Воспитание толерантности – одно из направлений
духовно-нравственного воспитания
Мишина Марина Николаевна
Сейте разумное, доброе, вечное…
Н.А.Некрасов
Н.А.Некрасов
Под этими словами великого русского поэта мы понимаем всё то, что позволяет человеку нести добро, душевность, радость, заботу, внимание всем окружающим. Наша задача – зародить в душе маленького человека тот самый росток человечности, который потом позволит ему относиться к людям с пониманием, уважением, состраданием, терпимостью. Сейчас мы очень часто говорим о толерантности, начиная с детского сада. Ребенку-дошкольнику сложно понять это трудное слово, а задача педагога-дошкольника - воспитать в детях культуру толерантности. Слово «толерантность» происходит от латинского «tolerantia», которое обозначает терпение, терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, обычаям, привычкам. Эта терпимость заключается в предоставлении другим людям права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Мы понимаем под толерантностью уважение, понимание и принятие не только других культур, традиций, но и другой индивидуальности, личности. В настоящее время возникла потребность воспитывать культуру толерантности, начиная с дошкольного возраста, ведь именно в этот период у ребенка формируются самые важные нравственные качества, интенсивно развиваются психические функции, закладываются основы познавательных способностей. Формирование толерантности важно начинать с дошкольного возраста, потому что это первый начальный этап нравственного воспитания. Мы с детства пытаемся развить у детей нравственные ценности, которые формируют свободную целостную личность, способную иметь собственное уважительное мнение и представление об окружающем мире. С раннего возраста мы прививаем детям правильное понимание разных культур, учим с уважением и почтением относиться ко всем людям. В дошкольном возрасте формируются основные черты характера человека, поэтому что мы «посеем» в душах наших малышей, то и будем «пожинать» в будущем. Дошкольное детство – это время игры. Мы играем с детьми в русские народные игры (подвижные, хороводные), в игры народов мира, в игры народов нашей многонациональной страны, читаем сказки и рассказы авторов разных стран. Дети понимают, что независимо от того, где живет ребенок, неважно какого цвета у него кожа, глаза, волосы, он также любит играть, любит петь и танцевать, радоваться жизни. В своей работе с дошкольниками мы используем разные формы и виды деятельности:
- проведение праздников, вечеров досуга с целью знакомства с культурой и с традициями русского народа и народов мира,
- знакомство с подвижными играми народов других стран,
- празднование русских народных праздников «Масленица», «Пришла Коляда!..», «Пасха» и знакомство с праздниками других народов (работа с Этнокалендарем),
- знакомство с традициями празднования Нового года в других странах,
- организация выставки «Куклы мира»,
- мастер-класс по изготовлению самодельной тряпичной куклы.
Чтобы понимать, принимать и уважать чужую культуру, язык, традиции необходимо, прежде всего, знать, любить и уважать историю своей родной страны, её культуру и обычаи. Основные задачи нашей работы:
- сформировать у детей интерес к своей семье, воспитать уважение к людям, их труду и его результатам;
- привлечь родителей к формированию семейных традиций, норм и правил поведения;
- воспитывать уважение к традициям русского народа, к истории и культуре Санкт-Петербурга;
- способствовать созданию эмоционально благополучной атмосферы, где взаимоотношения построены на уважении и доброжелательности;
- побуждать детей к выполнению общественно значимых дел; проявлению сострадания, сочувствия, заботы.
Большое внимание в своей работе мы уделяем приобщению детей к русской культуре. Невозможно представить изучение русской культуры без знакомства с русской литературой и, конечно, без знакомства с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Дошкольное детство - это возраст, когда дети способны воспринимать художественное произведение искренне, от всей души сострадать, радоваться, переживать. Произведения А.С.Пушкина наполнены духовностью, верой в добро и справедливость, гуманностью, любовью к миру и к жизни. Задача взрослых – как можно раньше познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина, сделать его стихи, сказки частью внутреннего мира растущего человека. Мы приобщаем детей к духовному наследию нашей страны, к русской культуре, к богатству русского языка, к историческим событиям страны, что способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения. Проект «Здравствуй, добрый гений!» предусматривает активное участиеродителей: совместная продуктивная деятельность по сказкам А.С.Пушкина, изготовление атрибутов, декораций, костюмов для драматизаций, оформление выставки совместного творчества «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», посещение музеев и памятных мест, связанных с жизнью и творчеством поэта, оформление фотовыставки «Пушкинские места в Санкт-Петербурге».
Жить и расти в таком великом городе, как Санкт-Петербург, невозможно в отрыве от его традиций, культуры и истории. В нашей группе мы формируем у дошкольников духовные ценности: интерес к изучению культуры своих предков, любовь к родному городу, воспитываем гордость за культуру Санкт-Петербурга, желание ее сохранять, воспитываем патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей Родины. Рассказывая об архитектуре нашего города, мы объясняем детям, что почти все первые архитекторы, строившие Санкт-Петербург, были иностранцами, приехавшими по приглашению государя. Дети подготовительной к школе группы знают имена Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги, Огюст Монферран и др. Эти люди создавали в городе удивительной красоты здания и дарили ему свои сердца, а мы и сегодня любуемся их работами. Мы хотим вырастить из каждого малыша истинного петербуржца. А жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, которые с достоинством и уважением относятся к людям другого вероисповедания, другой национальности, к другой культуре.
