Индивидуальный образовательный маршрут
ребёнка с СДВГ в речевой группе
ГБДОУ детский сад №51
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
НИЯ ГИППЕРАКТИВНОСТИ РЕБЁНКА В ГРУППЕ
ДЕФИЦИТ АКТИВНОГО ВНИМАНИЯ
· Имеет много незаконченных проектов
· Непоследователен в поведении
· Не может долго удерживать внимание
· Не слышит, когда к нему обращаются
· Имеет трудности в организации поведения
· Теряет вещи
· Избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий
· Часто бывает забывчив
ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ
· Постоянно ёрзает.
· Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь).
· Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
· Очень говорлив.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
· Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
· Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
· Плохо сосредоточивает внимание.
· Не может дожидаться вознаграждения (если между действием есть пауза).
· Не может контролировать и регулировать свои действия. Проведение слабоуправляемо правилами.
· При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребёнок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет).
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
· протестные реакции при неудачах во время игр;
· неконтролируемая эмоциональная разрядка и агрессивные аффективные действия;
· провоцирует других детей на нарушение дисциплины;
· может просто не понимать, что приятно другому человеку, а что неприятно и быть безразличным к переживаниям других людей;
· неглубокие эмоциональные проявления по отношению к другим людям, недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции;
· ограниченный объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела);
· слабость артикуляционной и тонкой моторики;
Все это снижает коммуникативные возможности детей.
Если в возрасте до семи лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, можно предположить, что ребенок является гиперактивным.
Ставить диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должен врач. Однако воспитатели, педагоги и психологи также должны быть знакомы с вышеприведёнными диагностическими критериями этого симптома с тем, чтобы своевременно направить ребёнка и его родителей на консультацию к специалистам.
Чтобы работа по развитию внимания у гиперактивных детей давала результат родителям и педагогам следует соблюдать следующие правила:
1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.
Цель: индивидуального образовательного маршрута:
Повысить объем внимания, увеличить концентрацию внимания, произвольности и самоконтроля; Элиминация гиперактивности и импульсивности как компонент коррекционно-логопедической работы.
Задачи:
1. Разработать и апробировать систему взаимодействия учителя – логопеда, педагога-психолога, музыкального работника и родителей, направленную на гармонизацию эмоционально-волевой сферы, профилактику и коррекцию отклонений в поведении ребёнка.
2. Повысить эффективность традиционных форм взаимодействия с ребёнком, за счет нового взгляда на решение задач воспитательно-образовательного процесса для достижения достаточного уровня развития стрессоустойчивости, «социальной компетентности» и успешной социализации и адаптации к школьному обучению.
3. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах гармоничного развития личности ребенка. Способствовать принятию родителями воспитанников позиции активного участника педагогического процесса.
Ожидаемые результаты:
1. Повысится уровень социальной компетентности.
2. Сформируются навыки рефлексии и эмпатии, что приведет к сокращению эгоцентрических установок.
3. Снизится уровень агрессивных и импульсивных поведенческих реакций, проявляемых ребенком в группе сверстников.
4. Повысится уровень произвольности всех психических процессов:
восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.
5. Расширится, уточнится и активизируется словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках лексических проектов. Повысится эффективность коррекционно-логопедической работы.
Оценка результатов:
Оценка эффективности результатов определяется в течение года путем проведения диагностики промежуточной и в конце года. Определением уровня готовности ребенка к переходу к следующему обучаемому звену.
Анкетные данные:
Фамилия, имя ребёнка
Дата рождения
Домашний адрес
Из какого д/с поступил
Дата поступления в речевую группу
Решение медико-педагогической комиссии от
Протокол принят на срок
Диагноз медико-педагогической комиссии:
Решение медико-педагогической комиссии от
Протокол продлён срок пребывания в речевой группе на
с логопедическим заключением:
Анамнез:
Мать
Отец
Наличие нервно-психических хронических соматических заболеваний до рождения ребёнка:
Анамнез отягощён:
Лор
Окулист
Хирург
Невролог
Социальный статус:
Уточнённый логопедический диагноз:
Психологический статус:
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ | ПЕРВИЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ |
Психические процессы 1.Восприятие: Зрительное Слуховое 2.Внимание Зрительное Слуховое |
|
3. 3.Память Зрительная Слуховая |
|
4. 4.Мышление Вербальное Невербальное |
|
5. 5.Воображение | |
Психомоторика · Общая моторика · Мелкая моторика Ведущая рук |
|
Уровень развития ребёнка |
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.
Учитывая, что одной из ведущей деятельности в дошкольном возрасте является игра, то эффективнее всего использовать в работе именно различные виды игр. Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. Поэтому включать в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чёткими правилами, способствующие развитию внимания.
Растяжки направлены на нормализацию гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное напряжение мышц) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).
Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка.
Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна, в отставании формирования произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций.
Все дошкольники с СДВГ имеют нарушения мышечного тонуса. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.
