Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проект совместной деятельности педагога и родителей.
Детям о блокаде Ленинграде

Никто не забыт, ничто не забыто

Александрова Маргарита Эдуардовна,
воспитатель

- Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:»
Не надо, Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться :правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда-не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!

Цель проекта:
Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста; расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Расширять представления детей о родном городе.Формировать социальную и личную мотивацию детей старшего возраста. Изучение истории города через судьбы знаменитых петербуржцев. На примере подвига ленинградцев в дни блокады пытаться сформировать у детей систему общечеловеческих ценностей. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми.

Задачи проекта: -

- формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца
- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города
- формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематик
- активизировать словарь - развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов
- охарактеризовать трагическое течение Великой Отечественной войны;
- привести примеры мужества и героизма советских воинов;

Ожидаемые результаты:
Для детей:
- сформированные знания детей о своём родном городе
- бережное и ответственное отношение к историческим и культурным памятникам
- патриотическое отношение к Родине. На примере жителей блокадного Ленинграда представления о героизме. Уважение к защитникам и жителям блокадного Ленинграда, участникам ВОВ
- расширение кругозора, проявление интереса к жизни родного города и его горожан
- развитие и укрепление тонкой моторики рук, развитие речи, расширение словарного запаса, формирование психических функций детей.

Для родителей
: - повышение психолого-педагогической культуры - участие в совместной деятельности с детьми
- взаимодействие в вопросах развития тонкой моторики рук детей, формирования речи и психических функций
. - проявление интереса к деятельности

Срок реализации проекта: 2 недели.

Вид проекта:
Информационный

Аннотация: 27 января 1944 года в городе Ленинграде прогремел салют в честь окончания фашистской блокады. В Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные полному освобождения города. Очень трудно рассказать шестилетнему ребенку о блокаде, избежав трагических подробностей? Ведь дошкольники еще не осознают всю мощь смертельных опасностей, подстерегающих человека в подобных ситуациях. Для ребенка понятия «тяжелый труд», «выживание», «борьба за жизнь» - размытые образы без ассоциаций. Они ни о чем не говорят, ничего не передают и не оставляют в душе. Наш проект был направлен на формирование представления об истории нашего города, о реальных героях. У многих родителей не хватает времени познакомить, рассказать, прочитать, сводить в музей. Важно было организовать работу с родителями так, чтобы они принимали активное участие в проекте , способствовали формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей; совместно с педагогами знакомили детей с героическим подвигом жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. По результатам проведённого анкетирования родителей (анкеты прилагаются) было выявлено, что дети имеют очень скудные представления о самом городе и о его жизни.  Что указывает на существенную потребность в организации взаимодействия родителей и детей в свободное от посещения ДОУ время, для ознакомления с историческими и культурными памятниками нашего города. Учитывая специфику ДОУ (дети поступают на 1-2 года), вновь поступившие дети имеют очень скудные знания и представления о ВОВ и о блокаде Ленинграда.

Содержание практической деятельности по реализации проекта

1 этап - организационный

1. Беседа с детьми о городе Санкт-Петербург:

- Вспомнить, кто основал город Санкт-Петербург; - Напомнить, как город назывался во время ВОВ;

- Рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ.

 

Ребята, как называется наш город? (ответы детей). Правильно, Санкт-Петербург. Город этот очень старый, построен он был в 1703 году. А вы помните, кто его построил? Правильно, Петр I. Молодцы ребята. Давайте рассмотрим картины, на которых изображен город Санкт-Петербург.

А вы знаете, что такое война? (ответы детей). Да, война это очень страшное время. Вот и наш город Санкт-Петербург пережил войну. А кто знает, как назывался город, когда шла Великая Отечественная война? Назывался он – Ленинград. Ленинград оказался в очень трудном положении во время войны. Фашистские войска окружили город, и людям некуда было бежать, и негде было скрыться от бомбежек. Тысячи людей были заперты в городе. Не выйти из города, ни войти, не привезти запертым людям продовольствие. Такое положение города называется – блокада.

Мы вам приготовили картины, на которых изображен город Ленинград во время ВОВ. Посмотрите, какие страшные разрушения пережил город! Как много разрушенных домов, зданий, улиц.

А сейчас какой наш город? Город сейчас красивый, много зданий и больших и маленьких, очень красивые памятники. А как вы думаете, почему город выстоял во время такой страшной войны?

Людям в такое страшное время было очень тяжело, было мало еды, не было тепла. Вы видели на картинах, что в домах даже стекол на окнах не было. Но жители Санкт-Петербурга думали не только о себе, они думали и городе. Они спасали памятники, прятали их, чтоб фашистские войска их не разбомбили. Чтоб мы с вами смогли приезжать в город и любоваться архитектурой, чтоб мы радовались, видя все это великолепие.

