Семейная школа: воспитание, образование, реабилитация
Авторская справка.
- Кривохиж Вера Васильевна. Место работы: СКОУ № 5 (VII вида) Центрального района Санкт-Петербурга. Должность: учитель биологии. Контактный телефон:8(921) 186-24-64
- Паршина Елена Константиновна. Место работы: агентство домашнего персонала «NewHomeService». Должность: педагог-дефектолог, учитель-логопед, репетитор.
Контактный телефон: 8(921) -39-38-306 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
I. В соответствии с Законом « Об образовании» и Положением о семейном образовании наряду с классно-урочной системой в настоящее время развивается семейное обучение.
Маргарита Леонтьева, руководитель Департамента общего среднего образования, утверждает, что в России домашнего образования нет, правильнее применять термин « семейное образование». По мнению специалиста, для небольшой категории детей начальной школы оно может быть полезно. Это дети, которые не очень хорошо чувствуют себя в коллективе и родители которых способны дать им эффективное обучение. Директор семейной школы « Звёздная» в п. Сукко, г. Анапа, Анна Евсина считает, что у семейного образования в России хорошие перспективы. В статье « Семейное образование и массовая школа: поиск взаимопонимания и сотрудничества» автор утверждает, что семейные школы и центры семейного образования возникают в качестве альтернативы традиционному типу общеобразовательной школы для ведения инновационной образовательной деятельности. Для успешной их работы важнейшим условием являются прочные связи с внешней средой и установка всех участников образовательного процесса на сотрудничество, уважительные, паритетные отношения государственной и семейной школ. В качестве достоинств семейного, домашнего образования А. Евсина называет передачу жизненного и профессионального опыта, свободу от школьной регламентации, содействие развитию способностей воспитанников, простор для творчества и экспериментов, активную проектную деятельность. Целью работы автор считает выстраивание новых отношений с окружающим миром, обучение пониманию и принятию других и иного, а задачей школы – помощь в организации социальной стажировки: т.е. определения места,
-2-
времени и способа взаимодействия участников. В качестве проблем в организации семейного образования автор указывает отсутствие специально подготовленных педагогов индивидуального обучения, составление программ для одарённых детей или ребят с ограниченными возможностями здоровья.
Обратимся к современному международному опыту организации семейного образования. Джерри Минц, директор Ассоциации альтернативного образования, США, объясняя свою позицию по данному вопросу, в качестве главного аргумента называет «детоцентричный подход», который помогает ученикам продолжать учёбу всю жизнь. Эмили Шинн, 15 лет, США, считает, что домашнее обучение помогло ей определиться в своих собственных интересах и отказаться от целей, которые намечали для неё учителя. К позитивным сторонам домашнего обучения Эмили относит формирование ответственности за себя, планирование учебного дня и занятий, восстановление любознательности после обучения в общеобразовательной и частной школах; улучшение навыков письменной речи, высокую учебную мотивацию, интерес к занятиям, самостоятельность, наличие свободного времени . В качестве проблем автор выделяет одиночество, недостаток общения со сверстниками. Известный теоретик домашнего обучения Джон Холт считает, что дети могут общаться в церкви, в кафе, на спортивной площадке, в добровольных объединениях, посещать спектакли, концерты, пикники, клубные занятия, вечеринки.
Студент Санкт-Петербургского Института Культуры Егор Черняков в качестве одного из главных недостатков дистанционного обучения называет отсутствие общения с преподавателем и сверстниками. Российские специалисты, в том числе к.п. н. И.В. Андреева (ЛОУ им. А.С. Пушкина), директор московской школы № 445 И.Е. Володин указывают на интеграцию основного и дополнительного образования, подчёркивая значение дополнительного образования в развитии интеллектуальных способностей учащихся. Внеурочная, внешкольная работа предоставляет возможности для раскованного общения и участия детей в самых разнообразных видах деятельности. В качестве программ туристско-краеведческого направления родителям можно с уверенностью рекомендовать программу по краеведению для учащихся средних школ Л.К. Ермолаевой, программу для начальной и средней школы « История и культура Санкт-Петербурга» Л.Н. Махинько, программу и учебно -
-3-
методический комплекс Л.Г. Панфиловой. Большие возможности для домашнего обучения содержат программы по декоративно-прикладному творчеству.
