Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Эффективная коммуникация участников образовательного процесса

 

Смирнова Елена Михайловна, заместитель директора по УВР,

 

учитель предпрофильной подготовки, учитель начальных классов

 

На мой взгляд, одной из острых проблем современного образования является неумение выстраивать эффективные коммуникации между всеми участниками образовательного процесса. Из-за этого не возникает сотрудничество между ними, что в свою очередь отражается на образовательных результатах учащихся, удовлетворенности своей деятельностью учителей и качеством образования родителей и администрации.

Между тем, в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования» утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 г. № 761н (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448н) Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, предъявляются требования к коммуникативной компетенции как по должностям руководителей, так и учителей, преподавателей и воспитателей.

 Так, руководитель образовательного учреждения «обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами». Как руководящие работники, так и   учителя должны применять «методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе».

Кроме того, компетентностный подход рассматривается как основа реализации ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования, а коммуникативная компетентность – одной из ключевых компетентностей, которыми должны обладать выпускники школы

Что же такое коммуникативная компетентность? Как сделать сложный процесс общения эффективным и результативным? Как педагогам не только организовывать эффективные коммуникации, но и учить им своих учеников?

Необходимо обучение, включающее в себя как теорию, так и практикум по данному вопросу.

Но начать следует с понимания структуры самого процесса коммуникации.

Надо понимать, что коммуникация – не просто передача информации от одного человека к другому, а, по одному из определений, «целенаправленный процесс, в котором происходит обмен информацией и присутствует обратная связь для обеспечения результата».

Если внимательно исследовать это определение, то можно понять следующее:

1.    У коммуникации есть цель.

2.    Идет активный обмен информацией между участниками коммуникации.

3.    Коммуникация должна обеспечить некий результат ее участникам.

4.    Для оценки эффективности коммуникации необходимо применять инструменты «обратной связи».

Поработав с этими позициями, можно выделить следующие коммуникативные навыки и далее работать над ними на практике:

1.    Умение устанавливать контакт.

Три фокуса внимания при установке контакта:

·       приветствие с улыбкой и обращением по имени, имени-отчеству;

·       установление эмоционального контакта (открытый взгляд, тембр и темп речи, мимика, жесты);

·       обеспечение собственного комфорта и комфорта собеседника (дистанция, снятие эмоционального напряжения, юмор, демонстрация своего расположения и подготовки к разговору).

2.    Умение слушать;

«Слушать» и «слышать» совсем не одно и то же.  Различие в эффективном и неэффективном слушании. Надо понимать, что если человек молчит во время слушания, это совсем не означает, что он слышит собеседника. Активное слушание предполагает сознательное усилие человека понять смысл сказанного.  Для этого применяются так называемые Техники Активного Слушания (ТАС):

·       поддержка, присоединение (да-да, понимаю Вас, конечно, безусловно);

·       повторение (вы сказали, что….);

·       парафраз (другими словами...);

·       интерпретация (значит ли это, что…, вы имеете в виду…).

3.    Умение задавать вопросы;

Это умение должно дать возможность узнать нужную информацию, понять существующее положение дел. Вопросы должны показать желание и возможность быть полезным, полноценно описать ситуацию и разобраться в ней.

4.    Умение говорить;

Умение говорить на языке, понятном для собеседника. Сюда входит избегание употребления специальных терминов в беседе с непосвященным человеком и, наоборот, чрезмерное упрощение языка в беседе с профессионалом. Необходимо найти в каждом конкретном случае нужные слова, чтобы донести свое сообщение до собеседника.

5.    Умение завершать коммуникацию.

Выход из контакта для достижения цели коммуникации должен быть грамотным. Необходимо предусмотреть следующие моменты:

·       выразить благодарность собеседнику;

·       подытожить результатов разговора с проговариванием его ключевых моментов (итак, мы договорились о…);

·       оставить возможность для возобновления, продолжения коммуникации (если будут вопросы или проблемы, обращайтесь).

Всем известно, что существует категория людей, которые умеют располагать к себе собеседников, с первых минут разговора завоевывать их доверие, вызывать чувство симпатии. Если проанализировать поведение таких людей, то можно выяснить, что во время общения они используют приемы формирования доверительных отношений:

·       естественное поведение;

·       внимательное и терпеливое выслушивание собеседника;

·       демонстрация своей заинтересованности и уважения;

·       демонстрация одобрения и поддержки;

·       искреннее реагирование на речь собеседника;

·       подчеркивание своей общности с собеседником;

·       избегание поспешных выводов;

·       произнесение вслух имени собеседника;

·       избегание как жалоб, так и  расхваливания себя и подчеркивания своих успехов и т.д.

Для становления коммуникативной компетентности у педагогов, целесообразно организовать тренинги и практикумы по отработке вышеописанных навыков.

С учащимися элементы тренингов логично включить в уроки предпрофильной подготовки, некоторых элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения, что соответствует логике системно-деятельностного подхода, являющегося концептуальной основой ФГОС нового поколения.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»