Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Проблема применения средств ИКТ на музыкальных занятиях в ДОУ
 Девяткова Екатерина Ефимовна
В настоящее время отмечается интенсивное развитие теории музыкально-эстетического воспитания. Это обусловливается коренными сдвигами в общественной, экономической и культурной жизни страны.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из образовательных областей является художественно-эстетическая, куда, в свою очередь, включено и музыкальное развитие детей-дошкольников.
В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, реализуемой в ДОУ, основная задача музыкального образования дошкольников состоит в развитии музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
На этапе дошкольного детства музыкальное образование и воспитание должно осуществляться компетентным человеком в области музыкальной деятельности, имеющим музыкально-педагогическое образование и владеющим современными методами и технологиями преподавания музыки.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) расширяют доступ к знаниям, повышая количество обучающих ситуаций и разнообразие их форм. Компьютерные системы – гибкое и мощное средство, которое повышает эффективность процессов обучение и преподавания. Потребности каждого отдельного ребенка удовлетворяются в наиболее привлекательной и яркой форме. ИКТ дают возможность воспринимать информацию в форме игр и другой активности, с различными способами представления контента, которые являются захватывающими для детей.
Исследования в данной области показали, что использование должным образом информационно-коммуникативных технологий развивает языковые навыки и грамотность, когнитивные способности, стимулирует воображение и креативность, развивает мелкую моторику и т.д. Важность использования ИКТ в раннем дошкольном возрасте подтверждается тремя фактами. Первый – информационно-коммуникативные технологии уже сейчас, в настоящее время, оказывают существенное влияние на человеческое общество и окружающую среду вокруг ребенка. Второй – эти технологии позволяют в большой степени расширить познавательную деятельность ребенка в раннем возрасте. Третий – поддержка и огромный интерес интеграции ИКТ в образовательную деятельность возрастают с каждым годом все больше и больше. Некоторые авторы выражают сомнения в том, что использование компьютерных технологий в развитии детей положительно сказывается на когнитивных, социальных, физических и эмоциональных навыках. Тем не менее, до сих пор нет явных доказательств этой точки зрения. Напротив, доминирующим становится мнение о том, что надлежащим образом использование ИКТ приводит к повышению обучаемости и всестороннему развитию ребенка. Исследованиями подтверждено, что ИКТ обеспечивают базу для позитивного познавательного опыта. Однако, эти процессы не происходят сами по себе, они носят управляемый характер, инициатором которых выступает опытный педагог, реализуя воспитательные стратегии и паттерны. ИКТ предоставляют детям множество путей соединять слова, рисунки, звуки, тем самым давая возможность выражать свои идеи, мысли и чувства.
Большинство музыкальных педагогов согласны с тем, что первые пять лет являются наиболее критичным возрастом для формирования и развития детской музыкальности [1]. ИКТ позволяют наиболее оптимальным образом добиваться слияния аудиального и визуального восприятий ребенка. В литературе, в том числе и в зарубежной, отмечается недостаток информации на тему музыкального образования в раннем возрасте с использованием ИКТ.
В сфере музыкального образования, когда достижения в сфере ИКТ становились все более общедоступными, больше внимания стало уделяться «музыкальному пониманию» [2]. С этого времени начинают появляться аргументы в пользу того, что музыке необходимо обучать дифференциально, и первоначально необходимо развивать аудиальное восприятие музыкального материала, после чего переходить к изучению нотации. Позже появились свидетельства того, что правое полушарие человеческого мозга обрабатывает информацию, связанную с музыкальными звуками, интуицией и интегральным мышлением, в то время как левое полушарие отвечает за языковые навыки и логическое рассуждение [2]. Автор этой теории подчеркивал, что музыке необходимо учиться сначала воспринимая ее на слух, после чего только переходить к изучению нотной грамоты, аналогично с устной речью и чтением. Подобные практики встречаются в народной музыке различных культур, джазе. Кроме того, Африканская музыка, являющаяся одной из самых ярких среди прочих мировых культур, прочно связана с вокальным исполнением. Автор работы [3] резюмировал свой опыт преподавания в Индии – проще научить сначала музыкальному исполнению, чем музыкальной грамоте. Также он подчеркивал, что все Индийские музыканты сначала обучаются вокальному исполнению.
