СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется
диагностическое (стартовое, текущее) оценивание
срезовое(тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Диагностическое оценивание раньше применялось редко и, как правило, не в системе. Теперь при создании тематического планирования нужно думать о том, какие вопросы можно задать учащимся до и после законченного модуля обучения. (Пример 1).
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Разработка критериев знаний и умений по различным предметам, очевидно, займет много времени на первом этапе, но когда определенный банк будет сформирован, их наличие значительно упростит работу. (Пример 2).
3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4. Оценивать можно только то, чему учат.
5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, и родителям. Они могут вырабатываться ими совместно.
6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
7. В разных образовательных учреждениях может быть выбрана разная оценочная шкала. Приводим пример соотношения пятибалльной и десятибалльной шкал с критериями оценки деятельности учащихся. (Пример 3).
В системе оценивания в начальной школе используются
ü внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой;
ü внешняя оценкапроводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах;
ü субъективная или экспертная(наблюдения (Пример 4), самооценка и самоанализ (Пример 5) и др.) -объективизированная (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированная (основанные на результатах стандартизированных письменных работ, или тестов) процедуры и оценки (Пример 2).
Оценке подлежит не только результат, достигнутый учащимся, но и процесс достижения этого результата.
Кроме этого добавляется: осознанность каждым обучающимся этого результата, особенностей развития его собственного процесса обучения.
Формы оценивания могут быть разными, их выбор определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Добавляется:
ü интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки (Пример 6), презентации (Пример 7),
ü дифференцированная оценкаотдельных аспектов обучения (Пример 1);
ü самоанализ и самооценкаобучающихся (Пример 5).
Текущее оценивание:учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие методы оценивания:
ü наблюдения
ü линейки достижений (Пример 8);
ü оценивание процесса выполнения;
ü выбор ответа или краткий ответ;
ü открытый ответ;
ü портфолио;
ü самоанализа.
Для использования перечисленных выше методов оценивания рекомендуются следующие инструменты:
ü критериальные описания;
ü эталоны;
ü памятки;
ü линейки достижений;
ü аналитические шкалы.