Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

За здоровьем босиком

Теверова Оксана Ивановна
 
«Стопа-это фундамент, на котором стоит здание - ваше тело»
Гиппократ
Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний. Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия. У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто в 20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов.
Стопу можно сравнить с картой всего организма: нет таких мышц, желез, органов, которые не имели бы своего «предпринимательства » на ней. Современный ребенок не имеет возможности ходить по нервной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятиях по физкультуре дошкольники обязательно должны ходить босиком по разнообразных поверхностям. И такую возможность предоставляет, в частности, нехитрая в изготовлении массажная дорожка, которая очень эффективно стимулирует стопу и предупреждает плоскостопие.
 
Как самим определить плоская стопа или нормальная стопа?
Определить форму стопы можно так: ребенка следует посадить на низкий стульчик, лист бумаги положить перед его стопами. Одновременно нанести растительное масло на обе ступни.  Взять ребенка одновременно за обе руки и поставить его на лист бумаги помогая сохранить равновесие. Важно следить, чтобы ребенок вставал на лист бумаги двумя ногами одновременно, не делая дополнительных переступательных движений, через 1-1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп.
Если отпечаталась только пятка, внешний контур стопы и передняя часть стопы с пальцами - все в порядке. А если на рисунке вся стопа или лишь ее средняя часть - это плоскостопие. Для оценки плантограммы при помощи карандаша и линейки чертятся две линии (см. рис.)
                                                                 Описание: http://raduga49.ucoz.com/_pu/1/50854444.jpeg
1 – стопа  нормальная, 2 – стопа  уплощенная (плоскостопие I степени) , 3 – стопа  плоская (плоскостопие II степени).
Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим межпальцевыми промежутками ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка стопы – стопа плоская (3); если первая линия проходит внутри отпечатка  - отмечается уплощение свода стопы (2). Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная (1).
Однако в раннем возрасте такой тест может показать ошибочные результаты: жировая подушечка вызывает «плоскостопный» контур.
Так что до 5—6 лет диагностировать плоскостопие может только детский врач — ортопед.
Какой же должна быть обувь у дошкольников?
1.Соответствовать форме и размеру стопы.
2. Иметь достаточно гибкую (но не мягкую), невысокую подошву, каблук высотой 5-10 мм.
3. Наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу.
4. Иметь закрытую носочную часть (открытый носок - травматизация пальцев).
5. Иметь прочное правильное крепление и хорошую вентиляцию.
Профилактика плоскостопия!
 
1. 1.Очень полезное воздействие на коррекцию плоскостопия может оказать самомассаж стоп.  В итоге - улучшается кровообращение, нормализуется тонус мышц.
2. 2.Специальные упражнения
-сидя захватывать пальцами ног предметы (палочки, бусины, шарики, шнуры) перекладывать их вправо, влево.
-     -после сна полезно сидя сгибать и разгибать пальцы ног, разводить носки в стороны, поднимать ноги вверх, выполнять стопой круговые движения.
-    ходьба по камешкам, пуговицам, пробкам
-    ходьба на носках, на внешней стороне стопы.
-    ходьба  по палке, шнуру.
     предлагаю вашему вниманию комплексы упражнений для детей разного возраста для профилактики и коррекции плоскостопия в домашних условиях.
 
      Комплекс упражнений  для   профилактики и  коррекции плоскостопия  у детей 4-го года жизни
1) Ходьба (топтание) в тазике, наполненном фасолью (каштанами, бобами, горохом и т.п.)
2) Упражнения, сидя на ковре:
а) «Сожми пальцы ног в кулачок». Ноги выпрямить, одновременно сжимать пальцы ног в кулачок  и разгибать их. Повторить  8 - 10 раз;
б) «Гусеница». Согнуть пальцы ног, подтянуть к ним пятки; выпрямить пальцы, снова согнуть их и т. д. (одновременно и поочередно). Продвинуться вперед на  1 – 1,5 м. Повторить 2 раза;
     в) «Ушки у зайчика». Ноги вместе одновременно нагнуть от себя носок одной ноги, на себя - носок другой. Поменять положение ног. Повторить 10 – 12 раз;
г) «Захвати фигурку». Захватить стопами ног и удержать в воздухе игрушку из киндер-сюрприза (карандаш с гранями, полотенце х/б) Повторить по 4 – 5 раз.
3) Ходьба
а) на носках («Лисичка»);
б) на пятках («Волк»);
в) на внешней стороне стопы («Медведь»).
     Длительность: 1  – 1, 5 мин.
     Общая продолжительность комплекса: 5 – 7 мин.
 
