Развивающие игры «Блоки Дьенеша» как средство освоения детьми
старшего дошкольного возраста математических представлений
Бочкова Вера Семьяновна
Игра-ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. В играх удовлетворяется потребность в познании, в общении.
Использование в работе развивающих игр математического содержания позволяет не только решать задачи «Программы…» по разделу- формирование элементарных математических представлений, но и способствует развитию речи детей.
В играх детям предоставляется возможность подумать, порассуждать, если надо-поспорить, аргументированно отстаивая свое мнение.
Кроме речевой деятельности во время игр развиваются и другие, не менее важные психические процессы: логическое мышление, без которого невозможно правильное планирование речевого высказывания, внимание,слуховая и зрительная память. Ведь если ребенок не может удержать в памяти порядок слов, структуру предложения, он не сможет самостоятельно построить грамматически правильную и лексически полную фразу.
БЛОКИ ДЬЕНЕША
Задачи использования логических блоков Дьенеша в работе с детьми:
1.Развивать логическое мышление.Развивать представление о множестве, операции над множествами ( сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование ). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
2.Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно называть их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам по 1,2,3,4; объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
3.Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
4.Развивать пространственные представления.
5.Развивать знания, умения, навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
6.Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодалении трудностей.
7.Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
8.Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
9.Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Подборка игр с использованием блоков Дьенеша,с учетом усложнения задач:
1.Выявление и абстрагирование свойств.
2.Сравнение.
3.Развитие логических операций ( классификация, обобщение, сериация-упорядочивание ).
4.Развитие алгоритмического мышления ( освоение знаковой культуры, овладение операциями кодирования и декодирования ).
5.Работа над множествами ( обеспечить развитие беглости мышления ).
Методическая литература:
1.Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»
2.Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ»
3.ООО «Корвет» Методические пособия:
«Давайте вместе поиграем»
«Праздник в стране Блоков»
«Спасатели приходят на помощь»
Блоки Дьенеша
1 Выявление и абстрагирование свойств
Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»
Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ»
ООО «Корвет»
«Давайте вместе поиграем»
«Найди клад»
«Угадай-ка»
«Помоги муравьишкам»
«Автотрасса»
«Построй дорожку»
«Необычные фигуры»
«Где, чей гараж»
«Помоги Чебурашке»
«Воздушные шары»
«Найди свой домик»-вариант 1
«Пригласительный билет»
«Муравьи»
«Карусель»
«Найди и назови»
«Назови соседей»
«Неделька»
«Собачка»
«Мишка»
«Бабочка-1»
«Бабочка-2»
«На даче»
«Волшебный осенний лес»
«Магазин»
«Украсим елку бусами»
«Логические фигуры»
ООО «Корвет»
«Поиск затонувшего клада»
2 Сравнение
Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»
Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ»
ООО «Корвет»
«Давайте вместе поиграем»
«Дорожки»
«Домино»
«Найди пару»
«Две дорожки»
«Поймай тройку»
«Волшебный ключик»
«Поле чудес»
«Равенство»
«Угощение для медвежат»
«Художники»
3 Развитие логических операций (классификация,обобщение,сериация-упорядочивание)
Е.А.Носова,Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»
Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ»
ООО «Корвет»
«Давайте вместе поиграем»
«Необычные фигуры»
«Автотрасса»-(построй дорожку)
«Где чей гараж»
«Засели домики»
«У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок»
«Помоги фигурам выбраться из леса»
«Построй дом»
«Найди свой домик»-вариант 2
«Поезд»
«Лабиринт»
«Разложи пропущенные фигуры»
«Волшебное дерево»
«Олимпийские кольца»
«Улитка»
«Гусеница»
«Рассели жильцов»
«Логический поезд»
ООО «Корвет» «Спасатели приходят на помощь»
«Житейские истории»
«Я загадаю-вместе отгадаем»
«Транспорт к выезду готов»
«Восстанавливаем разрушенный город»
4 Развитие алгоритмического мышления (освоение знаковой культуры, овладение операциями кодирования и декодирования)
Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»
Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ»
ООО «Корвет»
«Давайте вместе поиграем»
«Необычные фигуры»
«Где чей гараж»
«Построй дом»
«Загадки без слов»
«Где спрятался Джерри?»
«Угадай фигуру»
«Сократи слово»
«Подарим кукле бусы»
«Определи и разложи по цвету»
«Найди и разложи по форме»
«Цыпленок»
«Рыбка»
«Божья коровка»
«Елочка»
«Домик»
«Найди меня»
«Вырастим цветы»
«Украшаем елочку»
«Пирамида»
«Алгоритм»
«Архитекторы» («Детская площадка»)
«Логический поезд»
«Мозаика цифр»
ООО «Корвет» «Праздник в стране Блоков»
«Знаменитый Ясновидец»
«Выкладываем дорожки»
«Кошки-мышки»
«Код в сундуке»
5 Работа над множествами (обеспечить развитие беглости мышления)
Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.