Пример написания аналитической справки для портфолио
Тихомирова Юлиана Павловна,
ГБДОУ детский сад № 77 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по
познавательно-речевому и художественно-эстетическому
развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга
ГБДОУ детский сад № 77 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по
познавательно-речевому и художественно-эстетическому
развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о результате личного участия педагога
воспитателя ПЕТРОВОЙ П.П.
в создании развивающей предметно-пространственной среды группы № 9 «Золотой ключик» ГБДОУ детский сад № 77 Кировского района СПб
Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы № 9 «Золотой ключик» ГБДОУ детский сад № 77 проведен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО), в частности раздел III «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», п.3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
В изучении и анализе развивающей предметно-пространственной среды группы № 9 «Золотой ключик» ГБДОУ детский сад № 77 были учтены следующие показатели:
- безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в ОУ (группе);
- реализация образовательных программ дошкольного образования
- учет возрастных особенностей детей
- учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей
Краткая характеристика группы.
Группу № 9 «Золотой ключик» посещают дети младшего школьного возраста (3 – 5 лет).
В группе 14 девочек и 12 мальчиков.
Режим работы группы – пятидневный с 7.00 – 19.00 с 12 – часовым пребыванием детей в учреждении. Выходные дни – суббота, воскресенье.
Условием организации жизнедеятельности воспитанников в группе являются: режимы дня на холодный и теплый период времени, режим двигательной активности. Учитывается принцип сезонности, климатические, демографические, национально – культурные особенности.
Дети имеют возможность посещать в соответствии с учебным планом музыкальный зал, физкультурный зал, кабинеты «Русская изба», «ОБЖ».
В группе оборудован центр физического развития, оснащенный спортивным инвентарем.
Группа имеет огороженный участок, с игровым оборудованием.
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в ОУ (группе) –
- «обеспечивается».
Соблюдаются санитарно – эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
· мебель крепится к стене и между собой;
· в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (извлечения), оборудование соответствует росту и возрасту детей. Функциональные размеры используемой детской мебели для сиденья и столов соответствуют обязательным требованиям;
· группа имеет естественное освещение. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения, существует дополнительное искусственное освещение;
· при организации непосредственно образовательной деятельности детей рассаживаем с учетом роста, состояния здоровья, зрения, слуха.
· часто болеющих детей рассаживаем подальше от окон и дверей, детей с близорукостью - за первые столы, соответствующие их росту;
· на маркерной доске используется контрастный цвет маркера (синий, черный, красный, зеленый);
· рабочие поверхности столов имеют матовое покрытие;
· используются игрушки безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвержены влажной обработке;
· дети обеспечены индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, расческами - все промаркировано,
· центры двигательной активности и спокойной самостоятельной деятельности детей не пересекаются.
· материалы, используемые для облицовки столов и стульев, обладают низкой теплопроводностью;
- имеется план эвакуации на случай пожара, пожарная сигнализация.
Материалы и оборудование безопасно и имеет соответствующие сертификаты. Представленный материал внешне привлекателен (чистый, разнообразных цветов и оттенков). Оформление развивающей предметно-пространственной среды соответствует требованиям дизайна по цветовой гамме, фактуре материала, расположению в группе.
Обеспечивается возможность изменений в пространственно – познавательной среде в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.
Мебель легко трансформируется и дает возможность ставить столы (стулья) по-разному: в круг, буквой П, в линию, одиночно. Психологи утверждают, что дети, сидя за круговым столом, чувствуют себя психологически более комфортно и защищено. Во время приема пищи, творческой деятельности детей столы стоят кругом. Во время непосредственной образовательной деятельности столы разворачиваются в две колонки, друг за другом, чтобы свет падал с левой стороны и дети видели воспитателя и демонстрационный материал.
Дневной сон детей организован на трансформируемых трехуровневых кроватях.
Жизненное пространство группы дает возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями, в одно и тоже время заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Всегда стремлюсь, так организовать пространство группы, чтобы оно легко трансформировалось в зависимости от интересов и возможностей детей и образовательной ситуации
Игры, пособия, мебель, мягкие модули, ширмы в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. В группе организовала различные пространства (для игры, уединения, конструирования, двигательной активности, занятий по интересам).
