Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Контроль знаний, умений и навыков учащихся

 

Смирнова Надежда Владимировна,
Магистр филологического образования,
учитель английского языка ГБОУ Лицея №554

 

 

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения.

«Ведущей задачей контроля является объективное и точное определение уровня обученности владению языковым материалом и речевым умением на определенном этапе» (Вопросы контроля обученности…, 2001: 17).

Основным в организации контроля является обеспечение органичного вхождения его во все стадии процесса обучения. Только в этом случае будут реализованы свойственные контролю коммуникативно-обучающие возможности.

1) Контроль  должен  носить  регулярный  характер.

2) Контроль  должен  охватывать  максимальное  количество  учащихся  за  единицу  времени.

3) Объём  контролируемого  материала  должен  быть небольшим,  но  достаточно репрезентативным, чтобы  по  степени  его  усвоения/неусвоения, владения/невладения  им  учащимися  можно  было  судить, приобрели  ли  они  необходимые  навыки  и  умения.

Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля.

В методической литературе выделяются различные функции контроля в обучении иностранному языку. «Следуя общепеда­гогическому подходу, некоторые методисты называют такие функции, как контрольно-корректирующую, контрольно-предупре­дительную, контрольно-стимулирующую, контрольно-обобщаю­щую» (Гез, 1992: 309); другие — классифицируют контрольные функции «как обу­чающую, диагностическую, корректировочную, управленческую, оценочную» (Теоретические основы методики обучения…, 1991: 418).

Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. Реализация функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективным становится и сам учебный процесс. Контроль выполняет следующие функции: контролирующую; обучающую; диагностическую; прогностическую; развивающую; ориентирующую; воспитывающую. Обучающая функция - учащийся приобретает языковой опыт, важный источник совершенствования умений и навыков (Вопросы контроля обученности…, 2001).

Функции контроля как компонента процесса обучения классифицируются согласно той роли, которую они выполняют в этом процессе в соотнесении с деятельностью учителя и ученика (Соловцова, 1986).

Под объективным контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов. Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально-ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить по качеству усвоения.

У  письменной  формы  контроля  имеются  некоторые  преимущества.  Во-первых, ею  можно  охватить  одновременно  всех  учащихся;  во-вторых,  гораздо  удобнее  обрабатывать  письменные  работы, нежели  устные  ответы.  Ошибки  в  письменных  работах  легче  квалифицировать  и  анализировать, поскольку  действия  ученика  точно  зафиксированы. Письменный  контроль  эффективнее  развивает  логическое  мышление, приучает  к  большей  точности  в  ответах.

Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку считается тест. 

«Тест (от англ. test– испыта­ние, исследование) – это система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать уровень владения языком с помо­щью специальной шкалы результатов. Тесты также широко применяются для определения способностей, умственного раз­вития и других характеристик личности» (Щукин, 2004: 297).

  1. Надежность контрольного задания– это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать, исследуемый в дидактических экспериментах, показатель, как заданий в целом, так и его частями, или по другому, тот же показатель одним и тем же заданиям, но в разные моменты времени.
  2. Валидность (или адекватность целям проверки).

Валидность (англ. validity) — мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам.

  • очевидная валидность – валидность, при которой оценивается общее соответствие теста его назначению;
  • содержательная валидность предполагает, что тест обнаруживает в себе полный набор заданий, для измерения определенной черты.
  • Определенность.

После прочтения заданий каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать.

  1. Простота.

Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

  1. Однозначность.

Задание должно иметь единственный правильный ответ – эталон.

  1. Равнотрудность.

При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Максимально повысить надежность измерения и валидность использования теста можно, если следовать трем основным этапам его создания: 1) дать ясное и недвусмысленные теоретические – научно-обоснованные  определения  умений, которые надо измерить; 2) точно  установить условие  и  операции,  которых следует  придерживаться  при  проведении  теста   и   наблюдении   за   его выполнением; 3) количественно  определить  результаты  наблюдений,  с  тем, чтобы  убедиться,  что  используемые  измерительные  шкалы  обладают  всеми необходимыми качествами (Вопросы контроля обученности…, 2001). Формой контроля, которая позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально-ориентированный тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить по качеству усвоения. Критериально-ориентированный тест(criterion-referencedtest) используется для оценки степени владения ис­пытуемым пройденным материалом (Щукин, 2004). В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции: диагностическую; обучающую; воспитательную.