В период дошкольного детства необходимо сформировать у детей представления о человеческих отношениях, о правилах и нормах жизни, необходимо привить им чувство уважения и любви к своей семье, к старшему поколению. Мы ни на минуту не забываем, что семья - это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. При воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении ребенка. Дошкольное образовательное учреждение, являясь первой и весьма ответственной ступенью в образовании и воспитании маленького человека, может оказать неоценимую помощь каждой семье в поддержке духовных ценностей, семейных традиций. К сожалению, многие молодые родители не знают, что такое традиции, какое они имеют значение в сохранении и укреплении семьи, какую роль играют в воспитании детей. Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии, и обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Кстати, традиции чтить память своих родственников, вспоминать тех, кого нет уже рядом с нами, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях. Давней русской традицией можно назвать передачу и хранение вещей, принадлежащих далеким предкам. История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом. В год празднования 70-летия Великой Победы мы подготовили и провели проект «Эхо прошедшей войны!». Детям объясняли, что страну защищали все: от мала до велика, что рядом стояли солдаты из разных мест, разных национальностей. Но одна цель, одно великое желание – победить врага, объединяло людей.В ходе этого проекта не только дети, но и родители узнали много нового о своих предках, создавая странички «книги памяти», которая называлась «Моя семья – участница Победы!» В группе был создан уголок боевой славы: фотографии, фронтовые письма, ордена и медали и др. Во время реализации проекта родителям с детьми было предложено организовать выставку «Родословная - моя гордость!». Некоторые из родителей даже обратились в архив, чтобы больше узнать о своих родных. Много нового и интересного было найдено в семейных альбомах, в папках с документами, услышано и записано из рассказов близких. Самое главное, что это тронуло сердца и души наших детей и их родителей. Вот несколько слов из благодарственного письма родителей нашей группы после окончания проекта «Эхо прошедшей войны...»: «Наши воспитатели помогают всем нам сохранить самое важное - память! Наше поколение выросло, окруженное заботой наших бабушек и дедушек (непосредственных участников Великой Отечественной войны). Мы выросли на фильмах, песнях, рассказах о войне. Большинству наших деток не привелось познакомиться со своими прабабушками и прадедушками. И только мы можем «связать» поколения. Организованный нашими воспитателями проект напоминает нам об этом! Защитники нашей Родины, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда, дети войны, погибшие на фронте, умершие в госпиталях, yмeршие после войны - ЖИВЫ, пока есть живые, которые помнят о них! Они живы в частице нашего счастья, ведь они отдали за него свою жизнь!»
Так и протянется цепочка любви и уважения от себя к своей семье, от семьи - к родному городу, от него – к родной стране, а там – ко всему живому и всем живущим на этой большой планете Земля.
Вся наша работа, в том числе и проектная деятельность, направленная на формирование духовно-нравственных качеств, способствует воспитанию у детей основ культуры толерантности. Нам хочется отметить, что духовность и нравственность воспитывают не сами проведенные мероприятия, а испытанные во время проведения эмоциональные переживания ребенка. Поэтому так важно выбрать тематику будущих проектов, основанную на интересе детей, который и обеспечивает мотивацию к принятию духовно-нравственных ценностей.А от тех основ, которые мы сейчас заложим в сознание и сердце детей, зависит духовное и материальное благосостояние государства и общества.
Мишина Марина Николаевна
Булкина Елена Юрьевна
- проведение праздников, вечеров досуга с целью знакомства с культурой и с традициями русского народа и народов мира,
- знакомство с подвижными играми народов других стран,
- празднование русских народных праздников «Масленица», «Пришла Коляда!..», «Пасха» и знакомство с праздниками других народов (работа с Этнокалендарем),
- знакомство с традициями празднования Нового года в других странах,
- организация выставки «Куклы мира»,
- мастер-класс по изготовлению самодельной тряпичной куклы.
Чтобы понимать, принимать и уважать чужую культуру, язык, традиции необходимо, прежде всего, знать, любить и уважать историю своей родной страны, её культуру и обычаи. Основные задачи нашей работы:
- сформировать у детей интерес к своей семье, воспитать уважение к людям, их труду и его результатам;
- привлечь родителей к формированию семейных традиций, норм и правил поведения;
- воспитывать уважение к традициям русского народа, к истории и культуре Санкт-Петербурга;
- способствовать созданию эмоционально благополучной атмосферы, где взаимоотношения построены на уважении и доброжелательности;
- побуждать детей к выполнению общественно значимых дел; проявлению сострадания, сочувствия, заботы.