Исторически в России семейная педагогика имела сословный характер: в дворянских семьях дети готовились к государственной службе и управлению, получая высшее образование; в купеческих, мещанских , крестьянских семьях практиковалось начальное обучение в рамках церковно-приходской школы с обязательным освоением основ ремесла.
В допетровской России в крестьянских семьях вплоть до конца XIXвека под воспитанием понималась передача необходимых норм поведения и бытовых навыков, моральных ценностей, прививалась любовь к разнообразным формам труда. Всё это неукоснительно подчинялось обычаям и ритуалам. Крестьянская культура сохранила более полно средневековые модели и способы социализации ребёнка. До 7 летребёнка не наказывали. Отрочество начиналось с 7-8 летнего возраста. Трудовые поручения назначались в зависимости от пола ребёнка, а стимулом к трудовой деятельности служила похвала родителей. Подросток мог выбрать профессию для того, чтобы приносить доход семье.Последние годы жизни старики проводили с внуками. Понятие « народная педагогика» введено К.Д. Ушинским. Народная педагогика располагает несколькими средствами воздействия: колыбельные песни, пословицы и поговорки, сказки, игрушки. Русские воспитывали своих детей на героических подвигах предков, показывали, что любовь к Родине должна начинаться с любви к родителям, уважения к старшим. Детей вводили в религиозно-обрядовую жизнь. С 8 лет мальчиков и девочек отводили на первую исповедь и первое причастие. Подростки читали Псалтырь, молитвенники, Жития Святых. Существовали обряды, выполняемые только детьми, например, встреча весны, исполнение закличек. Елена Борисова, старший преподаватель МГПУ, в статье «Мудрость народной педагогики» рассматривает традиции воспитания детей в русской крестьянской семье. Автор выделяет характерные особенности: следование определённым возрастным этапам, раннюю социально-половую ориентацию, разделение воспитательных ролей и функций отца и матери, различный подход к воспитанию девочек и мальчиков, традиции религиозно-нравственного воспитания, личный пример родителей, погружение в фольклорную среду, приобщение к традиционным видам крестьянского труда. Определённый комплекс обязанностей крестьян-родителей по отношению к детям включал в себя необходимость кормить
-4-
ребёнка, обувать, одевать, учить страху Божию, почтительности к старшим, воспитывать, исправлять пороки, наказывать за проступки, обучать работам и ремёслам, грамоте, женить, отдать замуж. Важнейшими моментами подготовки детей к их взрослой жизни являются: участие в трудовой деятельности, нацеленность на создание собственной семьи, воспитание нравственности и забота о престарелых родителях.Активную роль в организации домашнего обучения и воспитания играют няни, гувернёры, учителя. Главным принципом дошкольного воспитания является педагогический оптимизм. Авторы отмечают положительное значение традиций семейного чтения, издательской деятельности, организации домашнего музея, театра, путешествий, праздников.
Особого внимания заслуживает вопрос организации индивидуального обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, основанием для обучения на дому является заключение ГМПК. В соответствии с рекомендациями специалистов – психолога, дефектолога, учителя-логопеда, психиатра, невролога, окулиста, отоларинголога и терапевта ребёнку предлагается программа обучения определённого вида. Образовательное учреждение обеспечивает учащегося учебными пособиями, назначает квалифицированного специалиста по индивидуальной работе. В соответствии с учебным планом и возможностями ребёнка разрабатывается планирование индивидуальных занятий, сроки и формы промежуточной и итоговой аттестации, проводятся диагностические контрольные работы. В связи с появлением в логопедической практике различных методик диагностики следует неукоснительно придерживаться классификации речевых нарушений Р. И. Лалаевой. Работа педагога-дефектолога строится на основе рекомендаций врача-невропатолога или психоневролога с учётом неврологических и психологических особенностей ребёнка. Совместно разрабатываются тактика лечения и дозировка занятий, проводится медикаментозная терапия, обсуждаются новые методы лечения и педагогической коррекции, вопросы организации санаторно-курортного лечения. В целях решения задач социальной адаптации рекомендовано привлекать ребёнка к занятиям в системе дополнительного образования, к участию в школьных праздниках и культурно-массовых мероприятиях. Обязательным условием успешной коррекционной работы является единство требований родителей, педагогов и медицинского персонала по формированию навыков самообслуживания и гигиены, соблюдению режима дня, организации закаливающих процедур.
