Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 171
Центрального района г. Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ
- для 5 класса
Составитель: Осадчая М. А ., учитель биологии
Санкт-Петербург – 2013/2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Новые стандарты утверждены 8.06.2012г
-
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897
-
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).
-
Закон Российской Федерации «Об образовании».
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.
-
Распоряжение Комитета по образованию «Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования»
-
Учебный план ГБОУ Гимназии № 171 на 2013/2014 учебный год.
8,Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на
основании программы по биологии для 5–9 классов авторов:
Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А. и др. и соответствует положениям
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии
в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из
курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов в год из расчета 1 учебный час в неделю в соответствии с учебным планом ГБОУ Гимназии № 171. Уровень программы - базовая, классификация – типовая. Программа по биологии для 5 «Б» класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса биологии не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Биология». Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом Федерального государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.
Цели и задачи учебного курса:
познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями
которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных
знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания
природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным
знаниям;
- науки биологии;- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы,
-
начать формирование основ гигиенических, экологических знаний,ценностного отношения к природе и человеку.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология».
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на
формирование у школьников представлений об отличительных
особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке
как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом
культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся
должны освоить содержание, значимое для формирования
познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения
окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и
практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области
«Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента
целостности научной карты мира;
проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические
знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,
осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования
лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной
оценки полученных результатов, представления научно обоснованных
аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа
учебных задач.
Личностными результатами являются следующие умения:
- •овладение научным подходом к решению различных задач;•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
∙ Осознавать единство и целостность окружающего мира,
возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
∙ Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
∙ Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
∙ Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
∙ Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
∙ Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
∙
Метапредметными результатами является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели.
· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта).
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
· В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки.
· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
· Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
· Строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
· Создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта.
· Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и
т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой
(таблицу в текст и пр.).
· Вычитывать все уровни текстовой информации.
· Уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются
следующие умения:
5-й класс
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и
объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии:
безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы
растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и
цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых
организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны,
папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,
результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь
элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной
гигиены;
- · Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
- Познавательные УУД:
- Коммуникативные УУД:
- 5–6-й классы
- по сравнению с предками, и давать им объяснение;– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
- эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их
-
различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе и в учебнике. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. В 5 классе 12 лабораторных работ, в 6 классе - 15.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой (на усмотрение учителя):
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. - М.: Вентана-Граф, 2006.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2013. -240с.;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
-
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
-
-
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2013. -240с.;
-
-
а также методических пособий для учителя:
-
-
1). И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2010;
-
-
2). И. П. Чередниченко, М.В. Оданович. Рабочие программы по биологии 6-11 классы. Тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся. М. «Глобус», 2011.
-
-
дополнительной литературы для учителя:
-
-
1). А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. - М.: Дрофа, 2012. -96с.;
-
-
2).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
-
-
3). Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2010.- 128с.: 6 ил. - (Дидактические материалы);
-
-
4). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2010. - 112с.; для учащихся:
-
-
1) Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;
-
-
2) Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР): Кн. 1. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.;
-
-
3) Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с.;
-
-
4) Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. -528с.: ил.;
-
-
5) Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994. - с. 92-684;
-
-
6) Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с.;
-
-
7) Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с.;
-
-
8) Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с.;
-
-
9) Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -М.: 1996. - 556с.;
-
-
10) Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с.: ил.;
-
-
11) Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.;
-
-
12) Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.: ил. Т.И.Серебрякова и др. Биология: Растения, бактерии, грибы и лишайники: Учебн. Для 6-7 кл. общеобразоват. Учреждений. М., Просвещение, 2002 г.
-
-
13) Журнал. Биология в школе. Министерство образования Российской Федерации, Издательский дом «Школа-Пресс 1». 1999 – 2004 год.
-
-
14) Уроки ботаники. Кузнецова В.И. – М. Просвещение, 1985 год.
-
-
15) В.И. Кузнецова. Уроки биологии растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 класс – М. Просвещение. 1991 год.
-
-
-
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
-
-
М1Л-Т1МЕ01А - поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
-
-
• Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. ООО «Нью Медиа Дженерейшн» 2002 г.
-
-
• Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикой, 2006
-
-
• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя . Специальные обозначения Курсивом в графе «Элементы основного содержания» выделены основные понятия соответствующей темы урока.
Знаком * отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются на выбор учащихся)
Материально-техническое и
информационно-техническое обеспечение
Для реализации программы в распоряжении преподавателя имеются: компьютерные кабинеты, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, научно-методическая литература, информационные ресурсы Интернета.
