Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок математики в 5 классе (по ФГОС)

Сложение и вычитание десятичных дробей

 

Хотимская Татьяна Алексеевна,
учитель математики ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга

 

Урок №1

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей

Тип:

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действия

Задачи:

сформировать представление о сложении и вычитании десятичных дробей;

организовать работу по изучению нового материала и получению первичного навыка применения нового правила при решении различных задач;

способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;

воспитывать культуру поведения при обсуждении различных вопросов, работе в парах, взаимной проверке;

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Планируемые результаты

Предметные:

обучающиеся должны уметь применять правило сложения и вычитания десятичных дробей;

анализировать и осмысливать текст задачи, составлять план решения задачи (арифметическим способом).

 

Метапредметные:

Регулятивные

учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свое предположение;

уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить коррективы в действие после учета сделанных ошибок;

уметь проводить самопроверку и взаимопроверку

Познавательные

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

анализировать задание с помощью учителя и использовать ранее полученные знания при изучении нового материала

Коммуникативные

уметь оформлять свои мысли в устой форме; слушать и понимать речь учителя;

следовать правилам поведения и общения на уроке

Личностные:

уметь осуществлять самооценку

на основе критерия успешности учебной деятельности

Межпредметные связи: формирование вычислительных навыков

Ресурсы урока: учебник Н.Я.Виленкин и др. «Математика 5 класс»; раздаточный материал: листы для устного счета

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

1.Мотивация познавательной деятельности

Формулирует задачу: Медведь весит 0,7 т, масса бегемота – на 2,9 т больше массы медведя, а масса слона на 4,5 т больше массы бегемота. Сколько весит слон?

Предложите разные  способы  решения этой задачи.                                                                Можно перевести десятичные дроби в обыкновенные, сложить их и вернуться к десятичным дробям.

Можно найти массу слона, предварительно переведя массы зверей в килограммы, а затем вернуться к тоннам.

Конечно, десятичные дроби не были бы никому нужны, если бы для вычислений их нужно было переводить в обыкновенные. Именно поэтому мы постараемся как-то иначе решить эту задачу. Но для этого нам мало тех знаний, которые у нас есть. Что нам надо знать. Попробуйте сформулировать   тему нашего урока. 

Что надо уметь выполнять для решения задачи?

Какая тема сегодняшнего урока?

Уточняет тему урока, предлагает записать в тетрадь число и тему урока

Слушают условие, предлагают решения, выбирают рациональное.

 

 

 

 

Слушают, анализируют условие, отвечают на вопросы, осознают проблему.

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока

Записывают число и тему урока

2. Актуализация необходимых знаний

Какие действия с десятичными дробями вы уже умеете выполнять?  

Сравнивать дроби

Сравнить десятичные дроби: 3,4 и 3,4000;

75 и 75,000; 2,07 и 2,70; 5,6 и 3,6; 0,759 и 0,76

Давайте вспомним, как мы складываем натуральные числа «столбиком», как подписываем их друг под другом.

Предлагает учащимся выполнить устный счет:

1) Среди приведенных дробей найти дроби, равные 2,17. Из соответствующих им букв составь название животного:

К-2,017   0-2,1700   Е-02,17   Ь-02,170   С-20,17

Л-2,170   И-0017     Т-21,70   А-2,0107   Н-002,17

2)Разложи числа по разрядам и назови число единиц каждого разряда: 342; 7518; 1027, 2 9034

3)Найти значение выражения:

547 + (153 + 309);    628 + 285 + 115;    456 + (789 + + 544);  (836 + 89) - 36;     (769 + 89) - 36;    (137 -69) + 33

 

Отвечают на вопрос

 

 

Формулируют правила

 

 

 

 

 

Выполняют устный счет на специальных листах, обмениваются с соседом работами, проводят взаимопроверку по ответам на доске, сдают листы учителю

3. Организация  познавательной деятельности

Изучение нового материала

Вернемся к задаче: Медведь весит 0,7 т, масса бегемота – на 2,9 т больше массы медведя, а масса слона на 4,5 т больше массы бегемота. Сколько весит слон?

 Итак, нам предстоит сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей. Вычислим массу слона, не пользуясь «двойным переводом». Из полученных результатов видно, что сложение десятичных дробей почти не отличается от сложения натуральных чисел.

Вычислим теперь сумму чисел 13,2 и 3,18, уравняв число знаков после запятой.

Таким образом, мы получаем следующий алгоритм сложения (вычитания)  десятичных дробей:

1) Уравнять  в дробях число знаков после запятой.

2) Записать их так, чтобы запятая оказалась под запятой.

3) Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую.

4)Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

 

 

 

Записывают в тетрадь выражение и находят его значение.

 

 

Записывают выражение, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Записывают выражение, находят значение

Выполняют задание, анализируют, высказывают свое мнение, делают вывод о  том, каким образом можно выполнить сложение десятичных дробей

Формулируют правило под руководством учителя, записывают в тетрадь.

Закрепление первичного навыка

Решить примеры

1)    0,579+2,8

2)    5,3664+19,7336

3)    7,95+2,0612

4)    7,5+0,75

5)    0,48+4,12

6)    6,3+49,756

Найти ошибки в записи примеров:

alt      

 

У доски работают трое учащихся, выполняют по два примера. Затем учащиеся под руководством учителя производят проверку.

 

 

Обсуждают вместе

Самостоятельная работа; контроль с самопроверкой

Выполните задание самостоятельно:

№1213;  №1214.

Выполняют задание, затем самопроверку вместе с учителем, исправляют ошибки.

Задания на повторение ранее пройденного

Вспомним сравнение и округление десятичных дробей: №1249 и №1250

1 учащийся работает у доски. Остальные – на местах. После выполнения заданий проводится проверка

4. Подведение итогов

Что нового вы узнали на уроке?

Чем отличается правило сложения  десятичных дробей от сложения натуральных чисел? Что у них общего?

Повторим правило.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Несколько человек с места

Домашнее задание: №1255(а-е), 1256(а-е), 11257

Записывают задание

5. Самоанализ

Прикрепляют стикеры к доске, соответствующего цвета: красный – все было понятно; зеленый – почти все понял, но надо еще разобраться до конца; синий – плохо понял.

Дополнительный материал

       

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»