Готовность педагога к реализации ФГОС в средней школе
Дедухова Лариса Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 385
Введение единых государственных образовательных стандартов предполагает единство требований к уровню сформированности профессиональных компетенций педагогов, единое понимание их содержания. Однако, опыт практической работы показывает, что существуют сложности в развитии профессиональных компетенций педагога и в требованиях к учебному процессу.
Образовательный стандарт, профессиональные компетенции педагога, учебный процесс.
Образование – это неотъемлемая часть жизни общества. Оно не только отвечает за процесс подготовки к жизнедеятельности в обществе, но и определяет становление личности, ее возможности к самореализации. Динамизм общественной жизни, постоянный рост требований, предъявляемых к современному человеку, стимулирует переход к концепции непрерывного образования в течение всей жизни. В этом контексте профессиональное развитие личности учителя – залог его профессионального самосохранения, поэтому профессиональное развитие и самосовершенствование становится сегодня главным приоритетом для каждого педагога.
Введение единых государственных образовательных стандартов предполагает единство требований к уровню сформированности профессиональных компетенций педагогов, единое понимание их содержания. При этом компетенцию мы рассматриваем как возможность установления связи между знанием и действием, подходящим для решения конкретной проблемы. В Федеральном государственном образовательном стандарте для высшей школы определены основные группы профессионально педагогических компетенций, на которых может базироваться деятельность педагога, ориентированного на достижение новых образовательных результатов:
1) общекультурные компетенции, включающие способности к обобщению, восприятию информации, постановке цели и выборе путей их достижения, пониманию значения культуры как формы осознанного существования человека в мире, использование знания научной картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, умение анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, готовность к работе в коллективе;
2) общепрофессиональные компетенции, предполагающие осознание педагогом социальной значимости своей профессии, умения использовать систематизированные теоретические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение современными видами коммуникаций;
3) профессиональные компетенции, включающие умения реализовывать образовательные программы, применять современные технологии и методики обучения и воспитания;
4) компетенции в области культурно-просветительской деятельности, включающие способности к взаимодействию с ее участниками и использованию при этом отечественного и зарубежного опыта такой деятельности.
На основе этих базовых компетенций формируется профессионально- педагогическая компетентность учителя. Особенность профессионально-педагогической компетентности как готовности учителя к педагогической деятельности заключается в том, что она приобретается и появляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения задач, постоянно возникающих в образовательном процессе школы. Учитель должен быть готов к организации и выполнению различных видов педагогической деятельности, которые в значительной степени определяют уровень сформированности профессионально-педагогической компетентности педагога. Таким образом, выдвигаются новые и новые требования к уровню профессиональной компетенции учителя, к его профессиональным и личностным качествам:
• самостоятельно и критически мыслить;
• открытость, способность к педагогическим инновациям;
• способность адаптировать свои знания и умения к условиям вариативности образования (постоянно меняющимся условиям социальной и профессиональной среды);
• умение решать новые проблемы и брать на себя профессиональную ответственность;
• способность к профессиональной рефлексии, исследовательской и творческой деятельности;
• способность к профессиональному самообразованию и саморазвитию.
Основные целевые ориентации стандарта нового поколенияпредполагают развитие качеств личности, отвечающих требованияминформационного общества, инновационной экономики, задачам построениядемократического гражданского общества на основе толерантности, диалогакультур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Достижение поставленных целей предполагает решение основных задач:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности – умение формировать цели собственной деятельности и следовать им, планировать этапы своей деятельности, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся предусматривают принятие ими моральных норм, нравственных установок, общечеловеческих ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья школьников.
Усилена социальная направленность стандарта. Впервые в основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Это должно позволить обеспечить большую активность учащихся и их родителей, педагогов и общественности в разработке образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании индивидуальных маршрутов обучающихся.
Меняется и основная направленность школьного образования, которая заключается в реализации системно-деятельностного подхода на основе активного вовлечения обучающихся в учебную деятельность.
Новизну стандарта на процессуальном уровне с точки зрения образовательного процесса составляют три системы требований: к структуре образовательных программ, к условиям их реализации и к результатам их освоения.
При этом особое значение придается целостности аспектов обучения и воспитания через введение раздела «Внеурочная деятельность» в структуру Базисного образовательного плана, а также программ по формированию универсальных учебных действий и духовно-нравственному развитию учащихся.
Таким образом, в отличие от стандартов первого поколения, которые определяли лишь совокупность обязательного минимума содержания образования и требования к уровню подготовки учащихся, назначение новых стандартов призвано обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования на основе предложенной системы требований.
Определение стандарта как рамочного документа обуславливает совершенно иные подходы к организации, содержанию, условиям и результатам образовательного процесса в целом.
Образовательные стандарты в Росси существуют уже более 12 лет. И это словосочетание для учителей стало уже привычным. Ведь мы оцениваем на соответствие образовательным стандартам программы учебных курсов, пособия и учебники.
На сегодняшний день самой главной задачей остается задача повышения качества образования. Ведь качество российского образования в последние годы сильно упало.
Можно ли определить качество образования качеством сдачи ЕГЭ?
Мы считаем, что сдача или несдача ЕГЭ говорит лишь об одном: умении или, соответственно, неумении выпускников сдавать ЕГЭ, с изрядной долей везения, потому что слишком многое в сдаче ЕГЭ зависит от случайных обстоятельств: Неужели при всех этих обстоятельствах можно связывать напрямую качество образования и ЕГЭ? Конечно, нет.
