Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Шишкина Татьяна Федоровна, воспитатель
ГБДОУ детский сад № 18комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
 
Жизнь современного ребенка, благодаря техническому прогрессу, изменилась. Он быстрее, чем взрослые осваивает технические навыки. Он многим интересуется, о многом рассуждает.
Нет таких детей, которые совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребенка нет никаких интересов,- значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это значит, что взрослые не сумели вовремя направить внимание ребенка на те предметы и явления окружающего, которые бы захватили его ум и воображение.
Что же такое интерес?
«Интерес можно определить как специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательностью.
 Интересы характеризуются их содержанием, широтой, глубиной, устойчивостью, действительностью. У дошкольников они отличаются узостью, неустойчивостью, поверхностью, непроизвольностью. Интерес-это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие или бедность интереса делает жизнь ребенка бессодержательной.
Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка - мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То, что увлекает - заставляет размышлять, сосредоточиться, - легче запоминается, вызывает чувство удовольствия, страха, негодования и.т. д.
Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого человека поделиться нахлынувшими на него чувствами. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы невыполнимо.
Посидеть для Славы - настоящее наказание. Зато, изображая шофера, он может  долго посидеть на стуле, держась за «баранку». А вот он стоит  как часовой на посту. Он подтянут, терпелив, суетливости как не бывало. Педагог, опираясь на интерес детей, с большой легкостью добивается послушания, без особого труда находит ключ к душе трудного Коли, неугомонного Славы, упрямого Жени, застенчивого Володи.
Как возникают у детей интерес?
Пока ребенок мал, еще нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо определенные интересы. Чаще всего это не интерес как таковой, а заинтересованность предметами и действиями с ними. Трехлетнего ребенка привлекает то, что ярко, красочно, наглядно. Например, яркая движущаяся игрушка, издающая звук, которую можно погладить, потрогать, подержать. Его увлекает простое манипулирование с предметом, и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия, например, катать паровоз, насыпать и высыпать песок, переливать воду. Ребенка занимает пока сам процесс действий, копирование того, что он видит и слышит. В силу большой подражательности он переносит полученные впечатления в свою деятельность: увидел, понравилось - дай попробую! Укачивает куклу, как мама дочку, стучит кубиком по столу, воображая, что забивает гвоздь. По мере роста ребенка меняется и характер его интересов , они становятся устойчивее, осмысленнее. Интересы старших дошкольников выходят за рамки ближайшего окружения детского сада  и семьи. Детей привлекает широкий природный и социальный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей, океанов, космоса и далекие страны. С 5 лет начинается настоящий рассвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца и.т.д. Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствуют о новом этапе развития познавательных интересов. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Каждый день дает толчок рождению новых интересов. Какие же интересы формирует педагог? Педагог организует условия для самостоятельной деятельности  детей по их выбору и интересам. С  этой целью создает так предметно-развивающую среду, где организуется педагогически целесообразное личностно ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы воспитателя связаны  с развитием каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Воспитатель учитывает предпочтения детей  к познанию, интересуется о ком или о чем хотели бы они узнать, внимательно относится к детским вопросам, поддерживает интерес к природе, к наблюдению, изучению материалов энциклопедий, журналов. Предлагает сюжетно- ролевые игры, где основой является содержание, осваиваемое в рамках всей образовательной области : «социализация», областей чтения художественной литературы, художественного творчества.  В сюжетно-ролевых играх дети находят отображение наиболее эмоционально привлекательных событий, вызывающих у них живой интерес. Педагог стимулирует проявление у детей интереса к изобразительному искусству. В процессе рассматривания иллюстраций, фотографий, слайдов, картин, воспитатель обращает внимание на красоту окружающего мира.
В уголке экспериментирования на участке детского сада создает условия для выявления детьми качеств и свойств воды, снега, песка и почвы. Экспериментирование с различными предметами и материалами. Для этого воспитатель организует специальное место, подбирает оборудование и материалы, чтобы дети могли с ними действовать совместно с взрослыми и самостоятельно. Растворять вещества в воде, рассматривать под микроскопом, взвешивать, нагревать, охлаждать, ставить опыты и делать много интересных открытий. Почему камень тонет, а дерево плавает на поверхности? Так при ориентировано - личностном подходе к развитию интересов у детей воспитатель видит, что одни инициативны, с устойчивым интересом, другие механически повторяют то, что сделали на занятиях, они менее инициативны и редко привносят что-то новое, третьи случайные посетители уголка, а если рисуют, лепят, то подражают соседу. Поэтому и руководство деятельности будет разным.
Любая деятельность требует усилий, преодоление которых дает ребенку удовлетворение, что не только не снижает интереса, а, наоборот, повышает и активизирует его. Формирование интересов происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания детей при целенаправленном руководстве педагога. Какую бы учебно-воспитательную задачу ни решал педагог, он одновременно содействует возникновению положительных детских интересов и их развитию.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»