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

К заданиям открытого типа-задания множественного выбора.

Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

Задания открытого типа-задания – дополнения (задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Современная методика обучения иностранным языкам рассматривает процесс формирования грамматических навыков как управляемую систему, в которую в качестве необходимого звена включается контроль, объективно обусловленный логикой процесса управления учебной деятельностью учащихся. Для контроля формирования грамматических навыков необходимо подобрать такой метод, который сможет за короткий период времени проконтролировать именно тот объем знаний, который нужен учителю, метод, который обеспечит легкость проверки и написания, но в то же время окажется эффективным и покажет объективные результаты. Мы пришли к выводу, что этим методом является тест, из чего следует, что именно тест занимает главную роль в контроле формирования грамматических навыков.

Особую трудность вызывают овладение временными фор­мами глаголов с учетом категории вида и наклонения, а также согласование временных форм. Немалую трудность представляют для учащихся также образование и употреб­ление сложных аналитических форм глагола, состоящих из вспомогательного (изменяемого) глагола и причастия II смыслового глагола, а также их местоположение в пред­ложении. Данная тема является достаточно трудной для усвоения учащимися, поэтому проверка грамматических знаний данного раздела английского языка в письменной форме контроля является наиболее объективной. Устная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных грамматических знаний и нет возможности охватить опросом каждого ученика, поэтому при проверке грамматических знаний устный опрос редко используется. В устной речи трудно прогнозировать использование определенной грамматической формы.

Предварительный этап позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся. Итоговый контроль заданной темы позволяет судить об общих достижениях учащихся и направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков по грамматике английского языка.

Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

Тестирование — более справедливый метод, он ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

Надёжностью называется один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения.

Валидность свидетельствует о том, что исследуется (измеряется) именно, то, что было запланировано.

Валидность и надёжность – это два взаимосвязанных показателя. Если надёжность обеспечивает уверенность в истинности знания, то валидность обеспечивает уверенность в точности знания. Эти требования к тестам берутся за основу при составлении тестов для проверки грамматических знаний и навыков по английскому языку в процессе исследования. «…вопрос валидности – это вопрос точности: направлено ли исследование на изучение того, что, как предполагается, изучается с его помощью?…» (Миллер, 2002: 26).

Объективность теста означает независимость проверки и оценки знаний от учителя. Ч.Спирман еще в исследовании 1904 года назвал объективность главным свойством тестов (Spearman, 1904).  В работе 1907 года Ч. Спирман писал: «Объективные тестовые результаты практически не достижимы, но приближения к ним вполне возможны» (Spearman, 1907: 160).

Для составления тестов были изучены и систематизированы учебные материалы, используемые в школьной программе для изучения английского языка. На основе полученных данных составлены 2 теста множественного выбора (multiplechoicetest), из 20 заданий каждый, и 2 теста открытого типа (openclozetest), также из 20 заданий каждый.

Контроль грамматических знаний и навыков учащихся на предварительном этапе контроля дал более менее объективный результат, т.к. оценки за триместр в общем соответствуют оценкам (в пересчете с процентного соотношения), полученным за выполненные формы контроля. Анализируя результаты, представленные в таблице, можно сделать вывод, что у каждого ученика в процентном соотношении правильных ответов без учета ответов на первые три тестовых задания стало больше, что свидетельствует об обучающей функции контроля в форме теста, о лучшем усвоении материала в промежутке между проведением тестирований.  

По результатам исследования были выявлены наиболее часто встречающиеся ошибки такие, как: в тестах множественного выбора – неправильно выбранный ответ, а именно, незнание двух временных форм: PresentPerfect, PresentPerfectContinuous. В тестах открытого типа – постановка правильной формы настоящего времени, постановка глагола в необходимую форму, а также использование второй формы глагола вместо третьей для PresentPerfect, ошибки и описки в написании вспомогательных глаголов (“hes” вместо “has”).

Для того, чтобы проследить тенденцию изменения процентного количества правильных ответов, их рост или уменьшение, необходимо по данным диаграмм составить соответствующие графики для обеих групп.

