Реструктуризация, оптимизация и индивидуализация
современного образовательного процесса
Синяпкина Любовь Романовна
Реструктурировать современную систему образования без оптимизации ее изнутри, используя все ее механизмы вплоть до глубокой индивидуализации невозможно.
Оптимизировать изнутри - значит сократить время: и восприятия, и запоминания - через синтез и анализ механизмами мышления и воображения (которые являются основами познавательных процессов) воспринятой информации, и формирования контроля, и воспроизведения, и, в конечном счете, прогнозирования владения приобретенной информацией.
Другими словами, сократить время приобретения знаний того или другого предмета. Сделать это безболезненно невозможно, так как весь процесс оптимизации связан с в корне изменением кадровой политики, во-первых; во-вторых, это связано с созданием таких программно методических управлений, которые основываются на соблюдении законов овладения информацией по предметам разных наук, а не на нарушении развития механизмов усвоения той или другой информации, что особенно ярко проявляется на начальном этапе обучения при формировании каллиграфического навыка.
Напомню, что именно этот навык, как ни странно, лежит в основе формирования речемыслительной деятельности. Учитель обязан впитать эти законы так же, как скрипач должен овладеть смычком, чтобы научиться максимально емко использовать все механизмы овладения знаниями. Для этого он должен уметь интегрировать весь изучаемый материал как внутрипредметно, так и межпредметно. Как минимум такой учитель должен иметь знания по математике и русскому, а как максимум он должен знать иностранный язык и иметь среднее медицинское образование. Другими словами, надо менять подготовку учителя, т. е. менять программу пед. вузов. Разве это может быть безболезненно? Нет! Не может! Но может быть бескровно. Надо, для начала, изменить структуру пед училищ, оставив их функционирование только для подготовки учителей в детском садике.
Общеобразовательную школу сделать переходным мостом к новой образовательной политике: 1) ввести выравнивающие курсы в средних - старших звеньях для повышения качества знаний, создав пед. классы;2) начальную школу снабдить такими программно-методическими управлениями, которые явились бы основой для обучения в среднем звене, т. к. современная ситуация такова, что 50% усилий среднее звено тратит на подготовку к обучению в этом звене, исправляя работу учителей начальных классов; 3) создать инициативные группы - центры по переподготовке пед. кадров и с целью создания новых программно-методических управлений при отделе образования, а так же с целью жесткого контроля выше указанной деятельности всех пунктов. С целью упрощения контроля за непосредственно образовательными процессами провести реструктуризацию и оптимизацию удаленных от района школ. При этом первый класс оставить в детском садике, т. к. подготовительный курс для детей детсадовского возраста станет выравнивающим для детей первого класса. Современная образовательная политика – это не только руководство сверху! Это еще и настоятельное требование творческой переработки всех программ и методических моделей со стороны учителя, такой чтобы любая познавательная операция, действие, деятельность были глубоко усвоены во всей сложности объема изучаемого материала. Для сельской школы это особенно актуально, так как при существующей наполняемости классов речь идет о приемах индивидуального обучения. Насколько же надо или не знать своего предмета, или совершенно не владеть приемами обучения, или быть абсолютно уверенными в безнаказанности за существующее качество знаний: 25% двоек по математике.
Я еще в 2001 г. предлагала через Волгоградский Институт Повышения Квалификации учителей вводить данную программу реструктуризации и оптимизации образовательной политики, только в Волгоградской области. Но по причине тогда существующего руководства (начальник отдела образования Беспалов) мне не только не разрешили вводить эту программу через Институт Повышения Пед. кадров - меня не брали на работу ни в одну школу, ни в Волгограде, ни в Волгоградской обл., воспользовавшись моей крайне тяжелой жизненной ситуацией (в которой бороться еще и с ними было невозможно), несмотря на то, что я предоставила все документы по проведению этого программно методического управления на базе моего педагогического колледжа и школы при нем краевого значения (г. Находка Приморского края). Предлагаю вновь: начать менять положение дел, связанные с низким качеством знаний по причине бездеятельности или формального подхода к делу, что является еще более вредоносной формой бездеятельности начальников отделов образования, а значит и комитета образования г. Волгограда, и дать мне возможность, создав инициативные группы, ввести данные ПМУ хотя бы в двух районах (Дубовский, Октябрьский): старею.