-5-
Евгения Кулакова, к.п. н., доцент кафедры гендерологии и фамилистики СПб ГИП и СР подчёркивает исключительно важную роль в социализации ребёнка – инвалида специально обученных здоровых детей – старшеклассников, студентов. Установка родителей на изоляцию ребёнка с отклонениями в развитии от коллектива сверстников, общения с ними является тормозом в его развитии. Для формирования навыков самообслуживания рекомендовано использовать не только упражнения, но и игровые приёмы обучения, активную деятельность. Воспитание трудовых навыков проводится через участие ребёнка в уборке помещения, дежурство по кухне, ухаживание за домашними животными и комнатными растениями. Рекомендуется моделировать ситуацию успеха. С целью обучения нормам нравственного поведения родители учат детей самостоятельной игре и взаимодействию со сверстниками: избегать конфликтов, уметь поделиться, уступить, продуктивно сотрудничать в ходе игры.
Больной ребёнок в семье требует большого внимания со стороны родителей и других близких родственников. Специалисты обязаны учитывать состояние хронической психологической травмы родителей и проводить определённые мероприятия в направлении семейной психотерапии. Положительные результаты достигаются в случаях применения фототерапии, арт-терапии. В целях предупреждения формирования психопатологических черт характера ребёнка следует избегать гиперопеки. Проблема взаимоотношений родителей и больного ребёнка довольно сложна и должна решаться с учётом культурного, духовного, материального состояния семьи в содружестве с врачом – невропатологом, психоневрологом и педагогом-дефектологом .
Юлия Михайлова, к.п.н., доцент кафедры ТиМАФКГУФК им. П.Ф. Лесгафта, говоря о восстановлении двигательных функций, подчёркивает значение самореабилитации. Иллюзии покоя и защищённости рождают инертность и стереотип ожидания. Зачастую больные избалованы собственной исключительностью, сочувствием окружающих, они могут использовать свою ущербность для выживания, ревновать, требовать к себе повышенного внимания. Ближайшие родственники обязаны принять меры против развития эгоистической установки, которая может лишить человека одного из сильнейших побудительных мотивов к выздоровлению. Только сам человек принимает решение заниматься ему своим восстановлением или нет. Никто не в состоянии заставить кого-либо что-либо делать. Вся ответственность за принятие или непринятие решения лежит на родителях ( если речь идёт о ребёнке) или на пациенте ( если говорим о взрослом ).
-6-
Перенесённые страдания многих заставляют по-новому взглянуть на свою жизнь, переосмыслить дела, отношения, и, как ни странно, открывают в человеке неисчерпаемые физические и духовные возможности. В этот момент нужно думать не только о своих страхах и переживаниях, но и о душевном состоянии близких. Болезнь близкого человека для них – тяжелейшее потрясение. Вдобавок к этому им ещё приходится ухаживать за пациентом, заниматься хозяйством, работать, решать проблемы личной жизни. Первостепенной задачей становится воспитание самостоятельности.
Самостоятельность подразумевает и занятия физическими упражнениями. Этот аспект самореабилитации является чрезвычайно важным. Только активное, самостоятельное включение больного в занятия снимают психический тормоз, следовательно, исключают угнетающую роль центральной нервной системы на ход биохимических процессов. В наших силах создать в доме обстановку спокойствия, оптимизма и рабочего настроения.