В тестах множественного выбора были даны варианта ответов, что не исключает возможности угадывания ответа. В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Постановка глагола в нужную грамматическую форму требует навыков и умений учащихся в использовании вспомогательных глаголов. В тестах, имеющих ответы, данные навыки не требуются в полной мере, т.к. можно использовать зрительную память. В тестах открытого типа учащиеся должны были использовать только полученные грамматические знания и навыки.

Анализируя проведенное исследование, можно сделать вывод, что тесты множественного выбора дали более высокие результаты исследования вследствие того, что были предложены варианты ответов. В этом случае, положительной стороной данной формы контроля является отсутствие орфографических ошибок, что не влияет на проверку грамматических знаний и навыков по заданной теме. В то же время нельзя не учитывать возможность случайного попадания проверяемого в правильный ответ – это отрицательная сторона данной формы контроля. Результаты тестов открытого типа оказались несколько ниже результатов теста множественного выбора. В первую очередь, это объясняется большим количеством орфографических ошибок, т.к. проверяемый должен был записывать ответы сам. Это является отрицательной стороной данной формы контроля, т.к. частично мешает проверке объективных знаний по заданной теме. Положительной стороной теста открытого типа является проверка умения самостоятельно записать верную глагольную форму без подсказок, т.е. без вариантов ответа.

Контроль объективности, надёжности и валидности эксперимента и экспериментальных данных своей целью имеет получение достоверных знаний, а именно не подлежащих сомнению, т.е. истинные знания. Достоверность выступает в качестве критерия истинности полученного в результате исследования знаний. Достоверное знание достигается в результате исследования, в котором контролируются все угрозы объективности, надёжности и валидности, а также контролируются способы осуществления выводов из полученных знаний.

Рассмотрев и изучив различные тесты, включающие в себя различные типы тестовых заданий, выявлено, что наиболее объективными формами контроля грамматических знаний считаются тесты множественного выбора и тесты открытого типа (multiplechoicetest, openclozetest). Данные типы тестов для получения достоверных результатов контроля грамматических знаний по заданной теме используются вместе в различных формах контроля, например, в Едином Государственном Экзамене. Сначала используется тест множественного выбора, который показывает общие знания по теме, потом используется тест открытого типа, показывающий глубину знаний по заданной теме.

Тест необходим для контроля грамматических навыков, потому что с его помощью можно проконтролировать за короткое время необходимый объем знаний. Тест множественного выбора обеспечивает легкость проверки и написания. Тест открытого типа обладает обучающей функцией. Его результаты показывают более полные знания и навыки учащихся по заданной теме. Из этого следует, что объективный контроль грамматических знаний и навыков учащихся возможен при совместном использовании двух разновидностей тестов, multiplechoicetest, openclozetest.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод. пособие/под ред. Миролюбова А.А. – Обнинск, 2001.
  2. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбив А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1992.
  3. Контроль в обучении иностранному языку: учебное пособие/под ред. Пассова Е.И., Кузнецовой Е.С. – Воронеж, 2002.
  4. Кукушкин А.А. Пути повышения эффективности контроля знаний в учебном процессе на основе объективизации его результатов и усиления обучающе-воспитывающих функций : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кукушкин А.А. - М., 1999.
  5.    Мильруд Р.П., Матиенко А.В. Языковой тест: проблемы педагогических измерений // Иностр. языки в школе. – 2006. – №5.
  6. Соловцова Э.И. К вопросу об оценочной функции контроля в обучении иностранному языку // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе / под ред. Слободчикова В.А. – М., 1986.
  7. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе/под ред. Миролюбова А.А. и др. – М., 1991.
  8.    Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для препод. и студентов. – М., 2004.
  9. Голицынский Ю.Б. Грамматика: Сборник упражнений. – СПб., 2005.
  10. English Grammar In Use/подред. MurphyR. – Cambridge, 2001.
  11. Grammarway 4/подред. Evans V., Dooley J. – England, 1999.
  12. New Cutting Edge/подред. Cunningham S., Moor P. – England, 2005.
  13. SpotlightАнглийский язык. 10 класс/под ред. Афанасьевой О.В., Дули Дж., Михеевой И.В., Оби Б., Эванс В. – М., 2008.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»