Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование и развитие патриотических чувств
у детей дошкольного возраста через рисование

Никитина Ирина Александровна

Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в Российском Государстве чувство патриотизма, формирование в молодом поколении гражданских активных, социально-значимых качеств.
Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она сохраняется в душе человека, если правильно его воспитали. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, своей страной.
Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Зарождается это сложное чувство из любви к близким, к тому месту, где ребенок родился, где прошли его годы детства, к своей малой родине.
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время.
Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.
Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.
Исходя из этого данная, работа включает целый комплекс задач:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о России, ее столице;
-знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
-формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Содержание занятий нацелено на формирование культурно – творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям через изучение творчества русских художников и собственное творчество. Связь искусства с жизнью, роль его в повседневной жизни – основной стержень занятий.
Природа России самобытна, разнообразна; она завораживает красотой, ошеломляет просторами, поражает величием. Потому, реализация задачи патриотического воспитания, любви к родной природе, происходит на протяжении всего занятия.
Патриотизм проявляется не только в любви к красоте родных мест, но и в заботе о будущем страны, в сохранении памяти о прошлом своей земли. Подрастая, человек с особым пониманием начинает относиться к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют свой след в детских душах, а российская история всегда была богата на героев. Поэтому темы творческих заданий «о доблести, о подвигах, о славе» всегда находят нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле.
При изучении искусства и культуры русского народа нельзя обойти вниманием такую тему как российская государственная символика. Изучение геральдики, эмблемы древнерусского дворянства необходимо связать с символами современности. Обучающиеся обязаны усвоить как должное, что подобно любому другому народу, россияне с уважением относятся как к современным, так и историческим символам своего Отечества. Думаю, что это результат целенаправленной работы по: развитию эстетических чувств; формированию патриотизма через любовь к красоте окружающей природы, красоте родного края.
Патриотизм формируется и через любовь к матери. Это детям более всего доступно в дошкольном возрасте, так как в этом возрасте дети испытывают наиболее сильные чувства к матери, они еще сильно привязаны к ней.

В течение года в старшей группе проводиться следующие занятия:
Октябрь
Мой родной город
 «Осень в Санкт- Петербурге»
Цель- знакомство дошкольника с малой родиной, улицей, жилыми домами, достопримечательностями города. Воспитывать чувство гордости за наш город.
Ноябрь
Государственная символика России
«Российский флаг»
Цель – воспитание патриотического чувства через знакомство с символами нашей страны.
Декабрь
Традиции (Новый год, Рождество)
«Новый год», «Ангел»
Цель – знакомство с традициями нашей страны.
Январь
Декоративное рисование
«Хохлома», «Гжель»
Цель- знакомство с некоторыми декоративными видами искусств.
Февраль
Будем в армии служить
«Мой папа военный»
Цель –формирование патриотических чувств на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Март
 Моя мама
«Портрет мамы»
Цель-воспитывать желание заботиться о своей маме, делать ей приятное, развивать чувство любви к маме.
Апрель
Национальный костюм
Расписывание русского костюма
Цель- дать представление о некоторых особенностях культуры в России, воспитывать уважение к народам разной национальности.
Май
День победы
«9 мая»
Цель-активизировать знания детей об армии, воспитывать уважение к этому дню, развивать чувство гордости за нашу страну.

Работа с родителями.
Для родителей был разработан и проведен цикл консультаций, который подробно освещал содержание патриотического воспитания: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Гражданин воспитывается с детства», «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка», «Педагоги и родители — творческий тандем» «Что такое Родина?», «Крепка семья — сильна Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей». Проведено анкетирование и было выявлено отношение родителей к взаимодействию ДОУ и семьи, понимание ими сущности патриотического воспитания. Рассмотренные вопросы позволили мне найти пути для установления тесного взаимодействия с родителями по во-просам патриотического воспитания, были разработаны нетрадиционные формы работы с родителями, составлен план активных форм работы с родителями
Была организованна фотовыставка и семейные рисунки: «Где мы были в отпуске», «Широка страна моя родная», «Наше путешествие», «Любуюсь городом своим», «Вот - моя улица, вот - мой дом родной», «Улицы разные – старинные и важные».  Были показаны фильмы с сопровождающимися совместно с ребенком выступлениями родителей.
В настоящее время наблюдается большой интерес людей к своей родословной - семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях.
Поэтому совместная семейная деятельность по изготовлению коллажа «Семейное генеалогическое древо», участие в конкурсах «Создание герба, флага, гимна семьи», в фотовыставках «Самые близкие и родные», составление рассказов «История нашей фамилии», «Чем знамениты наши предки» помогают детям в изучении своей родословной и глубже узнать об истории своих семей и близких им людей.
Полученные знания дети активно использовали в совместной изобразительной деятельности с родителями -  выставке поделок «Богатыри – защитники русской земли», создание мини-музея «Игрушки наших прабабушек», выставке поделок декоративно-прикладного искусства «Мы матрешки – маленькие крошки», «Чудесные цветочки – лепесточки».
Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. Родители предоставили фотографии для организации выставок «Лучше папы друга нет» и «Мой папа в Армии служил». Пропаганда педагогических знаний ведётся через родительские уголки и папки-передвижки, где помещаются консультативные материалы. Родители здесь могут получить всю интересующую их информацию.
Цель работы – это создание условий для формирования у детей бережного отношения к семейным и народным традициям, обычаям, уважения к близким, историческому прошлому страны, любви к Родине, к родному краю. :

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»