Логическое мышление в жизни дошкольника
Селиванова Татьяна Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №62
Калининского района Санкт-Петербурга
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной технологии, которая развивается очень быстрыми темпами. воспитатель ГБДОУ детский сад №62
Калининского района Санкт-Петербурга
У данного вопроса есть две стороны: хорошая и плохая. В первом случае, с помощью новых технологий ребёнок может развиваться, играя в развивающие игры.
Но, к сожалению, всё чаще становится понятно, что современные технологии негативно сказываются на детях. Во-первых, это здоровье, проводя кучу времени, сидя за компьютером, у ребёнка нарушается осанка и портится зрение. Во-вторых, играя в компьютерные игры, у него страдает, ещё не устойчивая, психика. В настоящее время, и это уже научно доказано, на фоне игр у ребёнка, меняется реальное представление мира. Дети не могут различать, что хорошо, а что плохо. Дети теряют способность самостоятельно, творчески и логически мыслить.
Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. В современном мире множество увлекательных игр, которые помогают потренировать логическое мышление.
- "Четвёртый лишний"! Правила этой игры очень просты: из четырёх нарисованных предметов нужно выбрать один, который не подходит к остальным по какому-либо признаку. Чтобы справиться с заданием, необходимо найти общее свойство, объединяющее предметы, и тогда сразу станет понятно, какой же из них является лишним.
-Весёлая логическая игра для дошкольников "Противоположности"! Необходимо найти картинки, противоположные по какому-либо признаку и объединить их в пары. Конечно, все ребята знают, что, например, белый цвет - противоположность чёрному, а день - ночи. В этой игре можно проверь, хорошо ли знакомы со свойствами различных предметов, ведь именно эти знания помогут пройти игру без ошибок!
-Логическая игра " Чередование". Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
-Словесная Игра "Угадай по описанию". Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
-Словесная Игра на сравнение .
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
«Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. И наша задача - помощь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность к активной деятельности, «дать» пищу уму ребенка».
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.