Эссе
Формирование УДД как основа преемственности различных ступеней современного образования
Вараксина Наталья Вадимовна
Проблема преемственности в образовании присутствовала всегда: идет ли речь о преемственности между уровнями образования – дошкольное, школьное, профессиональное, или об отдельных ступенях системы отечественного образования – начальное, основное, среднее образование.
Проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. На мой взгляд, обострение проблемы преемственности возникает особенно остро в период кардинальных изменений в системе образования. С чем мы и столкнулись сейчас – в период введения и освоения государственных образовательных стандартов второго поколения. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения (в частности, с появлением в нашей стране различных моделей обучения, особенно на ступенях дошкольного обучения и в начальной школе) стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.
Само понятие преемственности включает в себя связь между явлениями в процессе развития, когда новое сменяет старое, но сохраняет в себе некоторые его элементы. В отечественной системе образования реализуется значимый этап инновационного развития, связанный с введением ФГОС. А это и есть время, когда на смену старой системе образования приходит новая, совершенно иная, со своим системно-деятельностным подходом, со своими требованиями к содержанию образования и результатам. А найти вот эти точки, объединяющие ступени образования и обеспечивающие дальнейшее развитие ребенка – задача педагога на современном этапе.
В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» говорит так: «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться». Вот именно теперь найден этот инструмент, эти некоторые элементы, что должны присутствовать и в новом и старом, о которых упоминалось выше. Этим инструментом являются универсальные учебные действия, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков рамках отдельных дисциплин. В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, то есть способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях,
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. |
Сущность преемственности состоит в обеспечении постепенного развития и углубления знаний, в усложнении требований к умственной деятельности, в формировании личного и общественного поведения будущего школьника.
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. |
Кроме того, известно, что на стыке двух возрастов возникает кризис развития. Образование как способ организации социальной ситуации развития ребенка может усилить и позитивную сторону кризиса, и его негативные проявления. Наша задача – создать такую образовательную среду, которая поддержит активность ребенка, связанную с возникающими в его сознании новообразованиями, ослабит острые негативные формы кризиса и ускорит развитие ребенка как личности. Продуктивное решение этой задачи возможно в контексте личностно ориентированного подхода в образовании. Личность является высшей интегративной саморегулирующейся системой. Преемственность как объективная характеристика процесса развития личности ребенка обеспечивает непрерывное самодвижение, образование нового, отсутствовавшего на прежних ступенях. Каждая предыдущая стадия развития служит внутренним условием для следующей, вырастающей из нее. Этим обеспечивается сохранение целостности личности в процессе развития. Активность ребенка как фактор развития его личности должна определять и направленность вектора преемственности в образовании.
Научить умению правильно действовать, развить способность ставить учебную задачу, вооружить способами решения задач, самостоятельно проектировать пути ее решения, контролировать и оценивать свои достижения на этапе начального звена – это одна сторона медали. Другая сторона – это роль основной школы, которая должна развивать накопленный в начальной школе потенциал, предусматривая дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжая формировать умение учиться. Говоря об универсальных учебных действиях, хочется акцентировать свое внимание на самом понятии «универсальность», что значит пригодный для многих целей, с разнообразным назначением. Если же подобрать синонимы к вышеупомянутому понятию, то это будут слова - разносторонность, глобальность, общезначимость, всеохватность, всеобъемлемость, многосторонность, многогранность, многофункциональность, универсализм, энциклопедичность, всесторонность, многоохватность. Чтобы учебные действия, которым мы обучаем ребенка, стали таковыми необходимо создавать разнообразные ситуации не только на уроке, но здесь очень важна работа на разных предметных дисциплинах. Каждый учитель в ответе именно за универсальность учебного действия, в противном случае оно просто теряет смысл и не достигает возложенной на него цели. В этом поможет программа формирования УУД, которая необходима в начальной и основной школе как один из компонентов преемственности между ступенями образования.
Подводя итоги моим рассуждениям по теме эссе на тему «Формирование УДД как основа преемственности различных ступеней современного образования», можно сказать, что решением данной проблемы
должна стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться, то есть развитие универсальных учебных действий в полном смысле этого слова.