Согласно нормативным документам , в домашних условиях возможно проведение первичной диагностики, оказания комплексной медицинской, медико-педагогической, медико-психологической и социальной помощи больным (детям, подросткам и взрослым) с нарушениями речи и других высших психических функций, нарушениями коммуникации и общения, сопутствующими соматическими и неврологическими расстройствами, в том числе двигательными, возникшими в результате перенесённых инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и других поражений головного мозга (афазии, апраксии, агнозии, нарушения опорно - двигательного аппарата, тяжёлые формы логоневроза и др.) В соответствии с Положением об организации работы центра патологии речи и нейрореабилитации на дому ( Приказ Минздрава России от 28 декабря 1998 года № 383) составляются адекватные лечебно-восстановительные комплексные программы, определяется оптимальный объём медицинских, психологических и педагогических мероприятий, программ курсового комплексного лечения (фармакологические, физиотерапевтические, индивидуальные логопедические занятия, иглорефлексотерапия, массаж, ЛФК и др.), Разрабатываются программы по социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации, культурно-эстетические мероприятия и занятия по реабилитационной физической культуре, адаптивному туризму, иппотерапии, семейной психотерапии. Специалист, осуществляющий работу в условиях семейного медико-социального центра, обязан иметь
-7-
соответствующую квалификацию, сертификацию и рекомендательные письма.
Особое внимание родителям и педагогам следует уделить трудотерапии и профориентационной работе с учётом медицинских противопоказаний. Для развития трудовых навыков может быть
рекомендована программа « Ремёсла», имеющая целью обучение вышиванию, вязанию, шитью, садоводству и огородничеству. В домашних условиях можно осуществлять подготовку по специальности « Кулинария», « Оператор ПК». Специализированные группы агропромышленного лицея проводят подготовку по специальностям сельскохозяйственного профиля, обучают плетению из лозы. Профильное обучение в реабилитационных группах предоставляют Художественно-промышленный лицей и Колледж традиционной культуры. В сотрудничестве с Центром занятости населения возможно организовать рабочее место на дому, индивидуальное или семейное предприятие. В целях наиболее полной социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья семье, педагогу-дефектологу и социальному работнику следует установить контакты с общественными организациями инвалидов, принимать участие в мероприятиях Центра социальной помощи семье и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Положительный эмоциональный фон и духовное здоровье помогают поддерживать занятия, праздники и паломнические поездки, организуемые в Воскресной школе православной общины. Чёткое, грамотное взаимодействие семьи, лечащего врача, среднего медицинского персонала, педагога-дефектолога, психолога, учителя-логопеда, мастеров производственного обучения, социального работника и специалиста по реабилитационной физической культуре позволит успешно решать задачи коррекционной работы и интеграции в общество ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Кружки и секции литературно - драматического, эколого-биологического, спортивного, декоративно-прикладного и музыкального направления помогут раскрыть способности и таланты, определиться в профессиональном выборе, обрести друзей и единомышленников.
II. Результативность.
Говоря о положительных результатах комплексного подхода семьи, школы и службы сопровождения к образованию, воспитанию, реабилитационной работе следует отметить, во-первых, уточнение диагноза и корректировку образовательного маршрута, высокую учебную и трудовую мотивацию, развитие личностных качеств: самостоятельность,
-8-
эмоциональную устойчивость, оптимизм, дружелюбие, ответственность, выносливость, коммуникабельность.
- Виктория (1973 г.р.) - выпускница школы VIIIвида. Стабильная работа, самостоятельная организация досуга – экскурсии и путешествия, чтение.
- Нелли (1973 г.р.) – выпускница школы VIII вида. Работа швеёй в кооперативе, затем – помощницей воспитателя в детском саду. Воспитывает двоих детей.
- Андриан (1985 г.р.) – сын выпускницы детского дома. Закончил 9 классов, ПТУ, прошёл службу в рядах ВС РФ. Работает водителем. Женат, имеет ребёнка.
- Михаил (1985 г.р.) - пересмотр диагноза. Закончил 11 классов гимназии, ЛЭТИ. Работает в составе администрации производства.
