Данилова Ольга Алексеевна,
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 62 Кировского района Санкт-Петербурга
Уважаемые коллеги! Вот уже 8 лет я использую в своей работе Программу «Школа» 2100.
Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми соображениями, которые и сподвигли меня на это.
Как известно необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой деятельности.
В силу этого я сама, а сейчас и вам это советую, строить и подбирать учебный материал не в виде готовых занятий, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, «открытию».Ведь давно известно, что такие формы работы помогают выявить существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперёд.
Возрастные особенности детей определяют насыщенность учебного материала игровыми заданиями. То, что в младшем дошкольном возрасте используется большое количество игр вовсе не означает снижения уровня математического содержания. Напротив, многие традиционные для дошкольной педагогики темы могут быть перенесены на более ранний период, а спектр рассматриваемых вопросов существенно расширен в направлении формирования у детей фундаментальных математических идей. Но, вы также должны понимать, что здесь речь идёт не о перегрузках,а о простом учёте сензетивных периодов. Вы знаете, что интеллектуальные возможности детей этого возраста явно недооцениваются, что лишь задерживает их развитие и снижает познавательный интерес. Результаты мониторинга это хорошо доказывают. Положительным моментом является то, что родители принимают в этом процессе активное участие.
Все это хорошо в детском саду. А что- же в школе?
Программа 1 класса включает обучение детей основам математики. Какой же математикой будут заниматься школьники? Программа объединяет арифметикус геометрией и элементами алгебры. Школьная программа предполагает умение детей наблюдать и сравнивать, умение видеть и понимать взаимосвязь и взаимозависимость явлений, делать логические выводы, умение доказывать правильность своего решения. Отсюда мы делаем вывод, что воспитать все эти качества у дошкольника задача воспитателя.
Не зря математики и педагоги прошлого придавали большое значение обучению малышей зачаткам математических представлений. От начального периода обучения во многом будет зависеть успешное овладение арифметикой в школе. Совместная деятельность воспитателя с детьми по математике воспитывает у них внимание,усидчивость,мышление,память,наблюдательность,сообразительность. Как известно все эти качества необходимы будущим школьникам.
Ещё одно большое значение имеет знакомство детей с геометрическими фигурами. Воспитатели хорошо знают, что дети подготовительной группы к концу года должны знать и различать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, призму, конус и называть основные признаки данных фигур, уметь находить в предметах известные формы.
Исходя из своей практики я вам советую сначала учебного года добиваться, чтобы дети самостоятельно выделяли признаки отличия и сходства между фигурами, а ваша роль при этом сводилась к уточнению выводов, обследование- же геометрических фигур производить осязательно- двигательными и зрительными путями.
Наша совместная деятельность по математике строилась так, чтобы дети самостоятельно могли решать задачи, вот небольшой пример: сосчитать углы и стороны у квадрата и прямоугольника, сравнитьих,а затем найти, чем они отличаются и чем похожи, находить фигуры по описанию. Конечно у меня не было иллюзий, что у всех сразу всё получится- их не должно возникнуть и у вас. Постепенно вы заметите, что у детей начинает вырабатываться внимание и наблюдательность. В этот период большую роль будет играть индивидуальная работа с детьми. Я понимала, что такая работа должна заинтересовать ребёнка, проходить живо, интересно, в форме игры.
Для лучшего усвоения детьми учебного материала я предлагаю использовать геометрические задачи, развивающие мышление. Они носили разнообразный характер: задачи на смекалку, задания, развивающие ориентировку на листе бумаги, на группировку фигур, на развитие мелкой моторики(вырежи фигуру, нарисуй фигуру).Очень хорошо шли в работе задания на отгадывание загадок.
Немаловажным фактом является поощрение детей за самостоятельность при решении задач. Естественно в начале при решении задач необходимо вместе с детьми рассмотреть сложную фигуру, затем дать план анализа, и, наконец, приучать детей делать анализ самостоятельно.
Мы с вами знаем, что всё в нашей педагогической работе взаимосвязано. Решение геометрических задач не только развивает мышление детей, внимание, но и речь, , учит ориентировке, развивает гибкость мысли, способствует развитию умения выражать свои мысли точно, кратко. Воспитывается умение воспринимать поставленную задачу: анализировать её, пользуясь такими операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и умение находить целесообразный способ действия, обдумывать решения. Дети приучаются доводить дело до конца, преодолевать встретившиеся трудности, воспитывается геометрическое воображение. В целом решение геометрических задач повлияло и на совместную изобразительную деятельность.
Для себя я сделала следующие выводы:
1.Решение геометрических задач тогда заинтересовывает детей, когда они преподносятся в интересной форме и дети подготовлены к их решению.
2.Должна соблюдаться постепенность в усложнении задач.
3.Надо использовать разнообразные сюрпризные моменты, варьировать приёмы.
4.Воспитателю необходимо следить за своей речью: она должна быть точной, лаконичной.
5.Привлекать родителей к данной работе.
Надеюсь, что мои мысли вам близки и понятны. Для меня самое главное это то, что в нашей совместной деятельности всегда присутствует вера в силы ребёнка, индивидуальный подход.
Желаю вам успеха!