Проблема преемственности в образовании присутствовала всегда: идет ли речь о преемственности между уровнями образования – дошкольное, школьное, профессиональное, или об отдельных ступенях системы отечественного образования – начальное, основное, среднее образование.
Проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. На мой взгляд, обострение проблемы преемственности возникает особенно остро в период кардинальных изменений в системе образования. С чем мы и столкнулись сейчас – в период введения и освоения государственных образовательных стандартов второго поколения. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения (в частности, с появлением в нашей стране различных моделей обучения, особенно на ступенях дошкольного обучения и в начальной школе) стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.
Само понятие преемственности включает в себя связь между явлениями в процессе развития, когда новое сменяет старое, но сохраняет в себе некоторые его элементы. В отечественной системе образования реализуется значимый этап инновационного развития, связанный с введением ФГОС. А это и есть время, когда на смену старой системе образования приходит новая, совершенно иная, со своим системно-деятельностным подходом, со своими требованиями к содержанию образования и результатам. А найти вот эти точки, объединяющие ступени образования и обеспечивающие дальнейшее развитие ребенка – задача педагога на современном этапе.
В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» говорит так: «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться». Вот именно теперь найден этот инструмент, эти некоторые элементы, что должны присутствовать и в новом и старом, о которых упоминалось выше. Этим инструментом являются универсальные учебные действия, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков рамках отдельных дисциплин. В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, то есть способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях,
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. |
Сущность преемственности состоит в обеспечении постепенного развития и углубления знаний, в усложнении требований к умственной деятельности, в формировании личного и общественного поведения будущего школьника.
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. |
Кроме того, известно, что на стыке двух возрастов возникает кризис развития. Образование как способ организации социальной ситуации развития ребенка может усилить и позитивную сторону кризиса, и его негативные проявления. Наша задача – создать такую образовательную среду, которая поддержит активность ребенка, связанную с возникающими в его сознании новообразованиями, ослабит острые негативные формы кризиса и ускорит развитие ребенка как личности. Продуктивное решение этой задачи возможно в контексте личностно ориентированного подхода в образовании. Личность является высшей интегративной саморегулирующейся системой. Преемственность как объективная характеристика процесса развития личности ребенка обеспечивает непрерывное самодвижение, образование нового, отсутствовавшего на прежних ступенях. Каждая предыдущая стадия развития служит внутренним условием для следующей, вырастающей из нее. Этим обеспечивается сохранение целостности личности в процессе развития. Активность ребенка как фактор развития его личности должна определять и направленность вектора преемственности в образовании.
Научить умению правильно действовать, развить способность ставить учебную задачу, вооружить способами решения задач, самостоятельно проектировать пути ее решения, контролировать и оценивать свои достижения на этапе начального звена – это одна сторона медали. Другая сторона – это роль основной школы, которая должна развивать накопленный в начальной школе потенциал, предусматривая дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжая формировать умение учиться. Говоря об универсальных учебных действиях, хочется акцентировать свое внимание на самом понятии «универсальность», что значит пригодный для многих целей, с разнообразным назначением. Если же подобрать синонимы к вышеупомянутому понятию, то это будут слова - разносторонность, глобальность, общезначимость, всеохватность, всеобъемлемость, многосторонность, многогранность, многофункциональность, универсализм, энциклопедичность, всесторонность, многоохватность. Чтобы учебные действия, которым мы обучаем ребенка, стали таковыми необходимо создавать разнообразные ситуации не только на уроке, но здесь очень важна работа на разных предметных дисциплинах. Каждый учитель в ответе именно за универсальность учебного действия, в противном случае оно просто теряет смысл и не достигает возложенной на него цели. В этом поможет программа формирования УУД, которая необходима в начальной и основной школе как один из компонентов преемственности между ступенями образования.
Подводя итоги моим рассуждениям по теме эссе на тему «Формирование УДД как основа преемственности различных ступеней современного образования», можно сказать, что решением данной проблемы
должна стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться, то есть развитие универсальных учебных действий в полном смысле этого слова.