Использование ИКТ улучшает музыкальную память и развивает музыкальный опыт. Развитие воображения является важным шагом для эстетического образования детей. Приобретаемые эстетические качества – это шаблоны, которые происходят из взаимодействия музыкальных форм и элементов.  Преподаватель может помочь развить воображение, спрашивая детей о звуке, который они слышат и, используя широкий набор слов, описать его. Компьютер дает возможность учителю демонстрировать изображения с музыкальным сопровождением. Педагог обсуждает с детьми как разнообразные звуки заставляют их себя чувствовать. В исследовании [2] проводилась работа с детьми (4-5 лет) с использованием компьютерной программы, связывающей картинки с музыкальными фразами, причем картинки выступали суррогатом музыкальной грамоте, и дети, объединяя картинки вместе и расставляя их в определенной последовательности, создавали собственные мелодии. По результатам работы дети демонстрировали лучшее понимание ладового чувства, учились различать высоты тонов.
Стоит отметить, что вид используемого средства ИКТ может в значительной степени влиять на восприятие детей и иметь, в конечном итоге, различный эффект на развитие музыкальных способностей. Задачей исследования [4] была оценка музыкального восприятия дошкольников на основе двух различных типов информационно-коммуникативных технологий. Авторы тестировали музыкальную деятельность детей, обучавшихся по новой компьютерной методике. В эксперименте участвовали дети в возрасте 4-6 лет (28 чел.). Авторы разработали интерактивную музыкальную среду для развития музыкальных навыков детей в процессе общения с компьютером и дополнительными аудиовизуальными средствами. В статье дается описание двух методик: 1) использования дошкольниками компьютерной мыши и 2) использования технологии автоматического двигательного распознавания. Вторая методика оказалась более эффективной для обучения дошкольников, так как она вызывала у детей большую сосредоточенность и интерес. Кроме того, соединяя двигательные элементы (точная моторика) и музыкальное восприятие, повышается нагрузка на нервную систему и, в результате, развитие когнитивных способностей детей ускоряется в значительной степени [5, 6].
В статье [7] авторы описывают внедрение программы READMUSIC в ряде дошкольных образовательных учреждений Испании. Целью данной программы является в интерактивной форме способствовать обучению нотной грамоте последовательно через обучение аудиальному восприятию музыки и визуальному представлению звуков. Как отмечают авторы, в возрасте 3-5 лет необходимо делать упор на музыкальном восприятии, психомоторной координации, связанной с музыкой, на понимании таких вещей как скорость и динамика звучания.  Понятия нот и длительностей вводятся с использованием мультимедийных интерактивных технологий, благодаря которым дети учатся отделять один звук от группы, выдерживать длительности. Контрольная группа продемонстрировала положительный опыт в усвоении новой информации. Правильность исполнения мелодий на музыкальном инструменте (металлофон) оценивалась по ритмической и тональной точности и оказалась на 86% точнее, чем у детей, не участвовавших в программе.
Одной из трудностей, с которой столкнулись авторы методической разработки, является подготовка преподавательского состава к работе в условиях активного взаимодействия со средствами ИКТ. Трудности компьютеризации музыкального образования заключаются в том, что компьютер нельзя просто добавить к существующей дидактической системе. Опыт западных стран показывает, что механическое внесение информационных технологий в обучение приводит к понижению качества элементарных знаний и навыков. Поэтому надо иметь в виду, что компьютеризация предполагает качественно иное построение учебных предметов и сочетание новых методов с традиционными. Также преподаватели должны обладать навыками системного анализа и осуществлять сбор информации об успеваемости детей, осуществлять анализ полученной информации и корректировать свою деятельность согласно полученным результатам.
