Статья
Читайте детям сказки
Волкова Елена Николаевна
Сказки – это общение с детьми на волшебном языке. В далеком прошлом родители занимаясь воспитанием ,не торопились наказать провинившегося ребенка , а рассказывали ему сказку….«Детство нуждается в истинах бесспорных и освященных веками « (Карем Ращ). А сказка частичка добра и света, которая передается из поколения в поколения, неся с собой огромный труд приобретенный нашими предками и данный нам в такой доступной форме.
Наши дети читая произведение всегда переживают за главных героев. А значит ,эти главные герои, должны быть положительные, такие какими мы хотели бы видеть своих детей.
Сказка – это дорога , идя по которой мы встречаем хороших и плохих героев, можем оценить их поступки. Пишется она на противоположностях «умный – глупый», «храбрость – трусость», « трудолюбие-лень». На примерах персонажей сказок детьми лучше всего понимаются важные жизненные ситуации. Сказки обычно заканчиваются хорошо, добро побеждает зло. Это очень важно в воспитании детей. Сказки развивают, обучают и исцеляют…
Начинать читать сказки можно маме еще до рождения ребенка. До годика деткам читают потешки, песенки, пестушки. Малышу надо начинать читать с народных сказок. Это те сказки, которые переходят из поколения в поколение и почти не изменяются. От 1,5 до 3х лет детки любят сказку “ Курочка Ряба”, а так же “Теремок” , “Колобок”, “Репка”. В этих сказках детям интересно звукоподражание животным – героям сказок. В три года малыши они понимают сказки где есть взаимодействия людей и животных. Сюжет же таких сказок должен оставаться простым. Это « Гуси –лебеди» , «Маша и медведь». В четыре года у детей приходит понимания сказок. Здесь, он уже сам может досказать конец , или его изменить. Развивается детская фантазия. На этом этапе можно переходить к волшебным сказкам. Тут подойдут волшебные сказки «Морозко», «Принцесса на горошине» . И чем старше становится ребёнок, тем больше усложняется его репертуар. В 5 лет можно читать более сложные сказки где есть и колдуны и волшебники. Это «Русалочка», «Двенадцать месяцев», «Щелкунчик». А вот дальше ребенка уже увлекут приключения. И даже если ваш ребенок вырос и вполне может читать сам, найдите время и читайте вместе!
Возможно, вы заметили, что ваш малыш на протяжении некоторого времени просит читать одну и ту же сказку! Оказывается, детский мозг сначала информацию запоминает, выучивает и только потом понимает. В сказках для самых маленьких есть цепочки повторяющихся событий. Это циклические сказки. Сразу все запомнить малыш не может, а потому сказку просит читать еще и еще раз. Повторения помогают запоминать и узнавать уже известное. Это стабильно и предсказуемо. Такие чтения успокаивают детей.
Сказки бывают разные , волшебные завораживающие и будоражущие сознание. Бытовые, рассказывающие о простых людях, хотя и там встречается волшебство. И сказка где ведущие роли отданы животным.
И вот, прочитав сказку, попробуйте поговорить с ребенком. Спросите, кто из персонажей ему понравился и почему. Что думает ребенок о том, чему учит эта сказка. Можно попросить нарисовать героев сказки. Обсуждая сюжет попробовать выяснить какие страхи есть у вашего малыша, скорректировать дальнейшее развитие детской психики.
Итак, почему же надо читать сказки? Ответ один: читать нужно. Прежде всего потому что язык сказки это язык ребенка, который ему понятен. Сказка наводит порядок в уме и в доме. Это прекрасная альтернатива телевизору и компьютеру. Она успокаивает ,дает возможность быть рядом с мамой. А чтение вслух упорядочивает внутренний мир ребенка, делает его гармоничным. Сказка прививает хорошие манеры. Персонажи сказок подают примеры что стоит делать ,а что нет. А как известно, наши дети не рождаются с хорошими манерами их надо развивать. И здесь опять нам в помощь сказка с ее положительными сторонами. Сказки учат и нас , родителей как правильно найти дорогу в души наших детей , как помочь им в преодолении трудностей. Сказка избавляет от страхов , Развивает воображение. Улучшает мозговую деятельность. Когда читаем вслух сказку, в мозгу образуются соединения нейронов, тем самым улучшается мозговая деятельность. Хорошо чтение вслух подходит деткам с умственным отставанием. А ведь еще можно играть в сказку. Делать различные постановки .Использовать пальчиковые , теневые театры. Сказка успокаивает капризы, ею можно лечить такие нехорошие черты характера как лень ,ложь, неаккуратность, жадность. И наоборот воспитывают добро, сопереживание, трудолюбие.
В итоге сказка – это рецепт от всех болезней.
Сказка объединяет родителей и детей. Дает возможность провести время вместе .И это очень хорошо, потому что можно наверстать упущенное, понять как мыслит ребенок, подарить ему тепло, заботу, позитивные эмоции . Уделяйте сказке 10- 15 минут в день и совсем необязательно перед сном.
Ребенок ,которому читают сказки вырастает всесторонне развитым. Он умеет сопереживать. Ему легче строить отношения со сверстниками.
И спустя годы, читая сказку своим детям или внукам мы с необычайной теплотой будем вспоминать свое детство…