Проблема преемственности в образовании присутствовала всегда: идет ли речь о преемственности между уровнями образования – дошкольное, школьное, профессиональное, или об отдельных ступенях системы отечественного образования – начальное, основное, среднее образование.
Проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. На мой взгляд, обострение проблемы преемственности возникает особенно остро в период кардинальных изменений в системе образования. С чем мы и столкнулись сейчас – в период введения и освоения государственных образовательных стандартов второго поколения. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения (в частности, с появлением в нашей стране различных моделей обучения, особенно на ступенях дошкольного обучения и в начальной школе) стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.
Само понятие преемственности включает в себя связь между явлениями в процессе развития, когда новое сменяет старое, но сохраняет в себе некоторые его элементы. В отечественной системе образования реализуется значимый этап инновационного развития, связанный с введением ФГОС. А это и есть время, когда на смену старой системе образования приходит новая, совершенно иная, со своим системно-деятельностным подходом, со своими требованиями к содержанию образования и результатам. А найти вот эти точки, объединяющие ступени образования и обеспечивающие дальнейшее развитие ребенка – задача педагога на современном этапе.
В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» говорит так: «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться». Вот именно теперь найден этот инструмент, эти некоторые элементы, что должны присутствовать и в новом и старом, о которых упоминалось выше. Этим инструментом являются универсальные учебные действия, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков рамках отдельных дисциплин. В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, то есть способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях,
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. |
Сущность преемственности состоит в обеспечении постепенного развития и углубления знаний, в усложнении требований к умственной деятельности, в формировании личного и общественного поведения будущего школьника.
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. |
Кроме того, известно, что на стыке двух возрастов возникает кризис развития. Образование как способ организации социальной ситуации развития ребенка может усилить и позитивную сторону кризиса, и его негативные проявления. Наша задача – создать такую образовательную среду, которая поддержит активность ребенка, связанную с возникающими в его сознании новообразованиями, ослабит острые негативные формы кризиса и ускорит развитие ребенка как личности. Продуктивное решение этой задачи возможно в контексте личностно ориентированного подхода в образовании. Личность является высшей интегративной саморегулирующейся системой. Преемственность как объективная характеристика процесса развития личности ребенка обеспечивает непрерывное самодвижение, образование нового, отсутствовавшего на прежних ступенях. Каждая предыдущая стадия развития служит внутренним условием для следующей, вырастающей из нее. Этим обеспечивается сохранение целостности личности в процессе развития. Активность ребенка как фактор развития его личности должна определять и направленность вектора преемственности в образовании.
Научить умению правильно действовать, развить способность ставить учебную задачу, вооружить способами решения задач, самостоятельно проектировать пути ее решения, контролировать и оценивать свои достижения на этапе начального звена – это одна сторона медали. Другая сторона – это роль основной школы, которая должна развивать накопленный в начальной школе потенциал, предусматривая дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжая формировать умение учиться. Говоря об универсальных учебных действиях, хочется акцентировать свое внимание на самом понятии «универсальность», что значит пригодный для многих целей, с разнообразным назначением. Если же подобрать синонимы к вышеупомянутому понятию, то это будут слова - разносторонность, глобальность, общезначимость, всеохватность, всеобъемлемость, многосторонность, многогранность, многофункциональность, универсализм, энциклопедичность, всесторонность, многоохватность. Чтобы учебные действия, которым мы обучаем ребенка, стали таковыми необходимо создавать разнообразные ситуации не только на уроке, но здесь очень важна работа на разных предметных дисциплинах. Каждый учитель в ответе именно за универсальность учебного действия, в противном случае оно просто теряет смысл и не достигает возложенной на него цели. В этом поможет программа формирования УУД, которая необходима в начальной и основной школе как один из компонентов преемственности между ступенями образования.
