Урок математики в 5 классе (по ФГОС)
Сложение и вычитание десятичных дробей
Хотимская Татьяна Алексеевна,
учитель математики ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Урок №1 |
|||
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей |
Тип: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действия |
||
Задачи: сформировать представление о сложении и вычитании десятичных дробей; организовать работу по изучению нового материала и получению первичного навыка применения нового правила при решении различных задач; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при обсуждении различных вопросов, работе в парах, взаимной проверке; формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: обучающиеся должны уметь применять правило сложения и вычитания десятичных дробей; анализировать и осмысливать текст задачи, составлять план решения задачи (арифметическим способом).
|
Метапредметные: Регулятивные учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свое предположение; уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после учета сделанных ошибок; уметь проводить самопроверку и взаимопроверку Познавательные уметь ориентироваться в своей системе знаний; анализировать задание с помощью учителя и использовать ранее полученные знания при изучении нового материала Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устой форме; слушать и понимать речь учителя; следовать правилам поведения и общения на уроке |
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
|
Межпредметные связи: формирование вычислительных навыков |
|||
Ресурсы урока: учебник Н.Я.Виленкин и др. «Математика 5 класс»; раздаточный материал: листы для устного счета |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности ученика |
||
1.Мотивация познавательной деятельности |
|||
Формулирует задачу: Медведь весит 0,7 т, масса бегемота – на 2,9 т больше массы медведя, а масса слона на 4,5 т больше массы бегемота. Сколько весит слон? Предложите разные способы решения этой задачи. Можно перевести десятичные дроби в обыкновенные, сложить их и вернуться к десятичным дробям. Можно найти массу слона, предварительно переведя массы зверей в килограммы, а затем вернуться к тоннам. Конечно, десятичные дроби не были бы никому нужны, если бы для вычислений их нужно было переводить в обыкновенные. Именно поэтому мы постараемся как-то иначе решить эту задачу. Но для этого нам мало тех знаний, которые у нас есть. Что нам надо знать. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Что надо уметь выполнять для решения задачи? Какая тема сегодняшнего урока? Уточняет тему урока, предлагает записать в тетрадь число и тему урока |
Слушают условие, предлагают решения, выбирают рациональное.
Слушают, анализируют условие, отвечают на вопросы, осознают проблему.
Отвечают на вопрос
Формулируют тему урока Записывают число и тему урока |
||
2. Актуализация необходимых знаний |
|||
Какие действия с десятичными дробями вы уже умеете выполнять? Сравнивать дроби Сравнить десятичные дроби: 3,4 и 3,4000; 75 и 75,000; 2,07 и 2,70; 5,6 и 3,6; 0,759 и 0,76 Давайте вспомним, как мы складываем натуральные числа «столбиком», как подписываем их друг под другом. Предлагает учащимся выполнить устный счет: 1) Среди приведенных дробей найти дроби, равные 2,17. Из соответствующих им букв составь название животного: К-2,017 0-2,1700 Е-02,17 Ь-02,170 С-20,17 Л-2,170 И-0017 Т-21,70 А-2,0107 Н-002,17 2)Разложи числа по разрядам и назови число единиц каждого разряда: 342; 7518; 1027, 2 9034 3)Найти значение выражения: 547 + (153 + 309); 628 + 285 + 115; 456 + (789 + + 544); (836 + 89) - 36; (769 + 89) - 36; (137 -69) + 33
|
Отвечают на вопрос
Формулируют правила
Выполняют устный счет на специальных листах, обмениваются с соседом работами, проводят взаимопроверку по ответам на доске, сдают листы учителю |
||
3. Организация познавательной деятельности |
|||
Изучение нового материала Вернемся к задаче: Медведь весит 0,7 т, масса бегемота – на 2,9 т больше массы медведя, а масса слона на 4,5 т больше массы бегемота. Сколько весит слон? Итак, нам предстоит сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей. Вычислим массу слона, не пользуясь «двойным переводом». Из полученных результатов видно, что сложение десятичных дробей почти не отличается от сложения натуральных чисел. Вычислим теперь сумму чисел 13,2 и 3,18, уравняв число знаков после запятой. Таким образом, мы получаем следующий алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей: 1) Уравнять в дробях число знаков после запятой. 2) Записать их так, чтобы запятая оказалась под запятой. 3) Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую. 4)Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях. |
Записывают в тетрадь выражение и находят его значение.
Записывают выражение, отвечают на вопросы.
Записывают выражение, находят значение Выполняют задание, анализируют, высказывают свое мнение, делают вывод о том, каким образом можно выполнить сложение десятичных дробей Формулируют правило под руководством учителя, записывают в тетрадь. |
||
Закрепление первичного навыка Решить примеры 1) 0,579+2,8 2) 5,3664+19,7336 3) 7,95+2,0612 4) 7,5+0,75 5) 0,48+4,12 6) 6,3+49,756 Найти ошибки в записи примеров:
|
У доски работают трое учащихся, выполняют по два примера. Затем учащиеся под руководством учителя производят проверку.
Обсуждают вместе |
||
Самостоятельная работа; контроль с самопроверкой Выполните задание самостоятельно: №1213; №1214. |
Выполняют задание, затем самопроверку вместе с учителем, исправляют ошибки. |
||
Задания на повторение ранее пройденного Вспомним сравнение и округление десятичных дробей: №1249 и №1250 |
1 учащийся работает у доски. Остальные – на местах. После выполнения заданий проводится проверка |
||
4. Подведение итогов |
|||
Что нового вы узнали на уроке? Чем отличается правило сложения десятичных дробей от сложения натуральных чисел? Что у них общего? Повторим правило. |
Отвечают на вопросы.
Несколько человек с места |
||
Домашнее задание: №1255(а-е), 1256(а-е), 11257 |
Записывают задание |
||
5. Самоанализ |
|||
Прикрепляют стикеры к доске, соответствующего цвета: красный – все было понятно; зеленый – почти все понял, но надо еще разобраться до конца; синий – плохо понял. |
|||
Дополнительный материал |
|||