Регуляция силы мышечного тонуса проходит в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и, соответственно, от колен к пальцам ног.
Используются следующие упражнения: «Струночка», «Кобра», «Лучики», «Травинка на ветру», «Дерево», «Кошка», а также упражнения «Зернышко», «Деревянные куклы», «Кактус и ива», «Пальма», «Мокрые котята», «Штанга», «Насос и надувная кукла», и др.
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, который часто отсутствует у детей с СДВГ.
Отработку дыхательных упражнений начинают со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, учат детей делать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Внимательно следят, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. Эффективным приемом являлось подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной систем («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и т.д.).
Детям предлагаются следующие упражнения: «Кулачки», «Шарик», «Ветер», «Свечка» и др.
Глазодвигательные упражнения улучшают восприятие и позволяют расширить поле зрения.
Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергетизацию организма, активизируют процесс обучения.
Отработка движений глаз начиналась по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведением глаз к центру. Голова фиксирована. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя, около переносицы.
При отработке глазодвигательных движений используются маленькие игрушки, мячик, бабочка, закрепленная на длинной проволоке. В начале освоения упражнений ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигает его самостоятельно, держа в правой руке, потом в левой, затем обеими руками вместе.
Кинезиологические упражнения обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (дополнительных непроизвольных движений) и мышечных зажимов.
Используются упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Колечко», «Ухо-нос», «Лягушка», « Замок» и др..
Функциональные упражнения направлены на формирование внимания (развитие объема, устойчивости, концентрации, распределения, переключения внимания) и произвольной регуляции собственной деятельности (снижение импульсивности, агрессии, гиперактивности).
Данные игровые упражнения проводятся как физминутки и были наиболее интересны детям.
В играх, развивающих умение концентрировать внимание, умение его распределять («Ритмические хлопки», «Три круга внимания», ««Послушай тишину», «Зеваки», «Условные сигналы», «Запретное движение», «Сделай, как скажу, а не покажу», «Да и нет», «Колпак мой треугольный», «Скалолаз», «Звонкое слово» и др.), необходимой была четкая подача словесных инструкций, постоянная поддержка у детей эмоционального настроя и мотивации к выполнению задания.
В упражнениях, направленных на развитие у детей возможности произвольно планировать, контролировать и регулировать свои действия («Стоп – сигнал», «Мама-робот», «Речка-берег», «Угадай-ка», «Прыгаем-стоим-бежим» и др.), важным являлось оречевление действий, позволявшее ребятам справиться с импульсивностью.
Еще одним условием развития произвольности являлось соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Кроме того, поочередная смена ведущего игры повышала уровень произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой, происходящим вокруг – у всех детей, а у ведущего особенно.
Упражнения для развития коммуникативной сферы делятся на индивидуальные, парные, групповые. Они направлены, в первую очередь, на восстановление гармонии с собственным телом, умения не вербально выражать свое состояние, а также на развитие способности чувствовать, понимать, принимать другого человека. Совместная деятельность развивает навыки взаимодействия в группе.
В вышеуказанной программе данные упражнения были включены в конце занятий перед растяжками. На подгрупповых занятиях логопеда данные упражнения включались как в начале занятия (как организационный момент), так и в конце. Это упражнения «Чаша доброты», «Визуализация цвета», «Маска», «Сиамские близнецы», «Фотографии» и др.
Упражнения для развития когнитивной сферы направлены на развитие слуховой, зрительной, двигательной, тактильной памяти, недостаточно сформированной у детей с СДВГ.
Таких упражнений достаточно много. Следует лишь учесть, что необходимо развивать у детей не только зрительную память (на что направлено большинство игр для развития памяти), а также слуховую и моторно-двигательную.
Используются упражнения «Движение», «Ритм», «Визуализация трехмерного объекта», «Визуализация знакомого человека», «Перекрестное марширование», «Ритм по кругу», «Мельница» и др. «Найди два одинаковых предмета», « Что слышно?», «Найди пять отличий», «Исключи лишнее», «Совушка-сова» и др.
Упражнения для релаксации проводятся в конце занятий с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения. Используются речевые формулы, которые произносились педагогом медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Это упражнения: «Поза покоя», «Кулачки», «Загораем», «Кораблик», «Штанга», «Качалка» и др.
Коррекционная работа включает также различные виды массажей (усиливающих поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств): самомассаж пальцев рук, ушных раковин, вибрационный массаж, самомассаж «волшебных точек» (что хорошо знакомо логопедам) и самомассаж различных частей тела.
Благодаря сочетанию традиционных логопедических приемов с нейропсихологическими методами, на занятиях логопеда создавался особый эмоциональный фон, положительное отношение и живой интерес детей к заданиям. Наши ребята стали более внимательными, способными удерживать задачу, меньше утомляются, лучше справляются с импульсивностью, легче замечают и контролируют свои ошибки.
Комплекс коррекционных занятий, предложенные игры и упражнения способствуют оптимизации процесса обучения и состояния здоровья детей с СДВГ.
Стратегии: