Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Освоение алгоритма чтения как этап подготовки к ЕГЭ

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования.

Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать  универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка делается на формирование УУД.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Существует четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Для того, чтобы уроки английского языка способствовали формированию УУД и соответствовали требованиям ФГОС в своей практике я уделяю большое значение разным приемам чтения.

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки для них становятся скучными?  Ответ прост: большинство наших детей не умеют читать, не владеют навыками осознанного чтения. А ведь именно чтение является фундаментом всего последующего образования, воспитания и развития человека.

Поэтому одной из важнейших образовательных задач является формирование у детей навыка чтения: в начальной школе осознанного, а на средней и старшей ступени обучения –грамотного и полноценного. Каким должно быть полноценное чтение? В методике Константина Дмитриевича Ушинского сказано: «Беглым, осознанным, выразительным».

 И если беглое  чтение – вопрос времени и техники, то осознанное чтение - качественно новый результат, который требует от ученика и учителя особого, взимодействующего способа обучения.

 

Чтение – один из видов речевой деятельности, который учащиеся сдают в формате ЕГЭ.

 

На основе анализа результатов выполнения ЕГЭ за прошлый год по иностранным языкам предложены следующие рекомендации по подготовке к ЕГЭ следующего года (раздел – чтение )

 

  • на уроках иностранного языка уделять больше внимания варьированию приемов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей
  • развивать приемы просмотрового и поискового чтения
  • расширять типы и жанры текстов, предлагаемых для чтения
  • формировать языковые компенсаторные умения
  • воспитывать сознательное отношение к оперированию лексическими и грамматическими единицами

 

Чтение включает в себя извлечение смысла из текста. Но чтобы сделать это, мыдолжны понимать язык, на котором написан текст, как на уровне слов и предложений, так и на уровне его содержания.

Когда мы читаем, то не всегда испытываем необходимость читать все одинаково внимательно. КАК мы читаем зависит от того, ЧТО и Зачем мы читаем. Причины, по которым читаем, влияют на то, КАК мы читаем, какие технологии чтения используем.

В группе разный уровень подготовки учащихся – одни справляются с заданиями быстро, другим требуется больше времени. Я думаю, освоив алгоритм выполнения заданий по чтению,количество выполненных заданий возрастет. Будут получаться задания – будут лучше оценки. Хорошая оценка это стимул работы на уроке.

Что же такое алгоритм?

Алгоритм– совокупность действий, правил для решения данной задачи. ( С.И. Ожегов )

 

Что же даст применение алгоритмов в таком процессе, как чтение?

·        организует этот процесс

·        повышает его эффектив­ность

 

В процессе чтения должны формироваться такие важные механизмы речевого умения, как зрительное восприятие и узнавание, прогнозирование, смысловая догадка. Учебное чтение является средством обучения, которое готовит учащихся к зрелому коммуникативному чтению,т.е.ясному осознанию читающим цели предстоящей речевой деятельности. Следует направить его внимание на содержание текста и использование стратегий чтения, адекватных поставленной задаче.

В отечественной и зарубежной методике в рамках коммуникативного подхода принята классификация видов коммуникативного чтения по его коммуникативным задачам, т.е. конкретным установкам на степень полноты и точности извлечения информации.

 Коммуникативная задача при чтении обуславливает характер процесса чтения и используемые читающим приемы, стратегии чтения.

Для обозначения различных видов чтения приняты термины.

 

-     чтение с пониманием основного содержания

-     чтение с извлечением необходимой информации

-     чтение с полным и точным пониманием текста

Эта классификация в наиболее полном виде отражает те виды чтения, которыми мы пользуемся в реальной жизни.

В учебной деятельности и контрольных материалах коммуникативная установка при чтении формулируется в виде задания, предваряющего текст для чтения.

 

1.Задание на соотнесение подзаголовков с абзацами текста

Текст разделен на абзацы. Необходимо выбрать подходящий заголовок к каждому абзацу. Один заголовок лишний.

Алгоритм выполнения

·        Прочитать заголовки

·        Внимательно прочитать текст, чтобы понять основное содержание каждого абзаца

·        В каждом абзаце выбрать предложение или ключевые слова, в которых заключена основная идея.

·        Найти заголовок, соответствующий основной идее каждого абзаца.

·        Помни, заголовки часто содержат слова синонимичные словам из абзаца.

·        Убедись, что лишний заголовок не соответствует ни одному из абзацев.

2. Задание на умение понять структурно-смысловые связи

Надо прочитать текст и заполнить пропуски частями предложений.

Одна из частей  в списке лишняя.

Алгоритм выполнения.

·        Быстро просмотреть текст, чтобы составить мнение о его содержании.

·        Просмотрите список частей предложений.

·        Найдите подходящую часть для каждого конкретного пропуска.

·        Некоторые части предложений не подходят по грамматическим критериям.

·        Выбрав вариант, прочитайте предложение с заполненным пропуском.

·        Убедитесь, что предложение грамматически корректно и подходит по смыслу.

3. Задания на множественный выбор

( Readingforspecificinformation)

К тексту  прилагаются вопросы с несколькими вариантами ответов.

Требуется выбрать один.

Алгоритм выполнения

·        Прочитайте текст целиком, чтобы понять основную идею

·        Ознакомьтесь с вопросами и постарайтесь ответить, не глядя в варианты ответов

·        Найдите место в тексте, где, как вы думаете, находится ответ на вопрос

·        Просмотрите варианты ответов и выберите наиболее подходящий

·        Помните, что в вопросах информация перефразирована, поэтому обращайте внимание на синонимичные выражения

·        Прочитайте тест еще раз и проверьте правильность выбранных ответов

вывод:

В результате использования алгоритма повышается продуктивность урока.

Тест, на который в начале курса требовалось 20 минут, сейчас делаем за 8- 10 минут.

Более сильные учащие выполняют 2 теста. При  личностно-ориентированом подходе им подбираются задания другого плана, на выполнение которых у них есть время.

Используя алгоритм чтения, учащиеся развивают УУД -совокупность способов действия обеспечивающих их способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса чтения.

    Литература:

1.     Gym.075.edusite.ru

2.     Ahmerov.com>book745

3.     Frenglish.ru>ege.English

4.     «Первое сентября» №10 – 2011г.

5.     Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»