Стандарты второго поколения
Медведева Лариса Александровна,
учитель английского языка
ГБОУ лицей 144 Санкт-Петербурга
С принятием нового закона об образовании и сменой стандартов в обучении каждый практикующий учитель пытается разобраться, чем новые стандарты отличаются от тех, по которым шло обучение ранее, что нужно поменять в педагогической деятельности, согласно новым требованиям.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку:
- Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
- Развитие личности учащихся.
- Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Обозначенные цели, как мы видим, не являются для нас радикально новыми, смещается лишь акцент. Приоритетным является формирование развитие у учащихся различных действий.
Иностранный язык, по сути своей, обеспечивает развитие коммуникативных действий,личностных универсальных действий, общеучебных познавательных действий.
Он обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:
- общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;
- развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; развитию письменной речи;
- формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.
Условия для формирования личностных универсальных действий складываютсяблагодаря знакомству обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой. В результате у учащихся формируется гражданская идентичность личности, доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другим странам и народам, компетентность в межкультурном диалоге.
Исходя из личного опыта, могу сказать, что это можно осуществить изучая, например, английские пословицы. На уроке мы с учащимися сравниваем, как одна и та же мысль передается разными средствами в разных языках. И обязательно обращаем внимание на такие моменты, что народная мудрость, выраженная в пословицах, интернациональна.
Другой способ формирования личностных универсальных действий может стать просмотр видеокурсов, например, в своей практике я использую видеокурсы «О Лондоне», «О Великобритании», «Английский в повседневном общении», которые можно использовать и на уроках, и в рамках дополнительного образования. Курсы основаны на аутентичном материале и знакомят ребят с достопримечательностями Лондона, традициями и культурой Великобритании.Данный материал позволяет учащимся глубже познакомиться с культурными традициями, национальными особенностями и историей Англии.
И, наконец, общеучебные познавательные действия лучше всего формируются благодаря смысловому чтению, когда идёт выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана.
Опыт нашей работы по УМК Spotlight свидетельствует о том, что все тексты данного УМК отвечают европейскому стандарту. Предлагаемая в них тематика, отобранная в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их интересами и потребностями, находит свое отражение в текстах лингвострановедческого и социокультурного плана, которые составляют большую часть текстового материала для изучения. Тексты представляют сведения:
- о национальных особенностях характера британцев;
- о традиционных праздниках англичан;
- о системе образования в Великобритании;
- о достопримечательностях английских городов и т.д.
Кроме того, в ходе изучения таких тем как, например, “BritishYouthandFashion”,”ThehistoryofLondon”, “TransportinGB”,”Scotland”, учащимся можно предложить дополнительно подобранные тексты. Их можно найти в современных молодёжных журналах, которые познакомят ребят с жизнью британцев, манерой их поведения, с существующими стереотипами в восприятии другой нации, со способами организации досуга своих сверстников, детским фольклором страны изучаемого языка, с мнением британских школьников о моде, и т.д.
Хороший результат в этой связи дают тексты из художественной литературы. Составленная мною программа дополнительного образования: «Английский в увлекательном чтении” основывается на произведениях известных английских и американских писателей. Она построена так, чтобы ребята высказывали свое мнение о прочитанном в устной и письменной форме. Этому способствует система лексико-грамматических упражнений.
Формированию универсальных учебных действий прекрасно способствует внеклассная работа - её основное значение заключается в формировании личности учащегося. Кроме того, она способствует развитию и поддержанию устойчивого интереса учеников к иностранному языку, развитию практических навыков и умений, расширению политико-культурного образования, мобилизует внимание и память учащихся, приучает их к полезной деятельности, развивает чувство ответственности, коллективизма, приучает к самостоятельности и организованности.
Все эти методы как нельзя лучше развивают любознательность, интерес и способность детей к наблюдению за иным способом мировидения и мироощущения, способность к рефлексии имеющегося и приобретаемого культурного опыта, что, собственно говоря, и требуют от нас новые образовательные стандарты.