Роль фонематического восприятия у детей 6 - 7 лет
и его развитие и коррекция у детей в детском саду
Ефремова Марина Федоровна
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечается трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
В последнее время все больше детей поступают в общеобразовательную школу с фонетико-фонематическим нарушением речи. Наличие у школьников таких отклонений является серьезным препятствием в усвоении программы. Анализ ошибок, которые допускают в письме и чтении дети с ФФН, свидетельствуют о стойком невосприятии определенных фонематических структур. Наиболее значимые следующие случаи:
1. Неполное восприятие длительности-краткости звучания некоторых гласных (е как й: двое - двой);
2. Неразличение твердости – мягкости согласных (Тана вместо Таня, миши вместо мыши) и способов выражения (Оль – Оля, гуляли – гульли).
3. Смешение звуков по артикуляционному сходству, вызванное смазанностью артикуляции ( О вместо У: богорок – бугорок; И вместо Е: либеди – лебеди; Ë вместо Ю: клëëт – клюëт).
4. Неразличение некоторых согласных по глухости – звонкости ( портвель вместо портфель, минуда вместо минута).
5. Трудности в понимании слоговых структур и осознании границ слога ( ко-рзи-на, спу-ск).
6. трудности восприятия последовательности звуков ( снеговик – синовик; пакет – капет; вариант – варянт).
7. Смешение звуков, сходных по месту образования ( Ч – Щ: трепечет – трепещет).
В букварях и азбуках указанные фонематические парадигмы освещаются недостаточно системно и полно, о многих качествах фонем умалчивается, что создает для ребенка значительные трудности при их распознавании. В норме дети справляются с этой задачей, при ФФНР дифференциация звукобуквенных единиц идет с трудом. К тому же, букварный период обучения слишком краток, за это время можно только «скороговоркой» перечислить звуки и буквы. Таким образом, у ребенка с ФФНР нет возможности для полноценного усвоения фонетики в школе, следовательно коррекцию с этими детьми нужно начинать раньше, начиная с детского сада.
Способности к слуховому восприятию фонем, акустическая память вырабатывается в результате постепенного речевого развития. На самом раннем его этапе ребенок воспринимает слово как единый нерасчлененный звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-интонационной структурой. Последующий этап характеризуется способностью различать фонемы, входящие в состав слова, с одновременным интенсивным овладением активным словарем. В результате постепенно формируется тонкие дифференцированные образы слов по акустическим и артикуляционным признакам.
Трудности становления фонематической системы проявляю в недостаточности слухоречевого ритма и нарушении динамического праксиса. В самом раннем возрасте ребенок может не различать неречевые звуки: скрипы, хлопки, транспортные и предметные шумы. Могут быть нарушены невербальные слуховые функции: ребенку сложно запомнить и узнать мелодию, узнать голоса даже близких людей по телефону или записанные на магнитофон, он с трудом различает длительность звука, воспринимает его тембр, локализует звуки в пространстве. В дальнейшем, переключаясь с одного звука на другой, ему трудно сливать звуки, слоги, построить фразу.
Низкий уровень фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:
- дети нечетко различают на слух фонемы в собственной и чужой речи;
- им свойственны недостаточность слухоречевого ритма и нарушение динамического праксиса;
- они допускают многочисленные ошибки при передаче ритмического рисунка на уровне слова;
- оказываются неподготовленными к элементарным формам звукового анализа и синтеза.
С учетом всего выше высказанного работа по формированию предпосылок фонематических представлений у детей дошкольного возраста должна вестись по следующим направлениям:
- развитие способности локального восприятия неречевых и речевых звуков;
- ориентировочно-поисковой реакции на звуки;
- процессов запоминания и узнавания во всех видах памяти (вербальной, образной, двигательной, аффективной);
- формирование широкого диапазона звуковых сигналов, интонационных характеристик речи с их фиксацией в памяти ребенка;
- функций анализа и синтеза в ходе работы над слогом, словом, предложением.
Отличительная особенность занятий по формированию фонематического восприятия заключается в последовательности усвоения фонематических представлений, позволяющих выходить за пределы непосредственного опыта ребенка, подготавливая его к усвоению ритмико-интонационной стороны речи. Параллельно формируется скоординированная работа речеслухового, речедвигательного, зрительного анализаторов, обеспечивающих основу коммуникативной функции речи.
На каждом занятии большую часть времени следует отводить на отработку умения переносить приобретенные навыки в бытовые ситуации. Дети вовлекаются в общение не только на специальных организованных занятиях, но и в режимных моментах , на прогулке и т.д. Например, на занятиях по художественному творчеству воспитатель учит детей воспроизводить ритмический рисунок («Капли дождя на окне»), развивая тем самым сенсомоторные компоненты чувства ритма; на занятиях по коммуникации развивать слуховое внимание и память («Что звучит», «Запомни и повтори», «Определи направление звука»), развивать произвольное произнесение звуков ( например на звук «а» игра «У куклы болит горло», на звук «о» игра «Айболит», на звук «и» игра «Лошадка» и т.д.); на занятиях познания– выполнять «дорожки» из мозаики по схеме, обращая внимание на ритмичность чередования цвета; на музыкальном занятии – отображать определенные качества движения (бегать – под быструю музыку, идти – под медленную). Во время физкультурных занятий дети могут строиться, образуя длительные и короткие ряды.
Во время игр на свежем воздухе детям предлагают построить ряд «куличей» из песка с использованием больших и маленьких форм. При этом обращаем внимание на системность чередования.
По каждому виду работы лучше использовать различные игры постепенным усложнением разнообразием наглядного материала. Например, если ребенок при работе над схемой ритма научился его отхлопывать, можно предложить ему отстукивание, нажим на элементы схемы ведущей рукой, пальцем, карандашом или палочкой. Если ребенок успешно освоил данный вид занятий, ему можно предложить различные виды мозаик, разноцветные счетные палочки, пуговицы, мелкие предметы, предметные картинки.
В повседневной жизни такие игровые задания – прекрасный способ развлечь ребенка в ситуации ожидания, поездки в машине или на прогулке.
Такой подход позволяет максимально скорректировать недостатки фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, что позволяет в дальнейшем не только скорректировать речь ребенка и свести к минимуму трудности при общение со сверстниками и взрослыми, но и избежать трудности в чтение и при письме.