воспитатель ГДОУ №76 г. Санкт – Петербурга
Большое значение в моей работе имеет использование д/пособий, которые я сделала для конкретных определенных целей. Данное пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста для ознакомления с временами года.
При знакомстве детей с временами года и названием месяцев, практически все дети испытывают трудности, им тяжело запомнить сколько месяцев в каждом времени года, сколько месяцев в году и т. д. Для этой цели я использую д/пособие «Синичка». Свое название оно получило из рассказа В. И. Бианки «Синичкин календарь».
Мы все знаем эту сказку и помним что в каждом месяце, синичка прилетает к старому воробью и рассказывает, что она видела. И в самом начале воробей ее знакомит с календарем и объясняет, что календарь это работа солнышка круглый год. И январь это носик года, т. е. первый месяц в новом году, затем идут еще десять месяцев и последний двенадцатый хвостик года.
Цель данного пособия, познакомить с календарем.
Показать, что год состоит из двенадцати месяцев. Первый месяц года январь, а декабрь последний месяц года двенадцатый. Наглядно дети видят, что в году четыре времени года, (у каждого времени года свой цвет) сколько месяцев в данном времени года. Знакомим с понятиями перед, после, между. Закрепляем количественный счет.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем моделей, что заметно облегчает детям запоминание и овладению связной речью, употреблять предложнопадежные конструкции с предлогами (перед, после, за). Например (какой месяц стоит перед ноябрем), согласовывать существительные с числительными (сентябрь первый месяц осени и т. д.)
В тандеме с д/п «Синичка», для ознакомления с временами года использую четыре мнемотаблицы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».Дети наглядно видят, что в каждом времени года три месяца. Слева и справа отображены периоды каждого месяца, в середине цифры. Ребенку можно задать вопрос по данному времени года (например: посчитай, сколько осенних месяцев; как называется первый, и т. д. осенний месяц; октябрь какой по порядку месяц). Когда дети познакомятся с буквами, цифры можно заменить на буквы.
Д/п «Синичка» и мнемотаблица конкретного времени года, всегда стоят рядом и дополняют друг друга. Так, например, знакомя с пословицей «Декабрь, год кончает, а зиму начинает» ребенку тяжело это все представить, понять, и тут мы обращаем его внимание на хвостик «Синички» и показываем, что декабрь последний месяц года двенадцатый, дальше переключаем внимание на мнемотаблицу «Зима» где дети видят, что он стоит первый в данном времени года – зиму начинает.
При знакомстве с пословицей «Январь году начало, а зиме середина» проводится аналогично.
Работая ежедневно по данным дидактическим пособиям прихожу к хорошим результатам по теме «Времена года».
Список используемой литературы:
- Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / - СПб: Детство – Пресс, 2010.
- Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / - СПб: Детство – Пресс, 2001.
- Малекина, И. Моделирование в описательной речи детей ОНР // Воспитание и обучение. – 2004. - №6.