- Максим (1990 г.р.) – пересмотр диагноза (VII вид). Разработка индивидуального образовательного маршрута. Окончил 9 классов общеобразовательной школы, технический колледж. Прошёл службу в рядах ВС РФ. Работает.
- Надежда (1990 г.р.) – пересмотр диагноза (VIII вид – норма). Окончила 9 классов общеобразовательной школы, обучается в Медицинском Техникуме.
- Константин (1990 г.р.) – психологическая травма. Окончил 9 классов школы VIIIвида, колледж. Стабильные успехи в занятии футболом в рамках движения « Speshial Olimpic» - 2-е место в командном составе на Олимпиаде в Китае.
- Станислав (1990 г.р.) – психологическая травма. Пересмотр диагноза (VII вид). Окончил 9 классов школы VIIIвида, колледж. Работает. Стабильные успехи в занятиях футболом в рамках движения «Speshial Olimpic» - 2-е место в командном составе на Олимпиаде в Китае.
- Александра (1990 г.р.) – пересмотр диагноза ( VIIвид – норма). Окончила 11 классов, выпускница детского дома. Обучается в СПбГУ на финансово-экономическом факультете. Замужем.
- Даниил (2000 г.р.) – пересмотр диагноза. ( ОР – VIII вид). Положительная учебная мотивация, обучение в классе.
- Алина (2000 г.р.) – пересмотр диагноза. ( ОР –VIII вид). Обучается в классе. Положительная учебная, трудовая
-9-
мотивация. Призёр Паралимпийских игр по фигурному катанию во Франции (2-е место).
- Никита (2000 г.р.) – уточнение диагноза, индивидуальная работа учителя-логопеда. Положительная учебная и игровая мотивация. Программа школы VII вида.
- Общее количество детей-сирот ( патронаж) – 5 человек. Получили образование: 5 , трудоустроены: 4
- Медико-социальное сопровождение пациентов, находящихся в кризисной ситуации: 10 человек. Положительный результат: 7 человек.
- Гериатрическая служба. Патронаж тяжелобольных пациентов: 4 человека. Положительный эмоциональный фон, медикаментозная коррекция, санитарно-гигиенический режим, режим питания, диетология, культурно – досуговые программы- 4 человека.
- Девиантное поведение -1 человек (1951 г.р.) Рецидивов нет.
III. Приложение: Схема, фотоматериалы. IV. Список литературы. 1.Закон « Об образовании». 2.Приказ Минздрава России от 28 декабря 1998 г. № 383 3.Л. О. Бадалян . Невропатология. Москва. Просвещение. 1982 4. А. Евсина «Семейное образование и массовая школа: поиск взаимопонимания и сотрудничества» « Директор школы» 10.06. 5.Р. И. Лалаева . Логопедия. СПб, 2009. 6.К.В. Романов « Культурная антропология образования и семья». Монография. СПб ГУПМ, 2006 г. 7. Т.В. Андреева « Проблемы современной семьи». СПб ГУ , 2003г
8. « Русский инвалид» № 4 (157) за 2008 г.
-10-
СЕМЕЙНЫЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Лечебное |
Отделения
Научно-методическое. Диагностическое. |
-Приказы Минздрава. – Семейный врач, специалисты
-Теоретическая часть - МСГО
-Практические рекомендации - Фармакология
Профилактическое
|
Финансово-экономическое, административно-хозяйственное |
-Санаторно-курортное лечение
- Финансирование. – Закаливающие процедуры.
- Материальная база. -- Диетология.
- Продукты питания. – Фитотерапия.
- Лекарства – Массаж, ФТЛ, иппотерапия.
- Документация. – Оздоровительная ФК и спорт
- Программы кредитования (велосипед, плавание, лыжи, туризм).
Информационное |
Реабилитационное |
- СМИ - ортопедия, протезирование
- конференции - трудотерапия
- семинары, педсоветы - адаптивная физкультура
- Интернет - культурно - досуговые программы