Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
Удивительные свойства воды
Кукуева Леонида Леонидовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №28 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад №28 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Образовательная деятельность в старшей группе осуществляется по образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ № 28 Петродворцового р-на.
Направленность группы – общеразвивающая
Состав группы – 23 человек: девочек – 11, мальчиков – 12.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- коммуникативные; технология развивающего обучения
Цель: Расширение представлений о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные: обогащать и систематизировать представления детей о свойствах воды
Воспитательные: развивать социально-коммуникативные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие: развивать у детей навыки проведения лабораторных опытов, формировать основы безопасного поведения в лаборатории.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение экспериментов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6. Наблюдение за водой на прогулке.
Материалы: мешочек с геометрическими фигурами (по количеству детей); кубик и мячик (на каждый стол); прозрачные стаканчики по количеству детей; банка, бутылка, кувшин; сахар, сода, соль; лимонный сок, молоко, кипяченая вода; пуговицы, гуашь, ватные палочки; подсолнечное масло; схемы; плакат для изображения результатов экспериментов; бумажные полотенца.
Ход опытно-экспериментальная деятельность.
Часть 1
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, без чего не могут жить живые организмы. Вспомните, без чего не может прожить любое живое существо? (ответы детей). Молодцы, вы все правильно сказали, и сегодня мы с вами поговорим о воде и ее свойствах.
Воспитатель: А подскажите, пожалуйста, где мы можем встретить воду у нас в городе? (ответы детей: в фонтанах, в реке, в кране и т.д.)
Воспитатель: Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, сладкая, прозрачная, грязная, газированная и соленая т.п.).
Воспитатель: Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)
Воспитатель: Для чего нужна вода человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).
Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она вода? Но сначала мы с вами разделимся на группы. Вытащите из мешочка фишки с символами. Подойдите каждый к столу с изображением вашего символа. У нас получилось три группы - какой у первой группы символ? (ответ ), у второй? (ответ), у третьей? (ответ.)
Часть 2
Опыт 1.«Вода не имеет формы».
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столе лежат кубик и мячик. Какой они формы?
Дети: кубик имеет квадратную форму, мячик – круглую.
Воспитатель: Если мы их возьмём в руки, положим на стол, они изменят свою форму?
Дети: нет, форма не меняется.
Воспитатель: А есть ли форма у воды? (ответы).
Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Посмотрите, у вас на столах стаканы с водой, какую форму имеет вода?
Дети: форму стакана.
Воспитатель: А теперь перелейте воду из своих стаканов в одной группе в большой стакан, в другой в бутылку, а в третьей в банку (самостоятельная работа детей: дети переливают воду).
Воспитатель: Итак, что произошло с водой, когда мы ее перелили? Какую форму она принимает?
Дети первой группы демонстрируют большой стакан с водой и отвечают.
Дети второй группы демонстрируют бутылку с водой и отвечают.
Дети третьей группы демонстрируют банку с водой и отвечают .
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей) Совершенно верно, вода может принимать любую форму, своей формы у нее нет. Дети, подойдите, пожалуйста, ко мне и выберите соответствующую схему.
Ребенок выкладывает на фланелераф схему.
Опыт 2. «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Ребята, вернитесь к своим столам, (на столе стоят стаканы с водой на каждого ребенка), попробуйте воду (дети пробуют), какой у нее вкус? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь (раздает стаканчики с лимонным соком) попробуйте сок лимона, какой он на вкус? (ответы детей)
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно вода не имеет вкуса. Подойдите, пожалуйста, ко мне и выберите соответствующую схему.
Ребенок выкладывает на фланелераф схему.
Опыт 3. «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: Ребята, понюхайте воду в стаканчике (нюхают).
Воспитатель: Как она пахнет? (ответы детей), а теперь понюхайте лимонный сок. Как он пахнет? (ответы детей).
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, вода не имеет запаха. Подойдите, пожалуйста, ко мне и выберите соответствующую схему.
Ребенок выкладывает на фланелераф схему
Опыт 4. «Вода без цвета, прозрачная».
Воспитатель: А теперь давайте сравним воду и молоко. Возьмите по одной пуговице и положите по выбору в молоко или в воду. В каком стакане мы видим пуговицы? (ответы детей).
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей).
Воспитатель: Вы правы, вода не имеет цвета, она прозрачная. Подойдите, пожалуйста, ко мне и выберите соответствующую схему.
Ребенок выкладывает на фланелераф схему
Опыт 5. «Вода меняет цвет и растворяет».
Воспитатель: Сейчас я добавлю в один стакан с водой соль, размешаю, что произошло с солью? (ответы)
Воспитатель: А теперь я добавлю в другой стакан с водой соду, размешаю, что произошло с содой? (ответы)
Воспитатель: Дети, мы видим, что одни вещества могут растворяться в воде, а другие нет.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам провести эксперименты по группам, выберите сахар, масло, краску (дети выбирают). Проведем эксперимент, а результат изобразим на плакате. Первая группа добавляет сахар и перемешивает; вторая группа добавляет краску и перемешивает; третья группа добавляет масло и перемешивает.
Воспитатель: Что произошло с водой, когда вы добавили в нее краску? (ответы, представитель от команды демонстрирует результат, а второй изображает на плакате).
Воспитатель: Что произошло у вас с сахаром? (ответы, представитель от команды демонстрирует результат, а второй изображает на плакате).
Воспитатель: Что произошло с маслом? (ответы, представитель от команды демонстрирует результат, а второй изображает на плакате).
Часть 3
Воспитатель: Ребята, вы убедились, что вода – это одно из самых удивительных веществ на нашей планете. О каких свойствах воды вы сегодня узнали?
Дети:
- вода не имеет формы;
- вода не имеет вкуса;
- вода не имеет запаха;
- вода прозрачная;
- вода может менять цвет;
- вода может растворять одни предметы и не может другие.
Воспитатель: Дети,на сегодня все эксперименты мы провели, вам понравилось экспериментировать? (ответ). Вы молодцы, все старались и хорошо работали в группах.
Использованная литература:
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!- Санкт – Петербург: Детство - Пресс, 2014г.
2. Скоролупова О.А. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший дошкольный возраст. – Москва: Скрипторий 2003, 2016г.
Интернет ресурсы:
3.http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/01/18/konspekt-zanyatiya-po-opytno-eksperimentalnoy