Подводя итоги моим рассуждениям по теме эссе на тему «Формирование УДД как основа преемственности различных ступеней современного образования», можно сказать, что решением данной проблемы
должна стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться, то есть развитие универсальных учебных действий в полном смысле этого слова. Проблема преемственности в образовании присутствовала всегда: идет ли речь о преемственности между уровнями образования – дошкольное, школьное, профессиональное, или об отдельных ступенях системы отечественного образования – начальное, основное, среднее образование.
Проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. На мой взгляд, обострение проблемы преемственности возникает особенно остро в период кардинальных изменений в системе образования. С чем мы и столкнулись сейчас – в период введения и освоения государственных образовательных стандартов второго поколения. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения (в частности, с появлением в нашей стране различных моделей обучения, особенно на ступенях дошкольного обучения и в начальной школе) стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.
Само понятие преемственности включает в себя связь между явлениями в процессе развития, когда новое сменяет старое, но сохраняет в себе некоторые его элементы. В отечественной системе образования реализуется значимый этап инновационного развития, связанный с введением ФГОС. А это и есть время, когда на смену старой системе образования приходит новая, совершенно иная, со своим системно-деятельностным подходом, со своими требованиями к содержанию образования и результатам. А найти вот эти точки, объединяющие ступени образования и обеспечивающие дальнейшее развитие ребенка – задача педагога на современном этапе.
В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» говорит так: «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться». Вот именно теперь найден этот инструмент, эти некоторые элементы, что должны присутствовать и в новом и старом, о которых упоминалось выше. Этим инструментом являются универсальные учебные действия, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков рамках отдельных дисциплин. В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, то есть способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях,
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. |
Сущность преемственности состоит в обеспечении постепенного развития и углубления знаний, в усложнении требований к умственной деятельности, в формировании личного и общественного поведения будущего школьника.
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. |
Кроме того, известно, что на стыке двух возрастов возникает кризис развития. Образование как способ организации социальной ситуации развития ребенка может усилить и позитивную сторону кризиса, и его негативные проявления. Наша задача – создать такую образовательную среду, которая поддержит активность ребенка, связанную с возникающими в его сознании новообразованиями, ослабит острые негативные формы кризиса и ускорит развитие ребенка как личности. Продуктивное решение этой задачи возможно в контексте личностно ориентированного подхода в образовании. Личность является высшей интегративной саморегулирующейся системой. Преемственность как объективная характеристика процесса развития личности ребенка обеспечивает непрерывное самодвижение, образование нового, отсутствовавшего на прежних ступенях. Каждая предыдущая стадия развития служит внутренним условием для следующей, вырастающей из нее. Этим обеспечивается сохранение целостности личности в процессе развития. Активность ребенка как фактор развития его личности должна определять и направленность вектора преемственности в образовании.
Научить умению правильно действовать, развить способность ставить учебную задачу, вооружить способами решения задач, самостоятельно проектировать пути ее решения, контролировать и оценивать свои достижения на этапе начального звена – это одна сторона медали. Другая сторона – это роль основной школы, которая должна развивать накопленный в начальной школе потенциал, предусматривая дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжая формировать умение учиться. Говоря об универсальных учебных действиях, хочется акцентировать свое внимание на самом понятии «универсальность», что значит пригодный для многих целей, с разнообразным назначением. Если же подобрать синонимы к вышеупомянутому понятию, то это будут слова - разносторонность, глобальность, общезначимость, всеохватность, всеобъемлемость, многосторонность, многогранность, многофункциональность, универсализм, энциклопедичность, всесторонность, многоохватность. Чтобы учебные действия, которым мы обучаем ребенка, стали таковыми необходимо создавать разнообразные ситуации не только на уроке, но здесь очень важна работа на разных предметных дисциплинах. Каждый учитель в ответе именно за универсальность учебного действия, в противном случае оно просто теряет смысл и не достигает возложенной на него цели. В этом поможет программа формирования УУД, которая необходима в начальной и основной школе как один из компонентов преемственности между ступенями образования.
Подводя итоги моим рассуждениям по теме эссе на тему «Формирование УДД как основа преемственности различных ступеней современного образования», можно сказать, что решением данной проблемы
должна стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться, то есть развитие универсальных учебных действий в полном смысле этого слова.