Игра, как средство развития личности младших дошкольников
Ларионова Ирина Яновна
Игра, как таковая, может рассматриваться с разных сторон, в частности, как особая форма существования всех сторон существования и жизнедеятельности коллектива. В развитии и воспитании ребенка главенствующая роль принадлежит игре, также выполняющей функцию одного из важнейших видов детской деятельности. Игра, как вид деятельности человека, является одним из самых эффективных средств формирования личности ребенка, воспитания его моральных качеств. Для того, чтобы в полной мере реализовать воспитательный эффект, необходимо чтобы педагог обладал высоким уровнем профессионального мастерства, разбирался в детской психологии, в максимальной степени учитывал его индивидуальные особенности и четко контролировал организацию и проведение различных видов игр.
Игра, как вид деятельности берет свое начало в древнем мире, когда люди занимались собирательством и охотой. Дети, в то время, рано начинали помогать родителям, участвовать в общем труде. Для того, чтобы подготовить и интегрировать ребенка к жизни и труду взрослые создавали облегченные и уменьшенные в размере копии орудий труда. В процессе обращения с ними, дети получали возможность овладеть навыками, приближенными к деятельности взрослых. Таким образом, дети стали воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения.Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали и крупнейшие психологи и педагоги – К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин и др. Так, например, Д.Б. Эльконин отмечал, что игровая деятельность формирует социальную готовность ребенка к школе, поскольку она является уникальной деятельностью, характеризующейся, как эмоционально наполненное вхождение в жизнь взрослых, выделением общественных функций и смысла человеческой деятельности.
Детская игра в своем развитии проходит несколько стадий:
- Время комнатной игры, время игрушки. Ребенок здесь предпочитает играть один и нужно давать ему свободу в индивидуальной игре;
- В данной стадии дети уже не играют на глазах у родителей, ребенок получает возможность выступить в качестве члена детского коллектива;
- На последней стадии ребенок уже может входить в коллектив, но не только игровой, а еще и деловой или учебный.
Можно привести следующую классификацию игр, направленных на развитие личности младших дошкольников:
- Сюжетно-ролевые игры;
- Театрализованные игры;
- Дидактические игры;
- Музыкально-дидактические игры.