Технология "Педагогическая мастерская"
Новик Наталья Геннадьевна
Пояснительная записка
В данной статье рассматривается место технологии «Педагогическая мастерская» в рамках ФГОС ООО.
В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы, учащихся необходимо вовлекать «…в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать и понимать, осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». (Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа".)
Педагогическая мастерская – это одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. Из существующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения, которые опираются на логические противоречия и связи, творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. В системе мастерских все проблемы выдвигаются участниками, и в ней важен сам процесс творчества.
Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Содержание:
1.Введение. Необходимость введения ФГОС ООО.
2. Современные педагогические технологии.
3. Технологии «Педагогическая мастерская».
3.1. Цели технологии «Педагогическая мастерская».
3.2. Научное обоснование технологии «Педагогическая мастерская».
3.3. Сущность технологии «Педагогическая мастерская».
3.4.Принципы и правила ведения Педагогической мастерской.
3.5. Алгоритм технологии «Педагогическая мастерская».
3.6. Типы Педагогических мастерских
3.6.1. Преимущество технологии «Педагогическая мастерская» на уроках русского языка и литературы.
3.7. Результаты технологии «Педагогическая мастерская».
4. Технология «Педагогическая мастерская» в рамках ФГОС ООО.
Технология «Педагогическая мастерская»
Не дари голодному рыбу, а подари ему удочку.
(немецкая пословица)
В современном российском обществе назрела необходимость реформирования системы образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса. Поэтому разработка нового поколения образовательных стандартов – это вызов времени, в котором мы живем. С 2015 года вводится Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования, и учителя средней школы должны быть готовы работать с учениками, уже познакомившимися с новыми образовательными технологиями. К таким технологиям принадлежит и технология «Педагогическая мастерская».
Современное общество ставит перед учебными заведениями задачу подготовки выпускников, способных:
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, искать пути рационального решения возникающих проблем, используя современные технологии; четко осознавать, где и как приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Что для этого необходимо? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.
Подготовка успешного выпускника – главная задача преподавателя. И такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания.
Современные педагогические технологии
Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий. Например, толковый словарь дает такое:
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, в искусстве.
В других источниках находим:
Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Технология – это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. Любая же деятельность может быть технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова.
Развитие образовательных технологий связано с гуманизацией образования. Термин «образовательные технологии» - более емкий, чем «технологии обучения», так как он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
К современным педагогическим технологиям можно отнести следующие:
- технология организации самостоятельной деятельности школьников;
- технология организации исследовательской деятельности школьников;
- технология организации проектной деятельности школьников;
- технология развития критического мышления;
- технология диалогового взаимодействия;
- технология «Педагогическая мастерская»;
- технология кейсов.
Технология «педагогическая мастерская»
Я хочу остановиться на технологии «Педагогическая мастерская», так как, впервые познакомившись с ней в 2000 году, не раз присутствовала на мастер-классах, проводимых преподавателями АППО Санкт-Петербурга, учителями-предметниками. Я считаю, что использование на уроках русского языка и литературы технологии педагогических мастерских дает возможность эффективно проводить различные типы уроков.
Одним из «первооткрывателей» технологии «Педагогическая мастерская» в Санкт – Петербурге стала учитель литературы И. А. Мухина. Она пишет: «Мастерская педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия».
Можно сформулировать следующие образовательные цели технологии «Педагогическая мастерская»:
- Ø не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
- Ø не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
- Ø не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
- Ø не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащимся право на ошибку и право на сотрудничество.
В России с технологией педагогических мастерских впервые познакомились в 1990 году. В Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства предприняли попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования. «Первопроходцами» в технологии педагогических мастерских стали И. А. Мухина, Л. Д. Фураева, Н. И. Хлебович, Ж. О. Андреева и др. А сама эта необычная система обучения разработана французскими педагогами – представителями ЖФЕН – «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Данная технология отличается своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, целям.
Сущность этой системы выражается в следующих основных положениях:
- Личность с новым менталитетом – это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
- Все способны: каждый ребенок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и
т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.
3. Интенсивные методы обучения и развития личности.
То есть, Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, приоритета процесса над результатом. Это технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. В мастерской учитель – это мастер. Он не передает знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают в нем участие все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Именно поэтому, наверное, и дети, и взрослые воспринимают процесс в мастерской как кусочек живой жизни. Создатели авторских мастерских говорят: «Мастерская не урок, в мастерской происходит проживание».
В статье «Что такое педагогическая мастерская?» И. А. Мухина приводит следующие принципы и правила ведения мастерской:
- Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера- руководителя мастерской.
- Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.
- Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменятся самооценкой и самокоррекцией.
- Представление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора деятельности на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
- Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.
- Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
- Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.
- Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися – например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя – поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.
Построение мастерской технологично, а, следовательно, создается по определенному алгоритму.
Первый этап.
«Индуктор» - первое задание мастерской, направленное на создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Индуктором может служить слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. То есть все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. По мнению А. А. Окунева, индуктор – будильник. «Мы спим, и вдруг в нашу жизнь врывается нечто. Индуктор – момент разбуживания, который раскачивает маятник чувств. Главное, чтобы эти чувства были вызваны. Даже, если индуктор вызывает раздражение – это тоже хорошо».
Второй этап.
Этот этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Его можно разделить на две стадии. В разных источниках эти стадии называются по-разному. Например, «деконструкция и реконструкция». То есть нечто (текст?) разбирается на детали, а потом используется как исходный строительный материал – можно со своими добавками.
Можно найти и такое разделение: «самоинструкция и социоконструкция».
«Самоинструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
«Социоконструкция» – объединение этих элементов в коллективный продукт.
Третий этап.
«Социализация» - это предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.д.) На этом этапе каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и – осваивает все возможные открытия.
Иногда после этого этапа нужна промежуточная рефлексия. Это важно, если, например, нам необходимо заканчивать урок, а мастерская еще не завершена. Здесь же у участников работы часто появляется потребность в новом ли дополнительном знании – информационный запрос.
Четвертый этап.
Этот этап не обязателен в каждой мастерской, но необходим, если после этапа социализации участники мастерской исправляют или дополняют созданный продукт. Здесь происходит обращение к новой информации и ее обработка. Что это может быть? Словарные статьи, работы критиков, фрагменты статей, высказывания известных людей. Участник мастерской может продолжить или улучшить написанное. А может создать новый продукт.
Пятый этап.
«Афиширование» - представление работ участников мастерской (и Мастера). Это могут быть тексты, рисунки, схемы, проекты и т. д. Основное условие этого этапа: все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные сценки, пантомимы разыгрываются. Важно, чтобы все участники мастерской были выслушаны.
Шестой этап.
«Разрыв» - лучше всего отражают смысл этого понятия слова озарение, инсайт, понимание. И. А. Мухина пишет: « «Разрыв» – психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым.
«Разрыв» – необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для разрыва состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» - «разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т.п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник мастерской не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась».
Седьмой этап.
«Рефлексия» - что я открыл сегодня – в себе, в тексте, в окружающих? С каким вопросом вышел? Чего не понял? То есть, это этап отражения чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской.
Типы мастерских
В настоящее время существует несколько разновидностей творческих мастерских:
- Мастерская построения знаний;
- Мастерская творческого письма (или просто – письма);
- Мастерская построения отношений;
- Мастерская самопознания;
- Проектная мастерская и др.
На уроках русского языка и литературы чаще всего используются мастерские построения новых знаний и мастерские творческого письма.
Если ученики «прошли» через мастерскую построения знаний, то самые сложные теоретические понятия «оживут» в процессе мастерской, соприкосновение с ними будут животворящими, т.к. участникам мастерской предоставляется право освоения «живого знания». Приобретаемые учеником знания становятся его личным открытием, «присваиваются» им.
Мастерская творческого письма особенно важна для учителя – словесника, потому что с каждым годом увеличивается число «неговорящих» детей, т.е. не умеющих грамотно выражать свои мысли. А эта мастерская позволяет ученику – участнику мастерской – применить собственный жизненный опыт при выполнении конкретно поставленной задачи.
Основная задача Мастера, ведущего мастерскую творческого письма, - помочь участникам мастерской обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души. Мастерская помогает ученику в какой-то мере понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора, скульптора в момент творческого озарения. Приобретенный здесь опыт часто становится незабываемым событием жизни, фактом духовной биографии, ведь созданные работы оцениваются Мастером положительно и вдохновляют учеников на дальнейшие поиски и успехи.
Невозможно переоценить значение технологии педагогических мастерских в работе учителя-словесника. Очень редко уроки, проведенные в данной технологии, бывают неудачными. В основном же, учителя отмечают следующие преимущества мастерских:
- работа со словом в мастерской становится первостепенной;
- мастерские – отличный способ развивать собственное «письмо», а значит, готовиться к сочинению;
- мастерские «запускают» ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств, мыслей, для понимания художественного творчества;
- являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя;
- сами старшеклассники не раз фиксировали на стадии рефлексии развивающее воздействие мастерских. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.
Результаты мастерской
Результаты мастерской не программируются мастером детально. Это может быть или развитие мотивации к дальнейшему познанию, или создание завершенных проектов на основе полученных знаний. Можно сказать, что результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.
Понять атмосферу, специфику мастерской помогают комментарии, мысли, высказывания людей, «прошедших» через различные типы мастерских:
- Ø школа должна сделать детей способными прожить моменты поиска знания, анализа ситуации и момент теоретических знаний, чтобы при выходе из школы они сами могли конструировать знания;
- Ø человек осознает себя, когда пишет;
- Ø пора отказаться от того, чтобы другие думали за меня;
- Ø в задачу учителя входит создание в классе атмосферы открытости;
- ребенок, конечно, может ( и должен) делать ошибки, но ошибки не должны быть осмеяны;
- Ø часто наши подсказки вообще грешны, ибо они далеки от того, что происходит в голове ребенка;
- Ø вместо подсказки мастер изобретает еще одну ситуацию, чтобы дети развили то верное, что нашли, и отказались от ошибочных идей;
- Ø свобода учителя развивает свободу ученика;
- Ø познание не равно послушанию;
- Ø в мастерской должно быть пространство для мыслей;
- Ø не в школе ли делают детей неспособными?
- Ø учитель на уроке не хозяин, хозяин – текст. Но обычно на эту роль претендует учитель;
- Ø постоянный поиск – обычное состояние мастера;
- Ø ошибка – возможность подняться на новую ступеньку познания;
- Ø на мастерской мастер – человек-невидимка. Он мало говорит, больше молчит;
Я считаю, что эти высказывания можно назвать рефлексией на саму технологию «Педагогическая мастерская».
Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям ФГОС ООО и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Литература:
- Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014г.
- Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских. / Т. Я. Еремина. – СПб.: «Корифей», 2000г.
- Педагогические мастерские по литературе. / под ред. А. Н. Сиваковой. – СПб.: «Корифей», 2000г.
- Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002г.
- http:// festival.1september.ru
- http:// l-chigir.narod.ru