Основные проблемы с точки зрения подготовки педагогов просуммированы в работе [8]:
  • Низкие ожидания со стороны педагогического состава и отсутствие точного понимания целей ИКТ в дошкольном образовании;
  • Отсутствие сотрудничества между педагогами и педагогической поддержки, как и отсутствие необходимого опыта в работе с ИКТ;
  • Недостаток времени для оттачивания умений в обращении с ИКТ;
  • Недостаток навыков для организации учебного материала;
  • Избыточное внимание к технической стороне взаимодействия с ИКТ, нежели чем к содержательной стороне занятий;
  • Отсутствие необходимого технического оснащения в классных комнатах;
  • Отсутствие необходимой финансовой поддержки, низкая мотивационная основа педагогов;
Широкую практику приобретает использование различных аудиовизуальных средств (музыка, графика, анимация), обогащающих обучающий   материал. Подготовка мультимедийных презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей. Учитывая возрастные особенности детей дошкольников, важным моментом является смена видов деятельности. Мультимедийные средства передачи информации подразумевают под собой: звук, графику, текст, видео, организованные в виде единой информационной среды.  Преобладающей формой мышления детей младшего дошкольного возраста, является наглядно-образное восприятие и осмысление. Использование презентационного интерактивного материала способствует развитию у детей дошкольного возраста образного мышления, умению выделять особенности средств выразительности, формировать представления об одном и том же художественном образе в различных видах искусств, привитию эстетического вкуса. Опираясь на конкретные зрительные образы, дети сравнивают, анализируют, делают определенные логические умозаключения, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. Таким образом, организуется единый процесс образного восприятия и активной мыслительной деятельности.   
Новые информационные технологии являются универсальной образовательной технологией, концентрирующей в себе прежние достижения. Их использование позволяет обучаемому активно участвовать в образовательном процессе, обеспечивая универсальный способ взаимодействия с окружающей информационной средой. Использование таких технологий при преподавании музыки носит развивающий характер, способствует творческой активности учащегося.
Анализ существующих публикаций по вопросам использования ИКТ на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях выявил, что существует необходимость разработки новых методических средств внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
 
Заключение
Информационно-коммуникативные технологии являются полифункциональным средством познания, универсальной образовательной технологией, обладающей адаптивными свойствами, способной объединить в себе элементы используемых ранее образовательных технологий, как обобщённый механизм взаимодействия сложившихся традиций и новаций. Внедрение средств ИКТ в практику музыкальных занятий в ДОУ способствует оптимальному и всестороннему развитию способностей детей. Их использование способствует оптимальному распределению информации, положительно влияет на особенности познавательной деятельность детей, даёт возможность более полной реализации дидактических принципов, изменяет роль педагога, который выступает уже больше как руководитель, а не распространитель информации. При подготовке дидактического материала педагог должен наиболее тщательным образом согласовывать музыкальное содержание занятия с информационным представлением, чтобы полученная учебная система была эмерджентной в отношении приобретаемых навыков и развития когнитивных способностей детей. На пути внедрения ИКТ стоит еще множество препятствий, устранение которых в рамках интенсивной информатизации общества является лишь вопросом времени.
 
Список литературы
 
1. Schellenberg E.G. Music and cognitive abilities / D. Deutsch. San Diego: University of California. – 2012. – Ed. 3 – 786 p.
2. Hayes M.ICT in the Early Years / M. Hayes, D. Whitebread – Suffolk: Open University Press. – 2011. – Issue 1 – 192 p.
3. Meer W. van derHindustani Music in the 20th Century / W. van der Meer – Dordrecht: Klewer Academic. – 1980. – 272 p.
4. Panagiotakou C. The use of ICT in preschool music education / Panagiotakou C., Pange J. // Procedia - Social and Behavioral Sciences – 2010. – V. 2 – № 2 – P. 3055–3059.
5. Hille A. How learning a musical instrument affects the development of skills / Hille A., Schupp J. // Economics of Education Review – 2015. – V. 44 – P.56–82.
6. Cook S.W. Gesturing makes learning last. / Cook S.W., Mitchell Z., Goldin-Meadow S. // Cognition – 2008. – V. 106 – № 2 – P.1047–58.
7. Castanon-Rodriguez M.R. READMUSIC: A new methodology to introduce musical language in preschool education / Castanon-Rodriguez M.R., Vivaracho-Pascual C. // Procedia - Social and Behavioral Sciences – 2011. – V. 15 – P. 3506–3510.
8. Fu J.S. ICT in Education: A Critical Literature Review and Its Implications / Fu J.S. // International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology (IJEDICT) – 2013. – V. 9 – № 1 – P.112–125.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»