Проблема инклюзивного образования в современной педагогике
Костина Марина Васильевна,
воспитатель ГБДОУ д/с №43
Центрального района Санкт-Петербурга
Актуальность проблемы: инклюзивное образование - одна из наиболее серьезных и сложных задач современной педагогики, которая поднимает множество проблем, сталкивается с огромным количеством задач.
В последнее время проблема инклюзивного образования поднимется и обсуждается все чаще на разных уровнях. Пишется и говорится по этой проблеме много. А что же на практике? Наше общество становится гуманнее и толерантнее, но процесс этот идет сверхзамедленными темпами. Наше общество пока не может называться социальным. Для людей ОВЗ нет приемлемых условий существования , и все бремя ответственности ложится на семью (если семья хочет, чтобы такой человек жил достойно). С детьми все намного сложнее. Им необходима учеба и социализация. Если ребенка с ОВЗ отдают в детский сад – весь груз ответственности по воспитанию и обучению на время пребывания в ДОУ ложится на воспитателя . Наши сады и школы не приспособлены для пребывания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Нет лифтов, пандусов для инвалидных колясок. Ребенку иногда физически тяжело дойти до школы , поднять портфель по лестнице. А малышу с ДЦП лестница в д/с может показаться непреодолимой. Еще одна проблема современного общества состоит в том, что по многим заболеваниям теперь не дают инвалидность. Формально в группе или классе находится здоровый ребенок, реально – ребенок с ОВЗ. Еще одна скрытая форма детей с ОВЗ по умственно-психическому развитию скорее более характерна для д/с – дети , не прошедшие обследование в психоневрологическом диспансере из-за отказа родителей. Причина – нежелание связываться с отечественной психиатрией. Формально здоровый, но реально с тяжелыми нарушениями ребенок посещает общеобразовательную группу. К старшему дошкольному возрасту ситуация может измениться и родители будут вынуждены обратиться к специалистам. Но весь младший дошкольный период «сложный» ребенок находится в группе . Таких детей может оказаться несколько. И педагоги попадают в тяжелейшие условия , когда в группе оказывается ребенок с физическими , психическими или умственными нарушениями, а помощи и дополнительной оплаты нет. По документам все в порядке. Написать программу, организовать развивающую среду с учетом детей с ОВЗ, избегать травм и несчастных случаев , просто провести обычное занятие – весь образовательно-воспитательный процесс становится намного сложнее. А квалификация педагогов и бытовые условия остаются прежними.
Но есть огромный плюс инклюзивного образования:
Маленькие дети с раннего детства учатся понимать, что все люди разные, учатся сочувствовать и помогать, дружить, любить , а иногда и отойти в сторону , но попытаться понять агрессивного ребенка. Этому же учатся их родители, но не всегда так быстро и успешно. Задача педагогов скоординировать этот процесс. А задача государства законодательно урегулировать и помочь педагогам детских садов и школ решать труднейшие задачи развития, воспитания и образования детей с ОВЗ.