Ребенок может моделировать игровую среду в соответствии со своим собственным замыслом: при помощи детской мебели, ширм, конструкторов.
Предметно-и природно-тематические игрушки:
В группе подобранны предметно-и природно-тематические игрушки:
- Предметы домашнего обихода (сумки, косметички, расчески, корзины и т.п.);
- Приборы, инструменты, отражающие различные предметы (отвертка, молоток, бинокль, руль и т.п.);
- Наборы предметов и игрушек, помогающие отразить разнообразные трудовые и социальные бытовые действия («Парикмахерская», «Доктор», «Кухня», «Столовая»);
- Набор дорожных знаков, макет дороги, мелкие машинки для игры с макетом;
- Большой набор мелких игрушек разных по образности, степени готовности, размеру и материалу.
- Абстрактная игрушка;
- Промышленный материал: веревки разной длины, ленты, крупные куски ткани, бумаги и т.п.;
- Природный материал: камешки, шишки, ракушки, желуди, листья сухие и т.п.
Схемы, модели, макеты, которые позволяют развивать сюжет в соответствии с существующими в реальной жизни нормами социальных соотношений.
Схемы соподчинения ролей в сюжетно-ролевой игре «Доктор», «Парикмахерская» и др.
Схемы последовательности трудовых действий, операций (приготовление пищи, покупки продуктов, изготовление предметов).
Макеты «Деревня», «Улица», «В лесу».
Разнообразные конструкторы и строительный материал.
Они различаются:
- по размеру: крупные, средние, мелкие;
- по материалу: металлические, деревянные, пластмассовые, тканевые, мягкие конструкторы;
- по соединению отдельных деталей, что особенно важно для развития пространственного воображения;
- по представленной теме («Зоопарк», «Лего», и др.).
Ребенок может использовать в своей конструктивной деятельности схемы, открытки, фотографии, рисунки.
«Художественно-эстетическая деятельность»
театрально-игровая деятельность:
- театрализованные игры: настольные театры из различных материалов;
- стендовый, театральные игры и куклы к ним (картинки на фланелеграфе, театр теней);
- различные виды театров: би-ба-бо, перчаточный, пальчиковый, ложковый, марионетки и т.д.;
- игрушки для настольного театра: плоскостные, объемные, полуобъемные из разных материалов;
- театры – самоделки из бросового материала;
- театральные атрибуты в группе: ширмы, фланелеграф, элементы костюмирования, маски, разнообразные полумаски, головные уборы.
Рисование
- разнообразный изобразительный материал (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т.п.);
- кисти разных размеров, стаканчики для воды;
- палитры для смешивания красок;
- материал для нетрадиционных приемов рисования (вата, ватные палочки, губки, штампики и т.п.);
- бумага и фоны разного размера.
- материал для лепки (пластилин, глина, тесто), стеки, сопутствующий материал для оформления работ (различные бусинки, пуговицы, тесьма и т.п.);
- пооперационные карты последовательности действий.
- бумага и картон разной фактуры и размера, сопутствующий материал (ткань, бросовой материал);
- клей.
В группе созданы условия для самовыражения ребенка в различных видах музыкальной деятельности:
- музыкальный инструменты: баян, саксофон, гитара, скрипка, барабан, металлофон и т.п.;
- музыкальные игрушки: озвученные музыкальные книжки, открытки, музыкальные шкатулки, дидактические игры по музыкальному развитию.
Познавательная потребность дошкольников удовлетворяется посредством познания окружающей среды, в том числе предметов, которые они могут использовать, постигая их значение и проводя простейшие опыты и эксперименты.
Различные уменьшительные предметы (посуда, мебель, продукты и т.п.).
Измерительные и исследовательские приборы и оборудование.
Предметы, способствующие развитию сенсорики.
Предметы из разных материалов в качестве объекта исследования.