     Комплекс  упражнений для профилактики и  коррекции плоскостопия  у детей 5-го года жизни
1) Ходьба (топтание) в тазике, наполненном фасолью (каштанами, бобами, грецкими орехами, галькой и т.п.)
2) Упражнения сидя на ковре:
     а) «Сожми пальцы ног в кулачок» Ноги выпрямить, одновременно сжимать пальцы ног в кулачок  и разгибать их. Повторить  8 - 10 раз;
     б) «Гусеница» Согнуть пальцы ног, подтянуть к ним пятки; выпрямить пальцы, снова согнуть их и т. д. (одновременно и поочередно). Продвинуться вперед на 1,5 – 2  м. Повторить 3 раза;
     в) «Пятки вместе, носки врозь» По команде взрослого менять положение ног: носки вместе – пятки врозь на пятки вместе – носки врозь. Повторить 15 – 18 раз;
     г) «Пальцы ног вперед, на себя, в стороны» Сидя на полу, ноги вместе выполнять поочередные движения обеими ногами, вытягивая пальцы вперед, оттягивая на себя, поворачивая их вправо и влево. Повторить 15 – 18 раз;
     д) «Захвати фигурку» (грецкий орех, круглую палочку, платок х/б). Повторить по 5 - 6  раз.
3) Ходьба:
    а) на носках;
    б) на пятках;
    в) на внешней стороне стопы;
    г) высоко поднимая колени («Аист»)
    д) в полуприсиде («Гуси»)
Д   Длительность: 1, 5 – 2  мин.
     Общая продолжительность комплекса: 6 – 8 мин.
 
К   Комплекс  упражнений для профилактики и  коррекции плоскостопия  у детей 6 - 7-го года жизни.
1) Ходьба (топтание) в тазике, наполненном фасолью (каштанами, бобами, грецкими орехами, галькой, сухими еловыми  шишками и т.п.
Повторить 3 раза.
2) «Цапля»
 И.П.: основная стойка (ноги вместе) у стены;
1 - поднять правую ногу, согнутую в колене, захватить руками голень. Удерживать позу, сохраняя равновесие на счет «1 – 10»;
2 - опуская ногу, вернуться в И.П.
3 – 4 -  то же левой ногой
Повторить 6-8 раз.
3) «Птица»
И.П.: ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе; 1 - наклон вперед, руки в стороны ладонями книзу, прогнуться в пояснице (постоять несколько секунд); 2 - вернуться в И.П. Повторить в медленном темпе, 6 - 7 раз.
4) «Подъемный кран»
И.П.: лежа на спине; 1 - поднять прямые ноги вверх, носки тянуть; 2 - опустить. Повторить 2-5 раз
 5)Упражнения сидя на ковре:
 а) «Сжимание и разжимание пальцев ног». Повторить 15 – 20 раз;
 б) «Рисование кругов или цифр в воздухе стопами ног».
И.п.: сидя, упор руками сзади, ноги навесу. Рисовать обеими ногами в воздухе  цифры от 1 до 10. Повторить 2 раза.
 в) «Катание массажных валиков». Не менее 1, 5 мин.;
 г) «Самомассаж стопы». Пальцами рук активно помассировать стопу;
 д) «Захвати и переложи фигурку» (орех-фундук, круглую палочку, шелковый платок);
 е) «Передай массажный мячик (d = 3 - 6 см) рукам, держа его пальцами ног».
6) Ходьба разными способами в сочетании с дыхательными упражнениями
а) И.П.: руки за головой, локти отвести в стороны, на носках
б) И.П.: руки на поясе, на пятках
в) И.П.: руки в стороны на внешней стороне стопы
 
Та Таким образом, использование в комплексе всех средств будет способствовать профилактике плоскостопия.
Помните - здоровье начинается со стопы!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Инструктор по физической культуре
Теверова Оксана Ивановна

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»