Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ
С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках Программы воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой);
- Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учётом возрастных особенностей детей;
- Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигателььной, интелектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
- Организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учётом их потребностей и интересов;
- Комфортных условий пребывания воспитанников, приближённых к домашним условиям;
- Содействие к сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;
- Приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере. Роль среды в развитии детей прослеживается на примере её основных функций.
Цель организующей функции - предложить ребёнку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определённом смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
- Избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
- Создать для ребёнка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз - рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н.Любимова, С.Л.Новосёлова);
- Исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированны на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимодействий, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребёнка.
Для того, чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе её проектирования педагоги придерживались следующих принципов (по В.А.Петровскому):
- Дистанции, позиции при взаимодействии - ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
- Активности, самостоятельности, творчества - возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путём участия в создании свего предметного окружения;
- Стабильности - динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
- Комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
- Эстетической организации среды, сочетание привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
- Открытости и закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
- Половых и возрастных различий, как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Простроение развивающей среды с учётом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.