Развитие речи и творчества у детей-логопатов
старшей и пoдготовительной групп
Красина Наталья Юрьевна, воспитатель
ГБДОУ детский сад №5
Калиниского района Санкт-Петербурга
ГБДОУ детский сад №5
Калиниского района Санкт-Петербурга
Овладение правильной речью имеет важное значение для фомирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.
Речь у ребенка развивается прежде всего в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.
Известно, что маленькие дети формируют свою речь по подобию педагога, воспринимают его манеру разговора, его интонации. Речь пагогога - это образец для детей и средство воздействия на них. Каждый, кто занимается с детьми, обязан ежеминутно помнить об этом и должен считать свом долгом совершенствовать свою речь. Не умея критически мыслить, дети подражают всему, что они видят и слышат. Но более всего подражают близким людям - родителям и педагогам. Поведение взрослых и их речь, внешний облик, все является образом для детей.
1. Как сделать, чтобы жизнь детей стала радостной и одухотворенной? В результате экспериментальной работы с детьми пришли к выводу, что их необходимо знакомить с произведениями устного народного творчества. В занятия включать образную живую русскую речь писателей и поэтов: Пушкина, Есенина, Дунина, Тютчева, Паустовского.
2. Как развивать речевое творчество детей? Дети очень чутко реагируют на интонацию, мимику, жест. Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно он сам был участником событий. Умелое использование образности языка произведения настолько остро воспринимается детьми, что они слушают боясь пропустить хоть одно слово.
Детям нравится, когда с ними занимаются.
Они живут в городе Санкт-Петербурге. В одном из самых красивых городов мира. Чтобы гордиться им и называть себя петербуржцами, нужно хорошо знать свой город, его историю. Дети получают знания о городе из рассказов, книг, при рассмотрении иллюстраций. Дети с воспитателями выезжают на тематические экскурсии, проводятся праздники, вечера развлечений. Чтобы заинтересовать детей придумывают много увлекательных и познавательных игр.
В течение двух лет я работаю с детьми стершего дошкольного возраста с различной речевой патологией: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с нарушением произношения отдельных звуков. Дети разного уровня подготовки и разными стартовыми данными одинакого живо и с интересом включаются в игры с буквами, слогами и словами. Игры по ознакомлению с достопримечательностями города, тематические загадки, ребусы помогают детям в освоении материала о городе.
Для развития речевого творчества детей большое место в работе отводится со вспомогательными материалами. Занятия проводятся как индивидуально (с одним ребенком) так и фронтально. С группой детей необходимо проводить занятия по опережающему развитию. Это работа проводится с детьми: Глеб К., Олег З., Сергей З., Сергей Ф., Вика В.. Павел С. так как они умеют читать.
Работа проводится по некоторым направлениям:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию.
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
8. Развитие тактильных ощущений: (необходимо узнать, какую букву "написать" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.).
9. Расширение "поля зрения" ребенка.
10.Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек.
11. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, буква, звук,), составление схем и т.д.
В моей работе мне очень помогли курсы повышения квалификации по программе "Дество". Поскольку программа "Детство" родилась в Санкт-Петербурге, то авторы попытались отразить в ее содержании атмосферу этого прекрасного города. Поэтому программа предусматривает просвещение дошкольников в области петербурговедения. Знакомство петербуржца в родных городов должно способствовать эмоционального и чувствительному развитию, пробуждение чувства любви к городу, уважения к его традициями.
Но еще одной из задач, поставленных в программе "Детство", является задача - способстовать развитию познавательной активности, любознательность, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Осуществляя работу по ознакомлению детей с рдным городом, мы выделили подгруппу детей, умеющих читать. И стали использовать в работе с этими детьми кроссворды. Детям они очень нравились, т.к. позволили самостоятельного припоминать и вписывать в клеточки необходимые слова. Когда имеющиеся у нас в наличии кроссворды были решены детьми, мы стали придумывать и предлагать детям для решения филлворды, составленные нами. Филлворды, как и кроссворды, являются задачами - головоломками, где надо найти заданное слово в квадрате из букв.
Филлворд - это большой квадрат, разделенный на клетки по горизонтали и вертикали (от 36 квадратов до 81, 6х6, 7х7, 8х8, 9х9). В клетки этого квадрата, целиком его заполнив, вписаны слева направо или сверху вниз. В некоторых оставшихся свободными, клетках вписаны буквы, из которых можно будет после выполнения задания составить слово.
Работа с филлвордами обогащает словарный запас детей "петербургскими" словами, развивает умение рассуждать и использовать речь - доказательство для выражения своего мнения, своей догадки.
Филлворды способствуют развитию произвольного внимания, умению сосредоточиться на решении одной, конкретной задачи. Они побуждают к активной умственной деятельности, учат мыслить и рассуждать самостоятельно. Филлворды могут быть использованы не только в индивидуальной работе с читающими детьми при ознакомлении их с родным городом, но и как задание для команды при проведении КВН-ов или викторин по петербурговедению. Филлворды можно предлагать и для решения дома, вместе с родными. Это поможет объединить родителей и ребенка в совместной деятельности, где ребенок сможет разъяснять задания родителям, сможет ощущать свою личностную значимость в семье. Да и родителей может заинтересовать такое общение с ребенком.
Филлворды могут быть использованы и для совместной деятельности нескольких детей, объединенных интересов к нашему городу. Тогда слова, спрятанные в филлворде, отыскиваются и вычеркиваются каждым ребенком поочередно. Это способствует формированию выдержки, умения уважать своего сверстника, предоставляя ему право действовать самому, а в нужный момент выбрать правильно решение. Но педагог должен помнить, что работу с филлвордами могут осуществлять лишь с хорошо читающими детьми. Для детей, не умеющих читать, подбираются другие виды задач - головоломок.
Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения в дальнейшем школьными знаниями.
Дети, пришедшие в логопедическую группу, с диагнозом "тяжелое нарушение речи" и заканчивающие обучение в ней могут в дальнейшем обучаться в общеобразовательных школах. В этом им очень помогает работа по ознакомлению с городом и занятия по родному языку.