Роль русского народного фольклора
во всестороннем развитии детей
Коробова Татьяна Владимировна,
воспитатель высшей категории;
Пищулина Надежда Ивановна,
воспитатель высшей категории;
Разуленко Ольга Петровна,
воспитатель I категории
ГБДОУ детский сад №1
Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Научить детей любить русско-народный фольклор, сказки, книги и понимать их значимость.
Все взрослые когда — то были детьми, но не все об этом помнят — говорил когда-то Сент Экзюпери.
У каждого из нас была любимая игрушка, с которой ложились спать. Была любимая песенка, мультфильм, сказка, стихотворение и.т.д. А как было сладостно засыпать под тихое пение мамы или бабушки. До сих пор многие из нас помнят колыбельную, которую нам пели в детстве. И только сейчас, став взрослыми, мы осознаем, что это была не просто приятная песня — это связь двух и более поколений. Это замечательный способ эмоционально-нравственного воспитания. А знают ли, помнят ли колыбельные песни наши современные дети? К сожалению, мир фольклора, мир сказки уходят в далекое прошлое и наши дети сегодня старинным напевом предпочитают рэп, а матрешек и неваляшек заменили пластиковые трансформеры. Да и эмоционально-нравственное воспитание в семье в основном заменяет компьютер. Именно поэтому в детском саду, в котором мы работаем, уделяется большое внимание не только развитию познавательной сферы, но и русскому народному творчеству: миру эмоций и чувств. А используем мы для этого в первую очередь русский народный фольклор. Мы хотим дать родителям несколько рекомендаций по использованию элементов русского народного фольклора в повседневной жизни. Ведь влияние русского народного фольклора велико!
Он помогает раскрыться детской душе, найти к ней подход; помогает преодолевать многие комплексы.
Развивает память пассивный и активный словарь, т.е речь, воображение, фантазии, эмоции, умение общаться другу с другом, умение сочувствовать, понимать добро и зло.
Быть справедливым, помогать друг другу, т.е: решать задачи коллективных взаимоотношений.
Каждый день в любой ситуации, где бы Вы ни были с ребенком, как можно больше используйте песенок, потешек. Умывается ребенок — расскажите ему потешку «Водичка — водичка». Причесываете дочку-прочитайте потешку: «Расти коса до пояса» Укладываете ребенка спать, уделите ему 10-15 минут. Сядьте рядом, и ласково поглаживаю его спойте колыбельную песенку. По дороге в детский сад и обратно обращайте внимание на сезонные изменения в природе, используя при этом загадки, стихи, песенки-потешки и заклички. Например:
Солнышко-ведерышко,
Выгляни в окошечко.
Солнышко, нарядись
Красное, покажись! И др.
Во время еды или приготовления пищи не забывайте читать детям такие потешки как: «Идет коза-рогатая», «Ах ты котенька», «Сорока-ворона», и.т.д.
Каждый день, идя с ребенком в детский сад или обратно, просите ребенка рассказывать стихотворение, потешку или песенку, разученную в детском саду с воспитателем.
Судьба ребенка зависит от того какие взрослые люди его окружают, если взрослые добрые, умелые, внимательные, если каждый день малыша наполнен умным, разнообразным общение, наблюдениями, опытами, играми, фольклором, основы личности будут прочными.
Воспоминания детства сопровождают человека всю жизнь. Чем более он взрослеет, тем они сильнее и ярче. Согретый любовью и нежность возникают в его сознании картины детства. Становятся незримой духовной связью — человека и земли, где он родился, человека и близких дорогих его людей. Каждый вечер уделяйте ребенку 1-15 минут для чтения сказки и маленькой беседе о прочитанном.
Для чего же нужно обязательно читать детям книжки? Умеете ли Вы читать книжки? Как же правильно их читать? Ребенок не может играть не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это способ проникновения в реальную действительность. Но что он выдумывает? Как сочиняет? Какие нравственные, моральные, эстетические принципы проявляются непрерывно в детской игре. Которая исподволь незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью. Есть в детской литературе книги, веселые и грустные, но всегда они жизнеутверждающие, поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге как празднику. Особенно русским сказкам - добрым и поучительным. Но взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.
В каждой сказке проложены границы между добром и злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает добро, всегда торжествует справедливость, поэтому дети так верят в сказки и любят их. Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью.
В любом случае положительного героя отличает ум, красота, умелый руки или добрая волшебство, а отрицательного - злость, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря русскому народному фольклору дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой истины. Это помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Отв. редактор М.А. Васильева;1985г
2. План-программа педагогического процесса в детском саду «Детство»;
Под общей редакцией профессора кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А И. Герцена З.А. Михайлова;2000 г