 

Цель: вспомнить о городе Санкт-Петербург, рассмотреть понятия блокада, война, познакомить детей с разрушениями, которые принесла война.

 

2.Взаимодействие с семьёй
Беседа « Героическое прошлое нашего города» В летописи Великой Отечественной войны блокада Ленинграда – одна из самых трагических и самых героических страниц. Нет подвига, подобного подвигу Ленинграда! Ни голод, ни холод, ни болезни, ни постоянные бомбежки и обстрелы не сломили ленинградцев и защитников города. 900 блокадных дней и ночей, когда из еды только хлеба «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Как нам объяснять сейчас это нашим малышам-дошколятам? Педагоги часто говорят о том, что тему «блокады» очень сложно объяснить малышам. Как рассказывать  детям, что такое война, голод, страх бомбежки. Героическая защита Ленинграда — это великая народная эпопея, которая потрясает людские сердца и сейчас, спустя много лет. И мы с Вами в этом городе живем, здесь растут наши дети, и они имеют право знать его историю. Начинать говорить детям о войне, о блокаде надо  в семье. Только родные и близкие ребенка смогут правильно и тактично донести до сознания малыша смысл этого исторического и трагического события в истории нашего города, нашей страны .
Анкета для родителей
Вопросы:

- Как Вы считаете, ваш ребёнок имеет достаточное представление о СПб и его жителях? - Как вы считаете, надо ли вашему ребёнку знать о ВОВ и о блокаде Ленинграда? - Есть ли в Вашей семье жители (дети) блокадного Ленинграда? - Считаете ли Вы патриотическое воспитание важным в развитии личности ребёнка? - Готовы ли Вы участвовать в выставках рисунков, поделок, оформлении семейных газет посвящённых СПБ?

Полученный результат:

- повышение психолого-педагогической культуры родителей - проявление интереса родителей к деятельности детей в детском саду и вызвать желание принять активное участие в реализации проекта

обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города - формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества

 

2 этап - ознакомительный

Используемые материалы: книга Н.Ходза «Дорога жизни» (рис.1); книга Д. Колпаковой и В. Сусловой « Был город - фронт, была победа»; карта блокады Ленинграда картины, иллюстрации , фотографии военного города; подборка стихов, песен о войне.

Цель: систематизация знаний о блокаде Ленинграда; проявление творческого потенциала в рисовании.

 

1.  Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий Военного города, карты блокады Ленинграда,

Занятие начинается с вопросов о пройденном материале.

Мы с вами узнали, что такое блокада Ленинграда. Я для вас приготовила карту. Посмотрите, на этой карте изображен город Ленинград в блокаде, (разрушены железные дороги; показать морской путь, по которому доставляли продовольствие в город: сначала по реке Волхов на маленьких катерах, затем груз перекладывали в большие баржи и везли по Ладожскому озеру к пристани Осиновец, где продовольствие грузили в поезда и везли в Ленинград).

Рассматривание картин и иллюстраций на которых изображён блокадный Ленинград (разрушенные здания; раненные, голодные люди; бои на на окраинах города; машины, которые везут в город продовольствие…)

2. Знакомство с книгами Н. Ходза «Дорога жизни», Д. Колпаковой и В. Суслова «Был город – фронт, была блокада».

Рассказать о том, как появились эти книги, что хотели показать авторы для кого книги предназначены; пояснить необходимость каждого человека знать о подвигах свершенных во время ВОВ; воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну; рассказать о лишениях, которые пережили люди, замкнутые в городе, оказавшиеся в ловушке, им было не выбраться из города, также не было сухопутных путей привезти продукты в город. Авторы этих книг глубоко переживали все страшные годы блокады

3 Чтение стихов о блокаде Ленинграда

Помните! Через века, через года,- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Роберт Рождественский


За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой

Пол- Ленинграда не поднялось

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут… ……
. Медаль за оборону Ленинграда -
Не просто наша память о войне.
Металл ее откован в дни блокады
И закален в невиданном огне.

Может вам рассказать ветеран, вспоминая,
Как до линии фронта ходили трамваи,
Как стояли ни шагу назад
Ленинградцы за свой Ленинград.

Он не дрогнул в бою,
Бастион над Невою.
Он в едином строю
Был со всею страною.
Лютый холод и сотни тревог:
Все он вынес и все превозмог.

Тихо волны стучат о гранитные плиты,
Сколько дней не промчалось, ничто не забыто.
Не забудет наш город-герой
Тот январский салют над Невой.

 

В далеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась открыта тетрадь,
Не выпало им дочитать дописать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они - ленинградцы!
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они - ленинградцы!
В целях подготовки к заключительному этапу совместно с сотрудником библиотеки, детям домой были розданы стихи, которые они учили в течение недели с родителями.

