В чем необходимость принятия новых требований
к организации дошкольного воспитания
Белик Татьяна Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ №70
Калининского района Санкт-Петербурга
Жизнь не стоит на месте, мы наблюдаем за ускорением технического прогресса, диктующего нам совершенно новые стандарты качества жизни. Вместе с тем изменяется не только внешняя сторона жизни людей, меняется и сам человек, его мировоззрение, взгляд на общество, свободу, образование, нравственность. Совершенно невозможным представляется воспитывать подрастающее поколение – людей будущего в прежних стандартах и рамках.воспитатель ГБДОУ №70
Калининского района Санкт-Петербурга
Соответственно, необходимы новые требования прежде всего к системе дошкольного воспитания, поскольку именно в дошкольном детстве человек получает тот потенциал опыт, который ляжет в основу его будущих отношений с миром.
Почему предыдущая версия образовательного государственного стандарта больше неприемлема? Наверное, потому что в системе образования главенствовали ЗУН. Дошкольники получали знания, умения и навыки теоретически, не находя применения им в своей повседневной жизни. Психологи говорят о том, что по-настоящему присвоить какое-то знание ребенок может лишь в том случае, если оно находится в поле приобретенного им личного опыта. Именно это утверждение легло в основу системно – деятельностного подхода в обучении и воспитании : сначала приобретаем личный опыт по какому – либо вопросу, а затем только этот вопрос изучаем теоретически. А приобрести опыт можно лишь в деятельности. Также исключительно важно эмоциональное состояние ребенка, находящегося в этом процессе: по – настоящему присвоить какую – либо информацию можно лишь через положительную эмоцию.
Все вышесказанное никаким образом не рассматривалось в предыдущих версиях образовательной модели, где психологические аспекты просто не учитывались. Современная педагогика неотделима от психологии, поэтому новый образовательный стандарт не просто учитывает психологические особенности ребенка, он на них опирается:
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
- учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Особое место занимает исследовательская деятельность. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Дети по природе своей – исследователи, и с большим интересом участвуют в исследовательских делах. Но и успех исследования зависит от самой организации деятельности. Используя в работе с детьми проблемно-поисковую деятельность, дает им возможность организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Внедрение инновационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок. Технология проблемного обучения является эффективной при работе ФГОС. Выполняя проекты, дети осваивают методы творческой деятельности, приобретают умения и навыки практической работы.
Одним из условием успешности образовательного процесса является включении семьи в образовательное пространство. Родителям предоставляется право включаться в жизнь детского коллектива, вносить свои предложения. Принимать решения.
Цель дошкольных организаций – это охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей, развитие их индивидуальных способностей и коррекции индивидуальных особенностей каждого ребенка (к таким детям относятся как одаренные дети, так и дети с ограниченными возможностями здоровья). Возникает вопрос: «А как же скажется эта главная цель на новых стандартах дошкольного образования?» Разработчики нового стандарта дошкольного образования говорят, что новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребенку, при этом полный отказ от разного рода тестирований, аттестаций и проверки знаний дошкольников не предусмотрены. ФГОС должен решить одну из социальных проблем - это доступ к качественному дошкольному образованию всех детей из разных социальных групп.
Стандарт позволит раскрепостить педагога, поможет проявить все свои творческие способности.
Подводя итог рассуждения, новый стандарт - это нормативно – правовой документ, который необходим для успешной реализации дошкольного воспитания. Как часто следует менять его содержание? На это вопрос также трудно ответить, как на вопрос – часто ли нужно устраивать в стране революцию? Изменения необходимы тогда, когда они назреют, когда происходит какой – либо качественный скачок в развитии общества, вот тогда и система образования должна быть гибкой и развиваться.
Литература.
Текст ФГОС ДО.