Шмакова Людмила Алексеевна
учитель истории и обществознания ГБОУ гимназия №92
Выборгского района г. Санкт- Петербурга
Новизна современного образования и заключается в стимулировании учителем активной творческой индивидуально-личностной деятельности учащихся на всех этапах учебного процесса и создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Традиционный урок также завершается подведением итогов, оценкой работы класса в целом и отдельных учащихся. Время от времени, некоторые учителя тоже спрашивают у ребят: «Понравился ли вам этот урок?» И дети в едином порыве отвечают дружно «Да!» Кое-кто идёт дальше и спрашивает детей более конкретно: «Чем понравился урок?» «Что заинтересовало?», «Были ли трудности?» Но всё - же основную оценку деятельности даёт учитель, при этом важна именно предметная оценка.
Но в соответствии с ФГОС, учителю принадлежит роль управляющего учебным процессом, а для эффективного управления необходима постоянная обратная связь с учащимися. В структуре урока, соответствующего требованиями ФГОСа, РЕФЛЕКСИЯ деятельности является обязательным заключительным этапом урока, на котором соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности. Задача учителя -инициировать рефлексию учащихся по поводу их психоэмоционального состояния, мотивации их деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
РЕФЛЕКСИЯ –(От лат.reflexio– «обращение назад», «отражение»)
форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий, деятельность самопознания.
В конечном счёте - осознание практики.
Результатом является умение учащихся анализировать и оценивать успешность своей деятельности. При этом важны не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные.
Ориентиром учителю здесь служит формирование адекватной самооценки учащегося.
Надо отметить, что авторы - методисты и учителя по-разному подходят к этой части урока. Для одних ( в основном это учителя начальной школы) - это оценивание детьми своего психоэмоционального состоянии на уроке, уровня мотивации, уровня комфортности и т.д.
Предлагаются такие приёмы:
1) На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
большой – «для меня это важно и интересно …»
указательный – «я бы мог но не спросили...»
средний – « У меня всё время вертелось в голове...»
безымянный – « Если бы я был учителем...»
мизинец – « Мне понравилось...»
2)Следующий приём "расскажи по схеме":
Я знаю
Я запомнил
Я смог
Для других учителей этот этап - своего рода обратная связь, возможность получить лаконичную информацию о степени «погружения» учеников в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке. И самое главное, учащимися предлагается выразить слбственное мнение, собственную позицию Технологичных и эффективных приёмов, направленных на творческое применение накопленных знаний очень немного.
Например, ПОПС-формула
Этот интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права из ЮАР. По-английски она пишется PRES-formula. На русский язык её перевёл проректор Санкт- Петербургского института права им. принца Ольденбургского Аркадий Гутников.В результате перевода получилась аббревеатура ПОПС. Ценность её заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Ведь нам теперь важно не только что знает ученик, а насколько осознанно от его воспринял. В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС- формулы:
П –позиция
О –объяснение( обоснование0)
П –пример
С –следствие
Для большей технологичности предлагается использовать начало предложений
Первое из предложений ( позиции я) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что...»
Второе предложение ( объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что...»
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере...»
И, наконец, четвёртое предложение ( следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, яделаю вывод о том, что...»
Что бы задать общее направление рефлексии учащихся, учитель добавляет в первом предложении несколько слов, определяющих тему обсуждения.
Например: «Я считаю, что Иван Грозный...»
Таким образом, мы получаем возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени « погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке события, явления, факта. А самое главное, ученикам предлагается выразить собственное мнение, собственную позицию. Пример ученической работы: «Я считаю, чтоопричнина это явление, повлекшее для Руси крайне опасные последствия.
Потому что опричнина стала началом социального и экономического кризиса на Руси.
Я это могу доказать на примере того, чтово время опричнины произошла массовая гибель людей, была разрушена экономика страны, усилилось крепостничество из-за введения «заповедных лет».
Исходя из этого , я делаю вывод о том, чтоопричнина отрицательно повлияла на развитие России.» (Дарья Орлова, 10-2 кл)
Ещё один приём - ПЯТЬ СТРОЧЕК – сиквейн
Ещё один эффективный прём, рассчитанный на рефлексию учащихся. Задание, которое также не требует много времени на его выполнение. Необходимо составить небольшую схему из пяти строчек, напоминающую белый стих – синквейн ещё называют «пятистишием»
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта, метафора
Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.
Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.
Подобная работа не только обогащает словарный запас ученика, она позволяет каждому ученику почувствовать себя хоть на мгновение творцом, философом, так как написать синквейн может каждый.
Примеры:
ИВАН IV
Жесток, деятелен;
Воевал, реформировал, правил;
Пугает страшными деяниями своими;
Деспот.
АЦЕТИЛЕН
Резкий, неприятный;
Горит, растворяется, реагирует;
Люблю его формулу C2H2
Алкин
Рефлексия
Аналитическая, деятельная;
Осознаётся, раскрывается, охватывает;
Рождается новая педагогическая парадигма.
Осознание.
Литература:
1. Авторы составители В,В, Гукова, А.А. Кравченко, Л.И. Михайлова и др, История 5-11 классы Технологии современного урока, Издательство «Учитель», Волгоград, 2009
2. Г.О. Аствацатуров Модульно–репродуктивное обучение на уроках истории и обществознания, Издательство «Учитель», Волгоград, 2009