4 Прослушивание музыкальных произведений Слушание фрагментов из Седьмой симфонии «Ленинградской», Д. Шостаковича ; прослушивание песен военных лет.

Полученный результат:

- Закрепление знаний о городе Санкт-Петербург;

- Дети познакомились с понятиями: война, блокада, лишения и др.

- Проявление сочувствия и сострадания к людям, находившимся во время блокады в городе;

- Знакомство с книгой Н. Ходза «Дорога жизни»

- Знакомство с книгой Д. Колпаковой и В. Суслова «Был город – фронт, была блокада». - Разучивание стихов о героической обороне города, о прорыве блокадного города.

 

4 этап - творческий

Цель: закрепление полученных знаний, вызвать сострадание к людям, которые погибли в блокадном Ленинграде; разучивание стихов, песен посвящённых блокаде Ленинграда; подготовка и проведение музыкального занятия, посвящённого снятию блокады Ленинграда, посещение с родителями музея « Блокады Ленинграда», возложение цветов к памятнику Матери Родины на Пискарёвском мемориальном кладбище; принять участие в торжественном концерте в детской библиотеке №8, Калининского района; принять участие в районной выставке детских работ « Блокадный Ленинград».

 

1.  Продуктивные виды деятельности

С детьми проводится беседа в форме вопросов по пройденному материалу и предлагается в рисунке изобразить картину блокадного города

 

«Корочка хлеба»

Цель: повторить изученный материал, закрепить знания о ВОВ, вызвать чувство сострадания, сочувствия к людям, пережившим войну.

Ребята, а вы хлеб любите? Вот и все люди любят хлеб. А мы с вами же знаем, что во времена Великой Отечественной войны людям не хватало ни хлеба, ни других продуктов. И как доставляли продукты. Но ребята, вы знаете, что продукты доставить было очень трудно, и не всегда они доходили до Ленинграда: некоторые проваливались под лед на дороге жизни, другие бомбили и топили немцы.

И в такие трудные дни жителям блокадного Ленинграда доставалось очень мало хлеба. Всего 125 грамм. Как вы думаете, это сколько. Столько человек получал на весь день. И ни супа, ни второго не было. Вы сейчас не всегда съедаете суп или кашу. А люди в то время мечтали о ложке супа или сладкой каши. А им доставался только маленький кусочек хлеба на весь день, а тем кто не работал и того меньше. Жители блокадного Ленинграда собирали все до последней крошки, на сколько им не хватало еды.

«Цветок жизни»

Цель: знакомство с памятниками Ленинграда, посвящёнными блокаде города.

Ребятам было предложено рассмотреть книгу с изображением памятников, которые посвящены Великой Отечественной войне. Обратить внимание детей на красивый памятник «Цветок жизни». Этот памятник был создан в память о детях, погибших на войне, которые не сне смогли пережить блокаду Ленинграда.
Рисовать картину блокадного города предлагалось под песни военных лет, происходило непринужденное знакомство с военными песнями.

Задание детям: «Ребята, мы с вами много говорили о войне и блокаде города Ленинград. Давайте вспомним, что такое война? Что вы узнали нового во время занятий?

2 Проведение музыкального утренника, посвящённого снятию блокады Ленинграда . Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма; знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики. На музыкальном занятии дети пели военные песни, читали разученные стихотворения, маршировали под звуки военного марш. Прослушали фонограмму «Реквиема», звучание метронома.

3 Экскурсия в библиотеку

Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; чувство патриотизма; формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца ; любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества; развивать умение эмоционально воспроизводить в стихах своё отношение к происходящим события воспитывать культуру поведения библиотеке.

4 Совместно с родителями составление творческих рассказов «Блокадный Ленинград» 
 5  Посещение с родителями Пискарёвского мемориального кладбища

Возложение цветов к памятнику погибшим во время блокады ленинградцам, к вечному огню. Посещение с родителями музея «Блокады Ленинграда» один из символов современного Санкт-Петербурга.
( В 1941-1944 годах Пискарёвское кладбище стало местом массового захоронения жертв блокады Ленинграда и воинов, погибших на фронте.)

6 Стендовая информация по теме «Блокадного Ленинграда», рубрика «Читаем детям о Блокаде»

Подбор литературы для чтения детям дома, вопросы для обсуждения прочитанного произведения.

5 этап - Рефлексия

Ребята высказали свои впечатления о том, что дал такой проект им. Дети говорили, что важно помнить о тех днях, уважать ветеранов, которые боролись за победу и сохранили для нас город. Родители принимали активное участие на всех этапах проектной деятельности. Совместно с родителями оформление выставки детских работ «Никто не забыт– ничто не забыто»,

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»