Игры с песком, или песочная терапия
Михайлова Алла Ивановна,
воспитатель ГБДОУ д/с №31
Петродворцового района Санкт-Петербурга.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов — педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии.Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству.
Процесс создания картин из песка стимулировал фантазии клиента, что в свою очередь позволяло обнаружить скрытые части «я», понять существо в особенности переживаний ребенка.
В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс -возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется Волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана - в этом и проявляется его силе Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается „мануальный интеллект” ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами,использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект
Личность педагога и ее влияние на процесс песочной терапии.
Как должен веста себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей ребенку комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он соавтор песочной картины? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять важную особенность песочной терапии. Дело в том, что на песочном «листе» перед терапевтом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым. Особо актуален в данном контексте древний принцип «не навреди».
Здесь для специалиста действуют три правила:
1. Присоединение к ребенку.
Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения.
2. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.
Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину
3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.
Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса ивысокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
Общие условия организации песочной терапии.
Для организации процесса песочной терапии потребуются: песочница (ящик для песка) размером для индивидуальной работы 50x70x8 см., для групповой-100x140x8см. Сделанный желательно из дерева. Песок, вода, коллекция миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:
• люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе(от первобытных до современных). Позы должны быть как динамические, так и статические;
• наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
• летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
• обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
• жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки; мебель различных эпох, культур и назначения);
• домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
• предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари);
• объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы); аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
• оружие;
• фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки- оборотни;
• злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
ПЯТЬ ШАГОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО ПРОЦЕССА
Первый шаг - демонстрация песочницы.
Обычно мы говорим детям следующее: «Посмотрите: наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет: если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку озеро, море и даже океан.
А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт - и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».
Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок.
Обычно мы говорим детям следующее: «Посмотрите: здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».
Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке.
Очень часто педагоги задают такие вопросы: „ Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарища? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя? ” Действительного игры с песком выдвигают число ограничений запретов. Чтобы избежать нравоучений, рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некого ритуала, постоянно повторяющего действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.
Соблюдение правил игры отслеживается при помощи сказочного персонажа, причем при их неоднократном нарушении мягко, но безапелляционно игра сворачивается.
Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.
Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др.). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят.
Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода.
Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности. Например:
В ладошки наши посмотри -
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
После произнесения этих слов ребята прощаются со сказочным героем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
2. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации /под ред. И.А. Качановой. –-М.: Издатель- ство: Dusyma Kindergartenbedart,ИНТ,2010.