Тема 1. Биология—наука о живом мире (8 ч)
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)
- .Содержание курса биологии в 5 классе
Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, эко-системы своей местности;
использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Осознавать единство и целостность окружающего мира,
возможности его познаваемости и объяснимости на основе
достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том
числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и
природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою
- деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков биологии в 5 Б классе
№ п/п |
Темы уроков |
|
Эксперемент |
Виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Задания для учащихся |
Планируемые сроки
|
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||
1 |
Наука о живой природе. |
Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой |
|
Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии |
умение работать с текстом, выделять в нем главное,умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. |
- мотивация обучения |
Введение, §1. |
1 неделя сентября |
2 |
Свойства живого |
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого . |
|
Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования |
умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. |
Понимание значимости научного исследования природы, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. |
2§ |
2 неделя сентября |
3 |
Методы изучения природы. |
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях |
|
умение выполнять письменные задания по биологии |
анализ методов и приемов с целью выделения главного. |
оценка усваиваемого содержания. |
№3-4 р.т. 3§ |
|
4 |
Увеличительные приборы |
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. |
«Изучение устройства увеличительных приборов» |
Формирование навыков работы с лабораторным оборудованием. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
|
оценка усваиваемого содержания. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ. |
4§ |
3 неделя сентября |
5 |
Строение клетки. Ткани |
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. |
«Знакомство с клетками растений» |
Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. |
Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. освоение элементарных навыков исследовательской деятельности. |
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием |
4 неделя сентября |
|
6 |
Химический состав клетки |
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки |
|
Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. |
Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы. |
Понимание значимости научного исследования природы |
1 неделя октября |
|
7 |
Процессы жизнедеятельности клетки |
Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. РазмножениеОсновные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. |
|
Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. |
Аргументировать вывод о том, что |
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
2 неделя октября |
|
8 |
Великие естествоиспытатели |
Биология как наука.Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология — наука о живом мире» |
|
Рисовать (моделировать) схему строения клетки. |
Рисовать (моделировать) схему строения клетки. |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. |
3 неделя октября |
|
9 |
Царства живой природы |
Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Раздел биологии — систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение. Вид как наименьшая единица классификации |
|
Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. |
умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. |
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии |
4 неделя октября |
|
10 |
Бактерии: строение и жизнедеятельность |
Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах |
|
Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе |
умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал |
умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками |
1неделя ноября |
|
11 |
Бактерии: строение и жизнедеятельность |
Многообразие бактерий бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах |
|
Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природ |
умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. |
Представление о положительной и оотрицательной роли ббактерий в природе и жизни человека и умение ззащищать свой организм оот негативного влияния болезнетворных бактерий .умение строить ээффективное взаимодействие с одноклассниками
|
10 § |
2 неделя ноября |
12 |
Растения |
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека |
|
Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. |
умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. |
Осознание важности растений в природе и жизни человека Эстетическое восприятие природы. |
3 неделя ноября |
|
13 |
«Знакомство с внешним строением побегов растения» |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
«Знакомство с внешним строением побегов растения» |
Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. |
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. освоение элементарных навыков исследовательской деятельности. |
Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием |
4 неделя ноября |
|
14 |
Животные |
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды |
|
Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных |
умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. |
умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека |
1 неделя декабря |
|
15 |
«Наблюдение за передвижением животных» |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
«Наблюдение за передвижением животных» |
Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. |
Фиксировать результаты наблюдений в тетради, умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы.,освоение элементарных навыков исследовательской деятельности. |
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
2 неделя декабря |
|
16 |
Грибы |
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза) |
|
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека |
умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы, умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками |
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам |
3 неделя декабря |
|
17 |
Многообразие и значение грибов |
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека |
|
Объяснять значение грибов для человека и для природы |
умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. |
Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами, умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. |
4 неделя декабря |
|
18 |
Лишайники |
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха |
|
Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека |
умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа |
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам |
2 неделя января |
|
19 |
Значение живых организмов в природе и жизни человека |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» |
|
Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. |
Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. |
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала |
3 неделя января |
|
20 |
Среды жизни планеты Земля |
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни |
|
Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина |
умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал |
умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками |
4 неделя января |
|
21 |
Экологические факторы среды |
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов |
|
Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор |
оформлять конспект урока в тетради,развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. |
умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение |
1 неделя февраля |
|
22 |
Приспособления организмов к жизни в природе |
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений |
|
Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника |
умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы |
Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с природой. |
2 неделя февраля |
|
23 |
Природные сообщества |
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ |
|
Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе |
умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу . |
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам., умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. , умение работать в группах, |
3 неделя февраля |
|
24 |
Природные зоны России |
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны |
|
Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством |
Умение работать с источниками биолог.информации, формирование позновательного интереса, направленного на изучение живой природы. |
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата |
4 неделя февраля |
|
25 |
Жизнь организмов на разных материках |
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды |
|
Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле |
умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. |
умение применять полученные знания в своей практической деятельности. |
1 неделя марта |
|
26 |
Жизнь организмов в морях и океанах |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» |
|
Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. |
Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. |
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы |
2 неделя марта |
|
27 |
Как появился человек на Земле |
Как появился человек на Земле |
|
Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития |
Умение работать с источниками биолог.информации, овладение методами биолог.науки, знание основных методов изучения природы, формирование познавательного интереса, направленного на изучение живой природы. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата |
Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с природой. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ. |
3 неделя марта |
|
28 |
Как человек изменял природу |
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы |
|
Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. |
Аргументировать необходимость охраны природы. Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. |
Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата |
4 неделя марта |
|
29 |
Важность охраны живого мира планеты |
|
|
Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных |
умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
Готовность слушать собеседника, высказывать свою точку зрения. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. |
1 неделя апреля |
|
30 |
Сохраним богатство живого мира |
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. |
|
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала |
Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы |
Познавательный интерес к естественным наукам, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
2 неделя апреля |
|
31 |
Обобщение и систематизация знаний |
Обобщить и систематизировать знания учащихся за 5 класс.Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса |
|
Использовать учебные действия для формулировки ответов |
умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. |
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. |
3 неделя апреля |
|
32 |
«Весенние явления в природе» |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
|
Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. |
Соблюдать правила поведения в природе. Анализировать содержание выбранных на лето заданий |
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Овладение основами проектной деятельности. Формирование навыков публичного выступления и представления результатов своей работы. |
4 неделя апреля |
|
33 |
Резервное время |
|
|
|
|
|
|
2 неделя мая |
34 |
Резервное время |
|
|
|
|
|
|
3 неделя мая |
35 |
Резервное время |
|
|
|
|
|
|
4 неделя мая |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 171
Центрального района г. Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ
- для 5 «Б» класса
Составитель: Осадчая М. А ., учитель биологии
Санкт-Петербург – 2013/2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Новые стандарты утверждены 8.06.2012г
-
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897
-
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).
-
Закон Российской Федерации «Об образовании».
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.
-
Распоряжение Комитета по образованию «Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования»
-
Учебный план ГБОУ Гимназии № 171 на 2013/2014 учебный год.
8,Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на
основании программы по биологии для 5–9 классов авторов:
Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А. и др. и соответствует положениям
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии
в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из
курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов в год из расчета 1 учебный час в неделю в соответствии с учебным планом ГБОУ Гимназии № 171. Уровень программы - базовая, классификация – типовая. Программа по биологии для 5 «Б» класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса биологии не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Биология». Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом Федерального государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.
Цели и задачи учебного курса:
познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями
которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных
знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания
природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным
знаниям;
- науки биологии;- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы,
-
начать формирование основ гигиенических, экологических знаний,ценностного отношения к природе и человеку.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология».
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на
формирование у школьников представлений об отличительных
особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке
как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом
культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся
должны освоить содержание, значимое для формирования
познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения
окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и
практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области
«Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента
целостности научной карты мира;
проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические
знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,
осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования
лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной
оценки полученных результатов, представления научно обоснованных
аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа
учебных задач.
Личностными результатами являются следующие умения:
- •овладение научным подходом к решению различных задач;•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
∙ Осознавать единство и целостность окружающего мира,
возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
∙ Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
∙ Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
∙ Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
∙ Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
∙ Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
∙
Метапредметными результатами является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели.
· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта).
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
· В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки.
· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
· Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
· Строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
· Создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта.
· Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и
т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой
(таблицу в текст и пр.).
· Вычитывать все уровни текстовой информации.
· Уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются
следующие умения:
5-й класс
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и
объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии:
безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы
растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и
цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых
организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны,
папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,
результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь
элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной
гигиены;
- · Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
- Познавательные УУД:
- Коммуникативные УУД:
- 5–6-й классы
- по сравнению с предками, и давать им объяснение;– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
- эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их
-
различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе и в учебнике. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. В 5 классе 12 лабораторных работ, в 6 классе - 15.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой (на усмотрение учителя):
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. - М.: Вентана-Граф, 2006.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2013. -240с.;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
-
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
-
-
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2013. -240с.;
-
-
а также методических пособий для учителя:
-
-
1). И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2010;
-
-
2). И. П. Чередниченко, М.В. Оданович. Рабочие программы по биологии 6-11 классы. Тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся. М. «Глобус», 2011.
-
-
дополнительной литературы для учителя:
-
-
1). А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. - М.: Дрофа, 2012. -96с.;
-
-
2).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
-
-
3). Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2010.- 128с.: 6 ил. - (Дидактические материалы);
-
-
4). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2010. - 112с.; для учащихся:
-
-
1) Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;
-
-
2) Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР): Кн. 1. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.;
-
-
3) Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с.;
-
-
4) Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. -528с.: ил.;
-
-
5) Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994. - с. 92-684;
-
-
6) Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с.;
-
-
7) Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с.;
-
-
8) Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с.;
-
-
9) Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -М.: 1996. - 556с.;
-
-
10) Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с.: ил.;
-
-
11) Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.;
-
-
12) Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.: ил. Т.И.Серебрякова и др. Биология: Растения, бактерии, грибы и лишайники: Учебн. Для 6-7 кл. общеобразоват. Учреждений. М., Просвещение, 2002 г.
-
-
13) Журнал. Биология в школе. Министерство образования Российской Федерации, Издательский дом «Школа-Пресс 1». 1999 – 2004 год.
-
-
14) Уроки ботаники. Кузнецова В.И. – М. Просвещение, 1985 год.
-
-
15) В.И. Кузнецова. Уроки биологии растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 класс – М. Просвещение. 1991 год.
-
-
-
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
-
-
М1Л-Т1МЕ01А - поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
-
-
• Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. ООО «Нью Медиа Дженерейшн» 2002 г.
-
-
• Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикой, 2006
-
-
• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя . Специальные обозначения Курсивом в графе «Элементы основного содержания» выделены основные понятия соответствующей темы урока.
Знаком * отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются на выбор учащихся)
Материально-техническое и
информационно-техническое обеспечение
Для реализации программы в распоряжении преподавателя имеются: компьютерные кабинеты, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, научно-методическая литература, информационные ресурсы Интернета.
Тема 1. Биология—наука о живом мире (8 ч)
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)
- .Содержание курса биологии в 5 классе
Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, эко-системы своей местности;
использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Осознавать единство и целостность окружающего мира,
возможности его познаваемости и объяснимости на основе
достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том
числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и
природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою
- деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков биологии в 5 Б классе
№ п/п |
Темы уроков |
|
Эксперемент |
Виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Задания для учащихся |
Планируемые сроки
|
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||
1 |
Наука о живой природе. |
Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой |
|
Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии |
умение работать с текстом, выделять в нем главное,умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. |
- мотивация обучения |
Введение, §1. |
1 неделя сентября |
2 |
Свойства живого |
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого . |
|
Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования |
умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. |
Понимание значимости научного исследования природы, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. |
2§ |
2 неделя сентября |
3 |
Методы изучения природы. |
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях |
|
умение выполнять письменные задания по биологии |
анализ методов и приемов с целью выделения главного. |
оценка усваиваемого содержания. |
№3-4 р.т. 3§ |
|
4 |
Увеличительные приборы |
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. |
«Изучение устройства увеличительных приборов» |
Формирование навыков работы с лабораторным оборудованием. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
|
оценка усваиваемого содержания. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ. |
4§ |
3 неделя сентября |
5 |
Строение клетки. Ткани |
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. |
«Знакомство с клетками растений» |
Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. |
Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. освоение элементарных навыков исследовательской деятельности. |
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием |
4 неделя сентября |
|
6 |
Химический состав клетки |
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки |
|
Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. |
Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы. |
Понимание значимости научного исследования природы |
1 неделя октября |
|
7 |
Процессы жизнедеятельности клетки |
Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. РазмножениеОсновные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. |
|
Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. |
Аргументировать вывод о том, что |
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
2 неделя октября |
|
8 |
Великие естествоиспытатели |
Биология как наука.Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология — наука о живом мире» |
|
Рисовать (моделировать) схему строения клетки. |
Рисовать (моделировать) схему строения клетки. |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. |
3 неделя октября |
|
9 |
Царства живой природы |
Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Раздел биологии — систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение. Вид как наименьшая единица классификации |
|
Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. |
умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. |
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии |
4 неделя октября |
|
10 |
Бактерии: строение и жизнедеятельность |
Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах |
|
Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе |
умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал |
умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками |
1неделя ноября |
|
11 |
Бактерии: строение и жизнедеятельность |
Многообразие бактерий бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах |
|
Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природ |
умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. |
Представление о положительной и оотрицательной роли ббактерий в природе и жизни человека и умение ззащищать свой организм оот негативного влияния болезнетворных бактерий .умение строить ээффективное взаимодействие с одноклассниками
|
10 § |
2 неделя ноября |
12 |
Растения |
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека |
|
Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. |
умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. |
Осознание важности растений в природе и жизни человека Эстетическое восприятие природы. |
3 неделя ноября |
|
13 |
«Знакомство с внешним строением побегов растения» |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
«Знакомство с внешним строением побегов растения» |
Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. |
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. освоение элементарных навыков исследовательской деятельности. |
Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием |
4 неделя ноября |
|
14 |
Животные |
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды |
|
Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных |
умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. |
умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека |
1 неделя декабря |
|
15 |
«Наблюдение за передвижением животных» |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
«Наблюдение за передвижением животных» |
Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. |
Фиксировать результаты наблюдений в тетради, умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы.,освоение элементарных навыков исследовательской деятельности. |
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
2 неделя декабря |
|
16 |
Грибы |
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза) |
|
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека |
умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы, умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками |
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам |
3 неделя декабря |
|
17 |
Многообразие и значение грибов |
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека |
|
Объяснять значение грибов для человека и для природы |
умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. |
Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами, умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. |
4 неделя декабря |
|
18 |
Лишайники |
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха |
|
Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека |
умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа |
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам |
2 неделя января |
|
19 |
Значение живых организмов в природе и жизни человека |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» |
|
Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. |
Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. |
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала |
3 неделя января |
|
20 |
Среды жизни планеты Земля |
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни |
|
Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина |
умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал |
умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками |
4 неделя января |
|
21 |
Экологические факторы среды |
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов |
|
Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор |
оформлять конспект урока в тетради,развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. |
умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение |
1 неделя февраля |
|
22 |
Приспособления организмов к жизни в природе |
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений |
|
Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника |
умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы |
Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с природой. |
2 неделя февраля |
|
23 |
Природные сообщества |
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ |
|
Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе |
умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу . |
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам., умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. , умение работать в группах, |
3 неделя февраля |
|
24 |
Природные зоны России |
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны |
|
Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством |
Умение работать с источниками биолог.информации, формирование позновательного интереса, направленного на изучение живой природы. |
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата |
4 неделя февраля |
|
25 |
Жизнь организмов на разных материках |
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды |
|
Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле |
умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. |
умение применять полученные знания в своей практической деятельности. |
1 неделя марта |
|
26 |
Жизнь организмов в морях и океанах |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» |
|
Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. |
Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. |
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы |
2 неделя марта |
|
27 |
Как появился человек на Земле |
Как появился человек на Земле |
|
Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития |
Умение работать с источниками биолог.информации, овладение методами биолог.науки, знание основных методов изучения природы, формирование познавательного интереса, направленного на изучение живой природы. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата |
Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с природой. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ. |
3 неделя марта |
|
28 |
Как человек изменял природу |
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы |
|
Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. |
Аргументировать необходимость охраны природы. Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. |
Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата |
4 неделя марта |
|
29 |
Важность охраны живого мира планеты |
|
|
Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных |
умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
Готовность слушать собеседника, высказывать свою точку зрения. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. |
1 неделя апреля |
|
30 |
Сохраним богатство живого мира |
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. |
|
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала |
Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы |
Познавательный интерес к естественным наукам, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
2 неделя апреля |
|
31 |
Обобщение и систематизация знаний |
Обобщить и систематизировать знания учащихся за 5 класс.Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса |
|
Использовать учебные действия для формулировки ответов |
умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. |
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. |
3 неделя апреля |
|
32 |
«Весенние явления в природе» |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
|
Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. |
Соблюдать правила поведения в природе. Анализировать содержание выбранных на лето заданий |
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Овладение основами проектной деятельности. Формирование навыков публичного выступления и представления результатов своей работы. |
4 неделя апреля |
|
33 |
Резервное время |
|
|
|
|
|
|
2 неделя мая |
34 |
Резервное время |
|
|
|
|
|
|
3 неделя мая |
35 |
Резервное время |
|
|
|
|
|
|
4 неделя мая |