Тогда, может быть, качество образования – это соответствие его некому набору требований? Вот тут то и появляется понятие образовательного стандарта. Один из важных смыслов этого понятия связан с тем, что образовательный стандарт фиксирует систему требований, которые обеспечивают качество образования в случае соответствия этим требованиям.
Многие так и понимают качество образования, как соответствие образовательным стандартам. Соответствует – значит качественное, не соответствует – значит, некачественное. Но не все так просто.
Многое зависит от состояния здоровья ученика, его человеческих качеств, наконец, от генетической предрасположенности учащегося. Например, ученик, обладающий ярким поэтическим или музыкальным даром, еле-еле справляется с математикой и физикой. Значит, его образование некачественное? А как дело обстоит с правосознанием и экономической подготовкой выпускников, наконец, их здоровым образом жизни? Неужели здесь достаточно существующих стандартов, и образование в этих направлениях можно признать качественным?
Образовательные стандарты, по крайней мере, известные в настоящее время, имеют акцент на предметном содержании и ничего не говорят о ценностной ориентации выпускника, его коммуникативных, организационных и познавательных компетенциях, о таких важных свойствах личности, как ее активность, социализация. Значит, стандарты не отражают важнейших с точки зрения общества требований к выпускнику.
Качество образования определяется его функциональностью, способностью выпускников применять свои знания при решении практических проблем. Качественное образование – это когда выпускник может решать на основе полученных ими знаний практические проблемы, возникающие в общественно значимых, распространенных видах деятельности. Если выпускник имеет знания, но не может их применять, не может решать проблемы практической деятельности, это то же самое, как если бы выпускник не имел никаких знаний. Его образование некачественное.
Значит, если мы хотим иметь образовательные стандарты, работающие на качество образования, нам нужно выстроить процедуры и разработки и коррекции, положив в основу компоненты решения практических задач в базовых для общества сферах деятельности…
В основном стандарты первых поколений имели акцент на содержании образования. Они достаточно жестко фиксировали его. И если в 1990-е это имело смысл, то теперь нет. Действительно, в условиях, когда содержание образования жестко прописано в стандарте, имеющем силу закона, не могут происходить изменения предметной системы и содержания обучения по предметам. Например, общество требует формировать у выпускников школы функциональную грамотность, высокое правосознание, готовность заниматься предпринимательской деятельностью, ценностное отношение к здоровому образу жизни. Для этого необходимо ввести новые предметы и увеличить объем некоторых существующих предметов и их отдельных тем. При этом потребуется разгрузить учащихся, сократить объем многих традиционных предметов и тем, не слишком востребованных в практической деятельности и повседневной жизни, но относящихся к сфере фундаментальной подготовки.
В наши дни сложилась такая учебная система, когда преподаватель вынужден, что называется, «гнать» учебный материал без оглядки не то что на отстающих, но и вообще на познавательные возможности обучающихся и логику их познавательной деятельности. Обучение свелось к примитивной передаче знаний, к вычитыванию учебного материала.
Обучение, ориентированное на передачу знаний, влечет за собой целый шлейф негативных последствий. Одно из них - деградация педагогического труда. Из творческого процесса, основанного на личностном общении, он превращается в рутинную работу.
Логика существующих образовательных стандартов такая же – конвейер передачи знаний, максимальная насыщенность, рассказать обо всем буквально в нескольких словах. Целью обучения оказывается освоение образовательного стандарта, а не развитие учащихся. Такая подмена целей средствами, а средств целями не впервые происходит в российской практике.
При репродуктивном подходе школа дает очень непрочные и малоприменимые на практике знания. Она не готовит своих выпускников к практической деятельности, к тому, чтобы работать в коллективе, распределяя ответственность за результаты, планировать свою деятельность, продуктивно общаться, непрерывно пополнять и обновлять багаж быстро устаревающих знаний в процессе деятельности.
В современных условиях требуется резко изменить характер обучения. Необходимо перейти от модели передачи знаний, к моделям совместного приобретения и выработки знаний в ходе учебного процесса. Все это требует смены репродуктивных методов обучения, ориентированных на передачу предметного содержания, на методы творческие, основанные на совместном решении проблем и высокой учебной самостоятельности. Однако это потребует жертв в виде разгрузки учащихся от неусваиваемого ими предметного содержания.
Стандарты нового поколения должны фиксировать не столько предметное содержание обучения, сколько методы обучения. От них напрямую зависит формирование столь актуальных познавательных, организационных и коммуникативных компетенций.
На наш взгляд, современные образовательные стандарты имеют серьезный недостаток.
Образовательные стандарты фиксируют вовсе не параметры оказываемых образовательных услуг и не гарантии, которые дают потребителям услуг образовательные учреждения. Образовательные стандарты фиксируют требования к выпускникам, получателям услуг. Стандарты нового поколения должны сосредоточиться на требованиях к учебному процессу, к условиям в учебном заведении, на гарантиях обучаемому. Необходимо четко разделить права и обязанности между обучаемым и учебным заведением. Обязанности есть у учебного заведения, а права – у учащегося.
На самом деле, важно, каким образом стандарт создается. Он способен быть инструментом качества образования, если он создается как продукт гражданского общества, в открытой дискуссии общественных сил, заинтересованных в его появлении и исполнении.
Образовательные стандарты не станут настоящим инструментом качества, не станут руководством к действию для участников образовательного процесса, пока процедуры их разработки не станут конкурсными, технологичными и открытыми, прозрачными для общественности, с привлечением всех заинтересованных в качестве образовании сторон.
Использованная литература
2. http://avkrasn.ru/article-1066.html
3. Деркач А. М. «Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании: риски подготовки некомпетентного специалиста», Вопросы образования, 2011. № 4. С. 214–230