях необходимо проводить консультации с родителями: формировать и развивать представление о необходимости игр, приобщать родителей к изучению различных теоретических подходов и рассмотрению особенностей развития интереса к своему здоровью через мотивацию на здоровый образ жизни. Специалисты предлагают следующие общие рекомендации по проведению игр. 1. Для ребенка во время и после болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки. 2. Следует переключаться с одной игры на другую с перерывами на отдых. 3. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разносторонние воздействия. 4. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим, интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру. 5. Необходимо проветривать комнату перед игрой, очистить нос от слизи для правильного носового дыхания. Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Если вы видите, что задание оказалось сложным, можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложную игру, упростить сюжет игры, включать паузы отдыха и дыхательные упражнения. Но всегда следует помнить, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Даже если вам не удается соблюдать режим занятий (оздоровительный эффект возможен лишь при длительных занятиях: 3-4 месяца ежедневно, то просто играть с ними почаще. Это самая лучшая форма выражения любви и заботы. Данные рекомендации позволяют проводить дидактические игры в веселой, занимательной форме. Требования к условиям реализации основной образовательной программы включают: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям (п. 3.1.). В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; 2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); 3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. 3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (п. 3.2.6.). Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (п. 3.2.2.). Вывод Педагогическое сопровождение — это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого, и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Структура педагогического сопровождения включает в себя несколько этапов: диагностический, поисковой, договорной, деятельностный, рефлексивный. Существенной особенностью младшего дошкольного возраста является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Важными критериями в работе с детьми в ДОУ является предупреждение перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе. В основе психологического состояния ребенка, а значит и здоровья, лежит переживание ребенком психологического комфорта и диск

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»