Статья
Преемственность между ДОО и начальной школой
в условиях введения ФГОС
Покрова Анна Викторовна,
воспитатель МБДОУ «ДС №356
г. Челябинска
«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Леонид Абрамович Венгер Д.Б. Эльконин определяет понятие «детство», включающее в себя дошкольный и младший школьный возраст, как одну эпоху человеческого развития. Наряду с этим, мы понимаем, что, несмотря на всю прекрасность и беззаботность этого периода развития личности, переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость сохранения целостности образовательной среды относится в настоящее время к ряду важнейших приоритетов развития образования в России. Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Преемственность - это согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания. Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности является формирование умения учиться, что включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя приемы контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Детский сад на этапе дошкольного возраста должен осуществлять личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формировать предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: • Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. • Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. • Ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д. • У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. • Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам. • Ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Формы осуществления преемственности: Работа с педагогами: • совместные педагогические советы (ДОУ и школа); • семинары, мастер-классы; • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; • проведение диагностики по определению готовности детей к школе; • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; • педагогические и психологические наблюдения. Работа с детьми: • экскурсии в школу; • посещение школьного музея; • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; • выставки рисунков и поделок; • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; • совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; • участие в театрализованной деятельности; • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. Работа с родителями: • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; • консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; • дни открытых дверей; • анкетирование, тестирование родителей; • образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей; • визуальные средства общения; • заседания родительских клубов. Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса. Сравнение ФГОС НОО И ФГОС ДО показывают наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и начального образования. Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т.к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. Список используемой литературы. 1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова – М: Просвещение, 2014г. 2. Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер – М: Знание, 1994 г. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // 4. Преемственность в работе ДОУ и школы в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе. sch177.pskovedu.ru 6.Л.Н. Кравцова "Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения". http://kravtsoval.ucoz.ru/publ/2-1-0-17 7.Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. Кудрявцева Н.Г. воспитатель МБДОУ «ДС №356
г. Челябинска