«Образовательная деятельность педагога»
Для успешной будущей учебной деятельности в группе имеются:
- демонстрационный материал, соответствующий тематическому плану (плакаты, макеты и т.п.);
- дидактические игры (как разновидность игр с правилами);
Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность, в зависимости от:
· сезона: плакаты времен года, репродукции картин художников, выставки детского и семейного творчества. Муляжи овощей и фруктов, букеты, наряженная елка, украшения группы, и т.п;
· плана тематического планирования: дидактические игры, иллюстративный материал, макеты, модели, тематические выставки, энциклопедии, справочники, художественная литература, сказки, и т.д.;
· праздничных дат: детское творчество, подарки, сделанные руками детей;
интересов детей: игры, игрушки, материал для экспериментирования, изодеятельности, конструирования, элементы костюмов, бросовый материал и т.п.
Таким образом, среда является вариативной.
Реализация образовательных программ дошкольного образования – «обеспечивается».
Оборудование, материалы и пособия, создают оптимальную насыщенную, целостную среду, обеспечивающую реализацию образовательной программы ДО в совместной деятельности взрослого и детей, а так же в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Подбор материалов и оборудования группы осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства.
Предметно-развивающая среда в группе № 7 «Золотой ключик» спроектирована в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 24 Кировского района и «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе и др. в соответствии с ФГОС ДО.
Дополнительные программы и технологии
Для реализации приоритетного направления и регионального компонента используются дополнительные программы и педагогические технологии:
- Под.ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до трех».
- Стеркина Р. Б. «Основы безопасности для детей дошкольного возраста» - М.: Просвещение 2002.
- Этнокалендарь 2010 – 2015 – СПб.: ЗАО «Фрегат».
- Алифанова Г.Т. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7. Пособие для детей и родителей» - СПб.: Паритет 2005.
- Солнцева О.В., Коренева – Леонтьева Е. В. «Город – сказка – город быль» - СПб.: «Речь» 2012.
- Инструментарием определения эффективности освоения детьми содержания программы, является научно – методическое пособие «Мониторинг в детском саду» (СПб:, Детство – Пресс, 2010).
Отражение содержания образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие – «обеспечивается».
В группе №9 «Золотой ключик» представлены традиционные материалы, а также, учитывающие современную субкультуру ребенка дошкольного возраста. Все материалы подобраны сбалансировано. При создании учитывала принцип информативности, что отразилось в разнообразии тематики и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Представленное в группе оборудование и материал для различных видов детской деятельности достаточно широко отражает содержание образовательных областей, что позволяет в полной мере осуществлять реализацию образовательных программ дошкольного образования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Вид детской деятельности |
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИ КАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | ПОЗНАВА- ТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | ХУДОЖЕСТ ВЕННО-ЭСТЕТИ- ЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
Игровая | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» |
Коммуникативная | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» |
Познавательно-исследовательская | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» |
Восприятие художественной литературы | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» |
Конструирование | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» |
Двигательная | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» |
Музыкальная | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» |
Изобразительная | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» | «отражена» |
Учет возрастных особенностей детей – «обеспечивается».
При подборе материалов и оборудования учитываю особенности возраста детей своей группы. Оборудование размещено по принципу нежесткого центрирования, что позволяет детям объединяться по подгруппам по общности интересов. При организации игрового пространства учтена функциональная совместимость игровых полей – организованы непересекающиеся сферы самостоятельной детской активности.
При создании ППРС группы «Золотой ключик» учтена гендерная специфика, среда обеспечена как общим, так и специфическим материалом для девочек и мальчиков.
Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей – «обеспечивается».
В группе «Золотой ключик» обеспечена доступная среда во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность.
Все групповое пространство доступно детям, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Игрушки, дидактический материал, игры для поддержания и развития игровой деятельности располагаются в поле зрения и восприятия ребенка (по высоте - на расстоянии вытянутой руки ребенка). Это дает возможность ребенку, даже с ОВЗ самостоятельно подбирать необходимые для выбранной им деятельности предметы.
Условия для инклюзивного образования – «не обеспечиваются».
В группе № 9 «Золотой ключик» отсутствуют дети инвалиды, поэтому условия для инклюзивного образования не учитываются при организации развивающей предметно-пространственной среды.
ВЫВОД: Проанализировав отмеченные показатели, можно охарактеризовать результат личного участия в создании развивающей предметно-пространственной среды, как успешный, соответствующий требованиям ФГОС ДО.
Заведующий ГБДОУ д/с № … ____________
Старший воспитатель ГБДОУ д/с № … ___________