Большое внимание в своей работе мы уделяем приобщению детей к русской культуре. Невозможно представить изучение русской культуры без знакомства с русской литературой и, конечно, без знакомства с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Дошкольное детство - это возраст, когда дети способны воспринимать художественное произведение искренне, от всей души сострадать, радоваться, переживать. Произведения А.С.Пушкина наполнены духовностью, верой в добро и справедливость, гуманностью, любовью к миру и к жизни. Задача взрослых – как можно раньше познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина, сделать его стихи, сказки частью внутреннего мира растущего человека. Мы приобщаем детей к духовному наследию нашей страны, к русской культуре, к богатству русского языка, к историческим событиям страны, что способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения. Проект «Здравствуй, добрый гений!» предусматривает активное участиеродителей: совместная продуктивная деятельность по сказкам А.С.Пушкина, изготовление атрибутов, декораций, костюмов для драматизаций, оформление выставки совместного творчества «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», посещение музеев и памятных мест, связанных с жизнью и творчеством поэта, оформление фотовыставки «Пушкинские места в Санкт-Петербурге».
Жить и расти в таком великом городе, как Санкт-Петербург, невозможно в отрыве от его традиций, культуры и истории. В нашей группе мы формируем у дошкольников духовные ценности: интерес к изучению культуры своих предков, любовь к родному городу, воспитываем гордость за культуру Санкт-Петербурга, желание ее сохранять, воспитываем патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей Родины. Рассказывая об архитектуре нашего города, мы объясняем детям, что почти все первые архитекторы, строившие Санкт-Петербург, были иностранцами, приехавшими по приглашению государя. Дети подготовительной к школе группы знают имена Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги, Огюст Монферран и др. Эти люди создавали в городе удивительной красоты здания и дарили ему свои сердца, а мы и сегодня любуемся их работами. Мы хотим вырастить из каждого малыша истинного петербуржца. А жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, которые с достоинством и уважением относятся к людям другого вероисповедания, другой национальности, к другой культуре.
В период дошкольного детства необходимо сформировать у детей представления о человеческих отношениях, о правилах и нормах жизни, необходимо привить им чувство уважения и любви к своей семье, к старшему поколению. Мы ни на минуту не забываем, что семья - это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. При воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении ребенка. Дошкольное образовательное учреждение, являясь первой и весьма ответственной ступенью в образовании и воспитании маленького человека, может оказать неоценимую помощь каждой семье в поддержке духовных ценностей, семейных традиций. К сожалению, многие молодые родители не знают, что такое традиции, какое они имеют значение в сохранении и укреплении семьи, какую роль играют в воспитании детей. Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии, и обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Кстати, традиции чтить память своих родственников, вспоминать тех, кого нет уже рядом с нами, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях. Давней русской традицией можно назвать передачу и хранение вещей, принадлежащих далеким предкам. История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом. В год празднования 70-летия Великой Победы мы подготовили и провели проект «Эхо прошедшей войны!». Детям объясняли, что страну защищали все: от мала до велика, что рядом стояли солдаты из разных мест, разных национальностей. Но одна цель, одно великое желание – победить врага, объединяло людей.В ходе этого проекта не только дети, но и родители узнали много нового о своих предках, создавая странички «книги памяти», которая называлась «Моя семья – участница Победы!» В группе был создан уголок боевой славы: фотографии, фронтовые письма, ордена и медали и др. Во время реализации проекта родителям с детьми было предложено организовать выставку «Родословная - моя гордость!». Некоторые из родителей даже обратились в архив, чтобы больше узнать о своих родных. Много нового и интересного было найдено в семейных альбомах, в папках с документами, услышано и записано из рассказов близких. Самое главное, что это тронуло сердца и души наших детей и их родителей. Вот несколько слов из благодарственного письма родителей нашей группы после окончания проекта «Эхо прошедшей войны...»: «Наши воспитатели помогают всем нам сохранить самое важное - память! Наше поколение выросло, окруженное заботой наших бабушек и дедушек (непосредственных участников Великой Отечественной войны). Мы выросли на фильмах, песнях, рассказах о войне. Большинству наших деток не привелось познакомиться со своими прабабушками и прадедушками. И только мы можем «связать» поколения. Организованный нашими воспитателями проект напоминает нам об этом! Защитники нашей Родины, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда, дети войны, погибшие на фронте, умершие в госпиталях, yмeршие после войны - ЖИВЫ, пока есть живые, которые помнят о них! Они живы в частице нашего счастья, ведь они отдали за него свою жизнь!»
Так и протянется цепочка любви и уважения от себя к своей семье, от семьи - к родному городу, от него – к родной стране, а там – ко всему живому и всем живущим на этой большой планете Земля.
Вся наша работа, в том числе и проектная деятельность, направленная на формирование духовно-нравственных качеств, способствует воспитанию у детей основ культуры толерантности. Нам хочется отметить, что духовность и нравственность воспитывают не сами проведенные мероприятия, а испытанные во время проведения эмоциональные переживания ребенка. Поэтому так важно выбрать тематику будущих проектов, основанную на интересе детей, который и обеспечивает мотивацию к принятию духовно-нравственных ценностей.А от тех основ, которые мы сейчас заложим в сознание и сердце детей, зависит духовное и материальное благосостояние государства и общества.
Мишина Марина Николаевна
Булкина Елена Юрьевна