Статья
Освоение алгоритма чтения как этап подготовки к ЕГЭ
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка делается на формирование УУД.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Существует четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Для того, чтобы уроки английского языка способствовали формированию УУД и соответствовали требованиям ФГОС в своей практике я уделяю большое значение разным приемам чтения.
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки для них становятся скучными? Ответ прост: большинство наших детей не умеют читать, не владеют навыками осознанного чтения. А ведь именно чтение является фундаментом всего последующего образования, воспитания и развития человека.
Поэтому одной из важнейших образовательных задач является формирование у детей навыка чтения: в начальной школе осознанного, а на средней и старшей ступени обучения –грамотного и полноценного. Каким должно быть полноценное чтение? В методике Константина Дмитриевича Ушинского сказано: «Беглым, осознанным, выразительным».
И если беглое чтение – вопрос времени и техники, то осознанное чтение - качественно новый результат, который требует от ученика и учителя особого, взимодействующего способа обучения.
Чтение – один из видов речевой деятельности, который учащиеся сдают в формате ЕГЭ.
На основе анализа результатов выполнения ЕГЭ за прошлый год по иностранным языкам предложены следующие рекомендации по подготовке к ЕГЭ следующего года (раздел – чтение )
- на уроках иностранного языка уделять больше внимания варьированию приемов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей
- развивать приемы просмотрового и поискового чтения
- расширять типы и жанры текстов, предлагаемых для чтения
- формировать языковые компенсаторные умения
- воспитывать сознательное отношение к оперированию лексическими и грамматическими единицами
Чтение включает в себя извлечение смысла из текста. Но чтобы сделать это, мыдолжны понимать язык, на котором написан текст, как на уровне слов и предложений, так и на уровне его содержания.
Когда мы читаем, то не всегда испытываем необходимость читать все одинаково внимательно. КАК мы читаем зависит от того, ЧТО и Зачем мы читаем. Причины, по которым читаем, влияют на то, КАК мы читаем, какие технологии чтения используем.
В группе разный уровень подготовки учащихся – одни справляются с заданиями быстро, другим требуется больше времени. Я думаю, освоив алгоритм выполнения заданий по чтению,количество выполненных заданий возрастет. Будут получаться задания – будут лучше оценки. Хорошая оценка это стимул работы на уроке.
Что же такое алгоритм?
Алгоритм– совокупность действий, правил для решения данной задачи. ( С.И. Ожегов )
Что же даст применение алгоритмов в таком процессе, как чтение?
· организует этот процесс
· повышает его эффективность
В процессе чтения должны формироваться такие важные механизмы речевого умения, как зрительное восприятие и узнавание, прогнозирование, смысловая догадка. Учебное чтение является средством обучения, которое готовит учащихся к зрелому коммуникативному чтению,т.е.ясному осознанию читающим цели предстоящей речевой деятельности. Следует направить его внимание на содержание текста и использование стратегий чтения, адекватных поставленной задаче.
В отечественной и зарубежной методике в рамках коммуникативного подхода принята классификация видов коммуникативного чтения по его коммуникативным задачам, т.е. конкретным установкам на степень полноты и точности извлечения информации.
Коммуникативная задача при чтении обуславливает характер процесса чтения и используемые читающим приемы, стратегии чтения.
Для обозначения различных видов чтения приняты термины.
- чтение с пониманием основного содержания
- чтение с извлечением необходимой информации
- чтение с полным и точным пониманием текста
Эта классификация в наиболее полном виде отражает те виды чтения, которыми мы пользуемся в реальной жизни.
В учебной деятельности и контрольных материалах коммуникативная установка при чтении формулируется в виде задания, предваряющего текст для чтения.
1.Задание на соотнесение подзаголовков с абзацами текста
Текст разделен на абзацы. Необходимо выбрать подходящий заголовок к каждому абзацу. Один заголовок лишний.
Алгоритм выполнения
· Прочитать заголовки
· Внимательно прочитать текст, чтобы понять основное содержание каждого абзаца
· В каждом абзаце выбрать предложение или ключевые слова, в которых заключена основная идея.
· Найти заголовок, соответствующий основной идее каждого абзаца.
· Помни, заголовки часто содержат слова синонимичные словам из абзаца.
· Убедись, что лишний заголовок не соответствует ни одному из абзацев.
2. Задание на умение понять структурно-смысловые связи
Надо прочитать текст и заполнить пропуски частями предложений.
Одна из частей в списке лишняя.
Алгоритм выполнения.
· Быстро просмотреть текст, чтобы составить мнение о его содержании.
· Просмотрите список частей предложений.
· Найдите подходящую часть для каждого конкретного пропуска.
· Некоторые части предложений не подходят по грамматическим критериям.
· Выбрав вариант, прочитайте предложение с заполненным пропуском.
· Убедитесь, что предложение грамматически корректно и подходит по смыслу.
3. Задания на множественный выбор
( Readingforspecificinformation)
К тексту прилагаются вопросы с несколькими вариантами ответов.
Требуется выбрать один.
Алгоритм выполнения
· Прочитайте текст целиком, чтобы понять основную идею
· Ознакомьтесь с вопросами и постарайтесь ответить, не глядя в варианты ответов
· Найдите место в тексте, где, как вы думаете, находится ответ на вопрос
· Просмотрите варианты ответов и выберите наиболее подходящий
· Помните, что в вопросах информация перефразирована, поэтому обращайте внимание на синонимичные выражения
· Прочитайте тест еще раз и проверьте правильность выбранных ответов
вывод:
В результате использования алгоритма повышается продуктивность урока.
Тест, на который в начале курса требовалось 20 минут, сейчас делаем за 8- 10 минут.
Более сильные учащие выполняют 2 теста. При личностно-ориентированом подходе им подбираются задания другого плана, на выполнение которых у них есть время.
Используя алгоритм чтения, учащиеся развивают УУД -совокупность способов действия обеспечивающих их способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса чтения.
Литература:
1. Gym.075.edusite.ru
2. Ahmerov.com>book745
3. Frenglish.ru>ege.English
4. «Первое сентября» №10 – 2011г.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010.